Тренинг для учащихся средних классов Уроки толерантности

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы педагога-психолога МБОУ СОШ с. Булун-Терек на 2015-2016уч.г.

Цель работы: содействие администрации педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития личности ребенка, соответствующей индивидуальности; оказание психологической помощи личности ребенка, родителей, учителей в определении своих возможностей в решении проблем.

Задачи:

  • Максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся, обеспечение психологического здоровья и психологической готовности к жизненному самоопределению;

  • Осуществление профилактики и коррекции отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся;

  • Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся (1,5,10 классов) к школе и новым условиям обучения;

  • Проведение работы по развитию способностей детей, формирования психологической культуры личности, обучение адекватным отношениям, оказание помощи в экстремальных ситуациях.

Основное направление деятельности педагога-психолога: работа с учащимися школы, работа с родителями, сотрудничество с педагогами-предметниками и классными руководителями.







Название работы

Срок проведения

Предполагаемый результат

Психодиагностическая деятельность

1.1

Диагностика готовности к школьному обучению 1 класса (комплексное тестирование)

сентябрь

Выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего для оказания им коррекционной помощи. Обработка полученных результатов. Введение журнала учета диагностических исследований

1.2

Диагностика умственного развития 4-х классов. «Тест умственного развития»

Сентябрь (1 срез)

Апрель (2 срез)

Выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего для оказания им коррекционной помощи. Обработка полученных результатов. Введение журнала учета диагностических исследований

1.3

Диагностика процесса адаптации уч-ся 1,5,10,11 классов

«Дом-дерево-человек»

Диагностика учащихся 1С:

Октябрь-(1 срез)

Апрель-(2 срез)

Психологическая поддержка дезадаптированных учащихся

1.4

Анкетирование готовности к ЕГЭ, ОГЭ уч-ся 9-11кл

октябрь

Выявление уч-ся с тревожным состоянием, снизить состояние стресса

1.5

Психодиагностика мотивации обучения и эмоционального отношения к учебе

октябрь

1.6.

Тестирование, направленное на выявление одаренных детей (4-6кл)

Февраль-март

1.7

Диагностика ПАВ-зависимостей 5-11 классов

По запросу

Введение журнала учета диагностических исследований. Обработка результатов

1.8

Индивидуальная диагностика учащихся, направленных на ПМПк (1-11кл)

Октябрь, декабрь

1.9

Диагностика психического развития уч-ся по запросам родителей и учителей

В течение года

Получение педагогами и родителями информации о психологических особенностях детей. Рекомендации родителями педагогам.

1.10.

Диагностика социально-психологического климата в педагогическом коллективе

март

Коррекционно-развивающая деятельность

2.1

Психологическое сопровождение уч-ся 1-2 классов по программе «Я и мой мир»

В течение года

Предупреждение дезадаптации учащихся, коммуникативное развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

2.2

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия по устранению дезадаптации и проблемам эмоциональной сферы учащихся

В течение года

по запросу или необходимости

Психологическая поддержка детей имеющих различные страхи, тревожность. Усилить «Я» ребенка. Повысить психологический тонус учащегося.

2.3

Тренинговые занятия для учащихся «Я пятиклассник»

1 раз в месяц

Профилактика дезадаптации учащихся, поддержка комфортного психологического климата в классе

2.4

Диагностика профессиональной направленности в 9 классе (ДДО Е.А.Климова)

Сентябрь-апрель

Определение в мире профессий

2.5.

Развитие у учащихся сильных сторон своего характера, уверенности в себе (3-4кл)

январь

справка

2.6.

Коррекция познавательных процессов и развитие интеллектуальных способностей (5-7кл)

В течение учебного года

Улучшение познавательных процессов

2.7.

Коррекция сферы межличностных отношений в старших классах (9-11кл)

В течение учебного года

Улучшение межличностных отношений

2.8

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми «группы риска»

В течение года

Оказание психологической помощи детям с различными психологическими трудностями

2.9

Тренинги для учащихся 9,11 классов «Экзамен без стресса»

Мониторинг выбора профиля 9-11кл

Апрель-май

Повысить психологический тонус выпускников перед экзаменами

Психологическое консультирование

3.1

Индивидуальные консультирование педагогов и родителей по проблемам адаптации

Сентябрь-октябрь

Психологическая помощь в решении адаптационных проблем учащихся

3.2

Индивидуальное консультирование педагогов по результатам на готовность к школе

Сентябрь-май

Рекомендации по обучению детей с низким уровнем готовности к школе

3.3

Индивидуальные консультации для учащихся, педагогов и родителей по результатам диагностики уч-ся 5-11 классов

В течение года

Предупреждение ПАВ зависимости, наркомании, алкогольной зависимости, токсикомании и др. вредных привычек

3.4

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка (подготовка родителей к ПМПК)

В течение года

Рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ребенка

3.5.

