Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся «Пятиклассник»

Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 5-х классов и направлена на повышение адаптивных возможностей учащихся и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене (способствует предупреждению тех проблем, с которыми могут встретиться учащиеся: тревожность, негативные эмоции, неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками и учителями) развитие личностных и коммуникативных УУД. В сфере развития личностных универсальных у...
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ГОРОДА КОВРОВА







Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся «Пятиклассник»

(направлена на общекультурное развитие

личности учащихся 5-х классов)



СОСТАВИТЕЛЬ:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ

АНДРИАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА















2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

Взрослому человеку, с положительным набором ценностей,

При воспитании ребёнка - важно не только научить…

А со всем набором полученных знаний и навыков-

адаптировать его к жизненным реалиям…

Так, чтобы он впоследствии не разочаровался

И не отказался от данных ценностей…

С. Гудман


Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 5-х классов и направлена на повышение адаптивных возможностей учащихся и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене (способствует предупреждению тех проблем, с которыми могут встретиться учащиеся: тревожность, негативные эмоции, неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками и учителями) развитие личностных и коммуникативных УУД.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание будет уделено формированию:

- интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

- формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; - устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

В основу программы заложен курс Е.Г.Коблика «Первый раз в пятый класс»: Программа адаптации детей к средней школе. - 2 изд., стер, - М.: Генезис, 2007.

Так же в основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012г.; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под. редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011г.

Актуальность и перспективность курса.

В настоящее время педагогическое образование превращается в образование психолого-педагогическое. Школа меняет своё направление и её целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

В XXI веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо ещё обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания.

Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату - становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. В процессе образования эти способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию.

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

- появление не успешности в учебе;

- снижение мотивации к учению;

- возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

- нарушение поведения у подростков.

Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

- в снижении успеваемости;

- в значительно изменяющихся условиях обучения;

- в противоречивости отношений и системы требований к ученику;

-в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.

Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.).

Считаю, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего сопровождения. В соответствии с чем, психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику. Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к среднему звену.

В перспективе эта программа поможет сформировать «Портрет учащегося нового поколения».

Цель программы:

- оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в 5 классе, которые способствуют становлению личности как субъекта деятельности, развитию навыка общения и познанию уникальности собственной личности путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения.

Задачи программы:

· обеспечить преемственность начального и среднего образования, как средства создания целостного процесса формирования и развития личности, адаптированной в динамично изменяющемся и развивающемся мире, и средства способствующего снижению уровня школьной тревожности;

· сформировать адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развить навык уверенного поведения;

· сформировать представление об умениях, навыках обучения в среднем звене;

· способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

· сформировать навыки взаимодействия с другими людьми.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия.

Младшие подростки, учащиеся 5-х классов. Период адаптации в пятом классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период характеризуется с педагогической точки зрения низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью. Снижением интереса к учёбе и её результатам. С психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет. С психологической точки зрения это очень благополучный возраст. Центральное и важнейшее психологическое новообразование - это так называемое «чувство взрослости». Это «чувство» должно проявлять себя и реализовываться в трёх основных моментах:

- новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности;

- новая личностная позиция по отношению к школе;

- новая личностная позиция по отношению к сверстникам.

Организация занятий.

Продолжительность образовательного процесса - 35 часов, форма проведения - групповые занятия, 1 раз в неделю. Занятия рекомендуется проводить педагогам-психологам.

Организационные моменты:
· на занятии дети сидят за партами, которые стоят по кругу, а стол ведущего замыкает круг;
· занятие длится столько же, сколько урок;
· форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключительная часть (обратная связь; домашнее задание).

На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Использование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творческую деятельность в учебном процессе. Подростки учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. В конце проведения тренинга происходит обмен мнениями с учащимися о том, что было интересно или, что можно изменить в занятиях для большей их эффективности.

Такие занятия благотворно влияют на формирование ученического коллектива.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих в том, что она предполагает не только теоретический материал по темам, но и практическую часть, в ходе которой учащиеся развивают коммуникативные навыки, находят пути выхода из сложных жизненных ситуаций в ролевых играх.

Методы и формы обучения: беседа, рисование, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения или игры и их обсуждение, психодиагностические задания.

Программа включает в себя теоретические, практические занятия и занятия самовыражения.

Программа занятий осуществляется в форме активного общения психолога и учащихся. Такая форма работы ориентирована на обращение к тем проблемам, которые могут быть важными для них в силу их возрастных особенностей.

Методы и приемы.

В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы.

Диагностические задания успешно сочетаются с тренинговыми, формирующими.

Беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Часто применяется высказывания «по кругу», работа в парах и микрогруппах.

Упражнения, тренинг.

Игра. Это эффективнейшее средство социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Игра или её элементы присутствуют практически на всех уроках. Это активизирующие игры, игры-театрализации, ролевые игры и др.

Различные аудиовизуальные средства: таблицы, схемы.

Эпиграфы, афоризмы, поговорки и т.д. представляют учащимся дополнительную область для размышления.

В структуру программы входит:

1. Вводный раздел

2. Раздел «Здравствуй пятый класс»

3. Раздел «Познаём себя»

4. Раздел «Навыки общения»

5. Заключительный раздел

Структура занятий.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Ритуал приветствия, прощания - выражение доброжелательного отношения к группе.

Разминка - упражнения, действия, позволяющие настроиться на разговор, на основную работу («представление», «если весело живётся, делай так», «испорченный телефон», «найди того, кто» и др.).

Основная часть - рассмотрение в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.

Упражнение на закрепление и применение.

Подведение итогов, рефлексия - это способ прислушаться к себе, поразмышлять о своем внутреннем состоянии и его причинах.

Ожидаемый результат данной программы: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.

Материальное обеспечение данной программы предполагает использование кабинета, рабочей доски, бумаги, цветных карандашей или фломастеров, наглядного материала в виде карточек, компьютерная техника.

Возможно изменение содержания занятий программы с учётом индивидуального развития и потребностей учащихся.

Форма подведения итогов реализации этой программы предполагает заполнение учащимися контрольной анкеты.


Технологии обучения.

В основу занятий заложены социально-психологические и здоровьесберегающие технологии личностного развития школьников.

Формы и методы контроля.

Данные занятия не входят в число обязательных учебных дисциплин, что позволяет применить свои критерии оценивания учащихся. Исключаются отрицательные оценки, т.к. оценка должна быть направлена на формирование положительной Я-концепции ученика. Не ставятся отметки по результатам тестов, анкет, вопросников, отражающих качества личности учащихся.

В конце изучения каждого раздела происходит обмен мнениями с учащимися о том, что было интересно или что можно изменить в занятиях для большей эффективности.

Итоговый контроль осуществляется в виде повторной диагностики в конце курса по изучению нормализации уровня тревожности и повышению уровня учебной мотивации.

Содержание программы

1. Вводный раздел. Его цель - ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы.

2.Раздел «Здравствуй, пятый класс». Его цель - познакомить детей с особенностями обучения в школе второй ступени и помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

3. Раздел «Познаём себя». Его цель - помочь составить представление о себе, формирование образа Я, осознание своих сильных и слабых сторон.

4. Раздел «Навыки общения». Его цель - познакомить детей с навыками общения и развить в них культуру общения. Общение с учителями и одноклассниками.

5. Заключительный раздел. Он представляет собой занятие, на котором обсуждаются те изменения в учебной деятельности, которые дети смогли заметить после завершения курса занятий. Заполнение контрольной анкеты.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Количество часов

  1. Вводный раздел (2 часа)

1.

Давайте знакомится, или Раз, два, три, четыре, пять - начинаем узнавать.

2

  1. Раздел «Здравствуй, пятый класс!» (5 часов)

2.

Здравствуй, пятый класс!

1

3.

Узнай свою школу

1

4.

Ставим цели

1

5.

Что поможет нам учиться

1

6.

Легко ли быть учеником

1

III. Раздел «Познаём себя» (9 часов)

7.

Наши эмоции

1

8.

Хозяин эмоций

1

9.

Исправляем грустное настроение

1

10.

Человеческие ценности

1

11.

Что такое счастье?

1

12.

Совесть. Внутренние противоречия

1

13.

Честность. Что это значит?

1

14.

Жестокость и сочувствие

1

15.

Предновогодний круг. Знаем ли мы друг друга?

1

IV. Раздел «Навыки общения» (15 часов)

16.

Радость общения

1

17.

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях

2

18.

Встречаем новенького

1

19.

Волшебные слова

1

20.

Как научиться сочувствовать

1

21.

Общение и уважение. Общение с разными людьми

2

22.

Что такое толерантность

2

23.

Находим друзей

2

24.

Выяснение качеств, опасных для общения. Побуждение к изменениям

2

25.

Понимаем ли мы друг друга

1

V. Заключительный раздел (4 часа)

26.

Мы изменились

4

Итого:

35 часов



ЛИТЕРАТУРА


  1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31


  1. Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9


  1. Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003. - 122с.


  1. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.


  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.

  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001

  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012г.

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под. редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011г.

