• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Разработка телесно - ориентированного тренинга для подростков по формированиюе представлений о сенсомоторных и когнитивных способностях человека

Разработка телесно - ориентированного тренинга для подростков по формированиюе представлений о сенсомоторных и когнитивных способностях человека

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект «открытого» занятия по программе «Разговор на языке тела», проведенного 07.10.2014г. в МБУ школе №40, педагогом - психологом ГБОУ ЦПМСС «Личность» Кабировой З.А.



«Театр сенситивности»



Цель: Развитие способности подростков к прочувствованию «внутреннего» и «внешнего» мира.

Задачи:

1. Углубление представлений о сенсомоторных и когнитивных способностях человека;

2. Расширение доверия подростков друг к другу.

Использование СОТ:

- Коммуникативно - диалоговые технологии (дискуссия);

- Имитационно - игровые технологии (подвижные игры);

- ИКТ - технологии (демонстрация презентации);

- Здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности);

- Технология рефлексивного обучения («Рефлексивный круг» в начале и в конце занятия)

Оборудование:

  • кабинет со свободным пространством;

  • стулья по количеству участников;

  • средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, персональный ПК;

- наглядность: слайдовая демонстрация, музыкальное сопровождение к упражнениям;

- мяч

Ход занятия:

1. Приветствие- 5 минут.

Ритуал вхождения в пространство группы.

2. «Рефлексивный круг»- 5-10 минут.

Ведущий предлагает всем сесть в круг и просит каждого участника выразить свое состояние на данный момент (для передачи очередности, используется мяч), попытаться определить причины возникновения этого эмоционального состояния. Рассматриваемые вопросы могут касаться готовности продолжить работу, отношения к тому или иному участнику или ведущему. Ведущий анализирует свое состояние вместе со всеми, желательно в последнюю очередь.

В конце ведущий озвучивает тему, цель и задачи начинающегося занятия, дает общую установку на работу.

3.Разминка- 5-10 минут.

«Постройся по признаку»

Участникам предлагается (на время) выстроиться в одну прямую, слева направо, по определенному признаку:

  • цвет волос (от светлого к темному);

  • рост ( от высокого к низкому);

  • день рождения (от 1 до 31) и т.д.

4. Основное содержание - 1 час 20минут.

Цель: снятие телесного напряжения, установление доверительных отношений, развитие восприятия и сенситивности.

«Танец на кончиках пальцев»

Вся группа делится по парам и равномерно распределяется в пространстве. Участники, стоя напротив друг друга, согнув руки в локтях, соприкасаются лишь подушечками пальцев. Задача - сохранить контакт с партнером во время движения. В паре ведущий - с открытыми глазами, ведомый - с закрытыми. Во время танца под музыку, по сигналу тренера, роли меняются.

«Маятник»

В группе из четырех человек один из участников становится спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и голове (в затылочной части) руки так, чтобы водящий мог спокойно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды движения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя коллегам, «падает» на руки, с постепенным опусканием его до пола.

Перед выполнением упражнения тренер обучает ребят принципам и техникам правильной поддержки и конт­ролирует деятельность каждого из участников. В случае если участник плохо чувствует контакт с партнерами, не контро­лирует свои движения и/или излишне нервничает, он не до­пускается к упражнению.

«Люлька»

К практике этого упражнения приступают после освоения двух предыдущих. В группе из пяти-семи человек партнеры ста­новятся напротив друг друга, соединяя руки в «замке». Веду­щий укладывается в «люльку» на спину. Подхватив тело, груп­па раскачивает и подбрасывает его вверх, следя за тем, чтобы оно не соскочило с рук. По окончании серии упраж­нений участники делятся впечатлениями о своем состоянии и о степени доверия к партнерам, проявляющегося в процессе действия.

«Распознавание по голосу»

Ведущий садится спиной к товарищам. Удостоверившись в том, что все знают имена друг друга, члены группы по очере­ди произносят какое-нибудь слово. Ведущий угадывает гово­рящего. При хорошем и быстром узнавании друг друга слово заменяется буквой, а затем звуком.

«Распознавание по руке, по волосам»

Ведущий ощупывает руку каждого члена группы. Затем, са­дясь спиной к группе, он угадывает человека по ощущению от соприкосновения с рукой. Так же проводится распознавание по прическе.

«Распознавание по характеру приветствия»

Каждый из членов группы подходит к ведущему и привет­ствует его посредством касания, поглаживания либо хлопка по плечу.

«Распознавание по походке»

В подготовительном упражнении ведущий сопоставляет свои наблюдения от звуков, издаваемых при ходьбе участниками. Отвернувшись от зала, он по звукам угадывает проходящих.

«Распознавание по хлопкам»

Прослушав характер и свойственный данной индивидуаль­ности ритм хлопков, ведущий угадывает их автора, сидя спи­ной к группе.

«Распознавание по взгляду»

Две группы участников располагаются друг напротив друга. Каждая группа загадывает одного из членов противополож­ной группы. Чтобы угадать, кто был выбран, каждый пред­ставитель одной команды поочередно смотрит в глаза участ­ников противоположной команды. После окончания просмотра группа решает, кого же выбрали противники. Затем команды меняются ролями.

В этой игре на внимание более информативно наблюде­ние со стороны за поведением противоположной команды, реагирующей на взгляды водящего. Как правило, команда из 7-8 человек угадывает ответ со второй попытки.

В результате тренинга ребята лучше узнают друг друга и получают достаточный осознанный навык по тонкому различению сенсорной стимуляции.

Слайдовая презентация.

Показ слайдов, демонстрирующих различные эмоциональные состояния людей, выражающиеся в позах, мимике и жестах (Аллан Пиз «Язык телодвижений».

Дискуссия

Тема: « По каким невербальным проявлениям тела мы можем «считать» состояние человека?»

1. Дать определение понятиям:

- мимика (движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние);

- поза (положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу);

- жестикуляция (некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом)

2. Классификация жестов.

3.Жесты и культурные различия.

5. Завершение занятия-10 минут.

«Рефлексивный круг».

Анализ действий, чувств, переживаний, возникающих в процессе всего занятия.

Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

6. Прощание-5 минут. Обозначается конец занятия, посредством определенных ритуалов.

Заместитель директора ГБОУ ЦПМСС «Личность» Домарецкая О.В.__________



© 2010-2022