Индивидуальные консультации для учащихся по результатам профдиагностики

Январь, февраль

3.6

Консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе

Май-июнь

Рекомендации по дальнейшей подготовке детей к школе

Психологическое просвещение и профилактика

4.1

Виды профилактики суицида, подростковый суицид

Осенний период

4.2

Работа с социально-неблагополучными семьями

В течение у/года

Выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение семейного неблагополучия

4.3

Антистрессовый комплекс упражнений для педагогов

Зимний период

педсовет

4.4

Акция «Защитим детей от насилия»

Профилактика жестокого обращения в отношении детей

4.5

Личностное развитие педагогов «Одаренные дети»

Весенний период

4.6.

Школьная служба примирения

постоянно

Социально-педагогическая реабилитация по восстановительным программам с участниками правонарушений и конфликтующими сторонами

4.7

Психологическое просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

Летний период

педсовет

4.8

Телефон доверия

Сентябрь, май

Развитие сознательного отношения к личной психологической безопасности и готовности обратиться за помощью на телефон доверия в трудных жизненных ситуациях

4.9

Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних

Октябрь, апрель

Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних и организация своевременной помощи

4.10.

Неделя толерантности

ноябрь

Формирование толерантного поведения

4.11.

Урок «развиваем самостоятельность - умей сказать НЕТ!» для учащихся 8 -9кл

декабрь

Профилактика употребления психоактивными веществами

4.12.

Неделя медиабезопсности

январь

Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде

4.13.

Психологический лекторий для классных руководителей: «Эффективное использование результатов психологического мониторинга личностной сферы учащихся в работе классных руководителей»

март

4.14.

Диспут «Молодежь. Здоровье Жизнь» (9кл)

февраль

Профилактика наркомании в 9 кл

4.15.

Месячник психологической безопасности

март

Обеспечение психологической защищенности и безопасности учащихся

Организационно-методическая работа

5.1

Методический день: изучение специальной теоретической и практической литературы. Подготовка и посещение семинаров, консультаций, собраний. Подготовка диагностического материала, программ, занятий с младшими школьниками

Использование интернета

1 раз в неделю

В течение года

Изучение новейших достижений психологической науки, освоение современных психокоррекционных технологий

5.2.

Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных

В течение учебного года

5.3

Оформление аналитического отчета о проделанной работе педагога-психолога в течение учебного года 2015-2016, составление психолого-педагогического плана на следующий 2016-2017уч.г.

Май-июль

Предоставление аналитического отчета плана на следующий учебный год





Занятие «Разноцветная звезда».


Цель:

-Развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию;

-формирование коммуникативных навыков;

-Повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Образовательные задачи: 1. Формировать познавательную активность детей. 2. Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Развивающие задачи: 1.Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия. 2. Развитие образной памяти. 3. Развитие мелкой моторики ребёнка. 4. Развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи: 1. Воспитывать чувство товарищества. 2. Формировать мотивацию к совместной деятельности. 3. Воспитание умения бесконфликтного взаимодействия.

Здоровьесберегающие задачи: 1.Создание положительной психологической атмосферы . 2. Снижение мышечных зажимов, тревожности.

Материалы и оборудование: Цветной ватман, цветной песок, клей ПВА, кисточки на каждого ребёнка, влажные салфетки, шаблоны звезд (на каждого ребёнка), шаблоны планет, музыка для релаксации, показ слайдов.

Ход мероприятия:

Вводная часть:

Дети с педагогом входят в зал, становятся в круг. Проводится ритуал объединения «Знакомство».

Ритуал «входа» в волшебную страну. (Проводится для включения детей в совместную деятельность, для создания положительной психологической атмосферы. Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения. Развитие умения вслушиваться в звуки музыки, звуки колокольчиков. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.)

Педагог- психолог - «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в одну сказочную страну, она необычная и попасть туда можно только при помощи волшебства. Закройте, пожалуйста, глаза вытяните руки вперёд и произнесите за мной заклинание:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

И сказка в гости к нам приди!