  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.











ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение № 1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ТЕМАМ


I.Вводный раздел (2 часа)

Тема 1. Давайте знакомится, или Раз, два, три, четыре, пять - начинаем узнавать (занятия 1-2).

Цели:

- формирование навыков работы в группе;

- определение и актуализация задач программы;

- введение понятия «человек-личность» и самоактуализация проблем личностного развития.

Материалы: бумага, фломастеры, ручки, карандаши, мяч.

Ход занятия 1: несколько игр на «знакомство». Разбор понятий - Человек и Личность (работа с таблицей). Рефлексия.

Ход занятия 2: Игры на контакт детей в группе. Знакомство с правилами работы в группе. Упражнение на сближение. Рефлексия.

II.Раздел «Здравствуй, пятый класс!» (5 часов)

Тема 2. Здравствуй, пятый класс! (занятие 3).

Цель: помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

Материалы: табличка с ответом «Да», «Нет», «Иногда», бланки «Мои цели», «Солнышко».

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнение «Прощание с начальной школой», «Определение целей обучения в 5 классе». Рефлексия занятия.

Тема 3. Узнай свою школу (занятие 4).

Цель: помочь ознакомится с новыми правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Вопросы учащимся, которые помогут лучше узнать правила поведения в школе II ступени. Дискуссия на тему занятия. Рефлексия.

Тема 4. Ставим цели (занятие 5).

Цель: помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы», «Ставим цели». Рефлексия занятия.

Тема 5. Что поможет нам учиться? (занятие 6).

Цели:

- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

- способствовать формированию учебных навыков;

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнение «Что поможет мне учиться?», «Правила поведения на уроке». Дискуссия на тему занятия. Рефлексия занятия.

Тема 6. Легко ли быть учеником? (занятие 7).

Цель: помочь детям осознать, какие качества нужны ученику, способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Притча о башмачнике. Игра «Идеальный ученик». Дискуссия на тему занятия. Рефлексия занятия.

III.Раздел «Познаём себя» (9 часов)

Тема 7. Наши эмоции (занятие 8).

Цель: познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнения «Комплимент», «Угадай и изобрази эмоцию». Рефлексия занятия.

Тема 8. Хозяин эмоций (занятие 9).

Цель: познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнения «Зачем нужны плохие эмоции», «Назови эмоции», «Мой сосед справа», «Фигуры эмоций». Рефлексия занятия.

Тема 9. Исправляем грустное настроение (занятие 10).

Цель: ознакомить детей с понятием «настроение»; ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения; развивать у детей умение управлять своим настроением.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры, индивидуальные таблицы для упражнения «Что может повлиять на моё настроение», картинки с образами настроения,

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Работа над понятием «настроение», упражнения «Что может повлиять на ваше настроение», работа с картинками «Три настроения», приёмы повышения настроения. Рефлексия занятия.

Тема 10. Человеческие ценности (занятие 11).

Цель: помочь учащимся сформулировать собственные жизненные ценности.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Стихотворение. Упражнение «На что потратить жизнь», притча о ценностях жизни, притча про сосуд. Рефлексия занятия.


Тема 11. Что такое счастье (занятие 12).

Цель: помочь детям понять, что человек не рожден для счастья, а должен добывать его в труде.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Рассуждение по теме, разбор пословиц, релаксация «Моё счастье». Рефлексия занятия.

Тема 12. Совесть. Внутренние противоречия (занятие 13).

Цель: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Рассуждение по теме. Чтение и обсуждение рассказа «Дело совести». Рефлексия занятия.

Тема 13. Честность. Что это значит? (занятие 14).

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры, Интерактивная доска, компьютер.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Чтение рассказа «Света и ложь», задание «Неоконченный рассказ», «Собери пословицы». Рефлексия занятия.

Тема 14. Жестокость и сочувствие (занятие 15).

Цели: дать определение жестокости и состраданию; рассмотреть, к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей; обсудить вопрос о том, какое влияние могут оказывать люди друг на друга (как плохое, так и хорошее).

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Определение понятий. Обсуждение темы. Рефлексия занятия.

Тема 15. Предновогодний круг. Знаем ли мы друг друга? (занятие 16).

Цель: способствовать сплочению группы.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Обсуждение темы за чаепитием. Рефлексия занятия.

IV. Раздел «Навыки общения» (15 часов)

Тема 16. Радость общения (занятие 17).

Цели: развитие сензитивности общения; коррекция межличностных негативных отношений в классе

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Беседа с элементами рассуждения «Расскажи о хорошем» «Вежливые слова», высказывания известных людей, упражнение «Расшифруй слово». Рефлексия занятия.