- Слышите, сказка уже спешит к нам. Прислушайтесь, какая волшебная играет музыка. Чем внимательней вы будете слушать тем больше силы получите…

А теперь открываем глаза, мы уже в сказке.»

Основная часть:

(Сказка сопровождается презентацией . Активизация познавательной деятельности с опорой на видеоматериал и чувственный опыт. Развитие мыслительной активности детей посредством рассказа сказки, формирование элементарных представлений о звёздах и космосе. Развитие воображения, тактильного восприятия. Развитие способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в контексте повествования.)

- Высоко - высоко в тёмном небе, на одной огромной звёздной поляне жили - были звёзды. Было их очень много, и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звёзды были разных цветов. Здесь были красные звёзды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звёзды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и жёлтые звёзды - они одаривали людей умом. А ещё на поляне были зелёные звёзды - тот, кто рождался под светом их зелёных лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звёздном небе что-то вспыхнуло! Все звёзды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась ещё одна маленькая звёздочка. Но она была абсолютно…белая!

Упражнение «Воображаемая звезда»:

(Развитие воображения, образного и креативного мышления. Развитие репродуктивного восприятия с элементами творчества. )

Педагог «ловит воображаемую звезду»: - Ой, ребята, пока мы с вами путешествовали по сказочной стране, к нам в гости прилетела звёздочка. Но это звезда не простая, а волшебная! Сейчас, мы будем передавать её из рук к руки ! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а ещё она - золотая. А у вас какая? (каждый ребёнок описывает свою звёздочку, и по возможности, показывает руками её качества: большая - маленькая, горячая - холодная.)

- Ну а сказка продолжается… Огляделась звёздочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звёзд вокруг! - Кто вы? - прошептала звёздочка. И звёзды стали представляться. - Мы - красные звёзды! Мы делаем людей смелыми! - Мы синие звёзды! Мы дарим людям красоту! - Мы жёлтые звёзды! Мы делаем людей умными! - А мы - зелёные звёзды! Мы одариваем людей добрым сердцем! - А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звёздочка посмотрела на свои лучи и погрустнела. - А я никакая…Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала. - Ребята, как вы думаете, что сделали звёзды?

(Развитие чувства эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других. )

- Давайте придумаем окончание этой сказки (дети предлагают варианты).

(Развитие речи при ответах на вопросы, умение свободно и ясно выражать свои мысли. Развивать умение рассуждать, вести диалог. )

- Молодцы ребята очень интересные окончания вы придумали. А хотите узнать, чем же закончилась эта сказка? » Решила тогда белая звёздочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: » Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы люди могли заметить мой свет?» В ответ она услышала: «Сияние твоей звёзды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Но, если ты хочешь дарить людям сияние своего света и радость, я помогу тебе. » И волшебник окружил её множеством сверкающих звёзд, а саму звёздочку сделал разноцветной. А чтобы память о звёздочке навсегда сохранилась на Земле, он сохранил её изображение… Попробуйте отгадать где? (в каждом из нас) Каждый человек по- своему ярок, загадочен, интересен.

Игра «Большая звезда»:

( Развитие пластичности выразительности движений, умений выполнять движения в нужном ритме и темпе. Развитие согласованности движений тела. )

- Подойдите все ко мне и образуйте одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень Тёплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает и свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой , которая вытянута в другую сторону-, тёплый свет, источаемый вашей собственной звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу «. "Ребята понравилась вам сказка? А сейчас я хочу вам предложить создать своё звёздное небо, с волшебными звёздами. Но чтобы приступить к созданию звёзд, нам нужно закрыть глазки и немного пофантазировать.

Релаксационное упражнение " Волшебный сон » под музыкальное сопровождение:

(Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя. Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать своё дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. )

Давайте представим себе какие красивые звёздочки засияют на нашем волшебном небе.

(После упражнения) А сейчас мы будем раскрашивать звёздочки при помощи цветного песка.

Рисование «картины звёздного неба» - песочная терапия:

(Тренировка мелкой моторики рук. Гармонизация психоэмоционального состояния. Развитие творческого потенциала ребёнка. )

После выполнения задания все вместе создаём на ватмане картину звёздного неба.

Заключительный этап: - А ещё волшебник спрятал изображение звёздочки в яблоке… Звучит музыка.

Ритуал » выхода » из волшебной страны:

Ребята нам пора возвращаться. Давайте протянем руки над нашей картиной и повторим за мной волшебные слова: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились!»