Тема 17. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях (занятие 18-19).

Цель: определить роль общения.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». 4 уровня общения людей в виде информационного блока. Рефлексия занятия.

Тема 18. Встречаем новенького (занятие 20).

Цель: развивать навыки сотрудничества

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнения: «Добрый и злой мяч», «Воображала», «Новичок Том». Беседа «Будем учиться на отлично». Рефлексия занятия.

Тема 19. Волшебные слова (занятие 21).

Цель: научить детей культуре общения.

Материалы: мяч, тетрадь, ручки.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение» или рефлексивные упражнения. Культура общения. Умение начать, поддержать, вести разговор. Как попросить, поблагодарить. «Золотые правила». Рефлексия занятия.

Тема 20. Как научиться сочувствовать? (занятие 22).

Цель: обдумать вопрос поведения с теми, кто предан нам; 2) дать ответ на главный вопрос урока.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Правила сочувствия, проигрывание ситуаций. Рефлексия занятия.

Тема 21. Общение и уважение. Общение с разными людьми (занятие 23-24).

Цель: определить суть понятия «уважение».

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Определение понятия «Уважение». Способы развития в человеке уважения. Упражнения «Письмо», «Телефонный разговор с разными людьми». Блок творчества (продолжить историю). Рефлексия занятия.

Тема 22. Что такое толерантность? (занятие 25-26).

Цели:

- ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Определение понятия «толерантности» методом «мозгового штурма». Дискуссия на тему. Упражнение «кто похвалит себя лучше всех, или памятка на чёрный день». Рефлексия занятия.

Тема 23. Находим друзей (занятие 27-28).

Цели:

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие чувства важны в дружбе;

- повысить самооценку детям.

Материалы: мяч, пословицы и поговорки о дружбе, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Дискуссия на тему занятия. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Рефлексия занятия.

Тема 24. Выяснение качеств, опасных для общения. Побуждение к изменениям (занятия 29-30).

Цели:

- стремление к открытому, откровенному общению;

- развитие самокритичности;

- возбуждение стремления к изменениям.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия 14: разминка в виде групповых игр на «сближение». Упражнение «Самокритика», «счастливого пути». Рефлексия занятия.

Ход занятия 15: разминка в виде групповых игр на «сближение» или рефлексивные упражнения. Упражнение «Пожелания», «Отверженный». Рефлексия занятия.

Тема 25. Понимаем ли мы друг друга? (занятие 31).

Цель: осознание целостности и многогранности каждой личности, сходств и различий людей.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Размышления на тему. Рефлексия занятия.


V. Заключительный раздел (4 часа)

Тема 26. Мы изменились (занятие 32-35).

Цели: подвести итоги работы группы.

Материалы: мяч, бумага, фломастеры.

Ход занятия: разминка в виде групповых игр на «сближение». Рефлексия работы группы.
















Приложение № 2



Анкета обратной связи для учащихся 5-х классов.

1. Уроки психологии в 5-ом классе были

а) интересны и нужны;

б) не всегда интересны;

в) не интересны и не нужны;

г) затрудняюсь ответить.

2. Больше всего понравились уроки

а) обсуждение и решение ситуаций;

б) обсуждение темы с выводами в тетради;

в) описание случаев из своей жизни, выражение чувств.

3. Мне нравится заниматься

а) в большом кругу;

б) в группах по 4,5,6 человек;

в) за партами в кругу;

г) за партами.

4. На уроках не нравилось ...

5. В 6-ом классе хотелось бы изучать ...

6. Пожелания преподавателю в проведении уроков.




























Приложение № 3


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема занятия

сентябрь

Давайте знакомится, или Раз, два, три, четыре, пять - начинаем узнавать.

Здравствуй, пятый класс!

Узнай свою школу

октябрь

Ставим цели

Что поможет нам учиться

Легко ли быть учеником

Наши эмоции

Хозяин эмоций

ноябрь

Исправляем грустное настроение

Человеческие ценности

Что такое счастье?

декабрь

Совесть. Внутренние противоречия

Честность. Что это значит?

Жестокость и сочувствие

Предновогодний круг. Знаем ли мы друг друга?

январь

Радость общения

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях

февраль

Встречаем новенького

Волшебные слова

Как научиться сочувствовать

Общение и уважение. Общение с разными людьми

март

Общение и уважение. Общение с разными людьми

Что такое толерантность

Находим друзей

апрель

Выяснение качеств, опасных для общения. Побуждение к изменениям

Понимаем ли мы друг друга

май

Мы изменились


© 2010-2022