Рефлексия:

(Развивать способность детей к рефлексии. )

- Что нового вы узнали сегодня? - Что вам понравилось больше всего? - А какое у вас настроение? Давайте подарим друг другу это настроение, поделимся самой теплой, самой доброй улыбкой друг с другом. Молодцы ребята. Какое замечательное звёздное небо у нас получилось. Спасибо вам за помощь! Всего вам доброго. До свидания!

Планируемый результат:

1. Создание эмоционального благоприятного климата с детьми.

2. Формирование позитивной мотивации общения.

3. Развитие элементов творческого воображения, «оживление» эпизодов сказки при помощи рисования цветным песком.

4. Обучение анализу своего эмоционального состояния.



Тренинг для учащихся средних классов «Уроки толерантности».

Цель: формировать у участников понятие «толерантность»; развивать социальную интуицию, чувствительность, формировать толерантное отношение к окружающим, к обществу, к определенным ситуациям, отрабатывать навыки бесконфликтного общения, развивать фантазию, творческие способности.

Форма проведения: тренинг.

Ход проведения

  1. Знакомство

Игра «Снежный ком»

Ведущий предлагает участникам назвать свое имя и продолжить предложение:

«Я люблю ..., ..., ...»;

«Я не люблю ... ... ...».

II. Правила работы в группах

Для совместной продуктивной работы участников занятий ведущий предлагает правила, подготовленные заранее:

не перебивать; уметь слушать;

высказывать свое мнение;

проявлять доброжелательность;

проявлять уважение друг к другу;

точно выражать свои мысли;

быть активным в работе.

Если в ходе проведения упражнения у участников возникли какие-либо пожелания относительно правил, то они могут вносить свои изменения.

III. Ожидания участников

На плакате нарисована корзина для урожая. Участникам предлагается нарисовать, символизирующие ростки растений, написать свои ожидания от тренинга и «посадить» их вокруг корзины.

IV. Основная часть

Информационное сообщение «Толерантность»

Но прежде выясним, что означает слово «толерантность». Во -французском- отношение, при котором допускается, что другие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам.

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском - прощение, снисхождение, мягкость.

В русском - способность терпеть что-то или кого-тот.е толерантность -это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то, не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

Упражнение «Ассоциативный куст»

Цель: усвоение понятия «толерантность» за счет расширения его смыслового поля и визуализации контекста.

Все садятся в круг. У каждого участника есть табличка качествами толерантности. Не показывая, другим он пантомимой показывает, остальные отгадывают, что за качество он показывает. ( из этих качеств).

1. Откровенный с другими

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Отзывчивость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

Психологический смысл упражнения.

Учащиеся получают возможность:

Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Учащимся предлагается самостоятельно нарисовать такую ​​эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы учащиеся рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). Затем учащиеся могут объединиться в подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый из них самостоятельно решил присоединиться к той или иной группе. Каждая из подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, отражающий суть их эмблемы (обсуждение - 3-5 мин.). Завершающий этап упражнения - презентация эмблемы каждой подгруппы.

Упражнение «Ковер идей»

Цель: осознание причин проблемы; осознание собственных действий, направленных на решение конкретной проблемы.

Необходимо подготовить нарезанные полоски бумаги трех разных цветов, по 30-40 полосок каждого цвета, три больших листа бумаги, клей, наклейки двух цветов (по две наклейки каждого цвета для каждого участника), один плакат.

1. Понимание проблемы.

Каждая группа получает 10 цветных полосок и большой лист бумаги. На каждой полоске участники записывают ответ на вопрос: «Почему проблема существует? Почему в нашей жизни трудно быть толерантным? ». После этого на большом листе бумаги образуют «ковер», наклеивая все полоски так, чтобы написанное можно было прочесть.

2. Пути решения проблемы.

Группам раздается по 10 полосок другого цвета, на которых участники записывают предложения по решению этой проблемы. Затем эти новые полоски наклеиваются на «ковер». После окончания работы группы показывают свои «ковры» и зачитывают идеи.

3. Индивидуализация деятельности.

Каждый пишет на полосках третьего цвета о том, что он лично может сделать, чтобы изменить ситуацию. Группа собирает индивидуальные полоски, но не приклеивает их к «ковру». Группы по очереди читают свои полоски, приклеивают их на плакат. Похожие предложения приклеивают одну под другой.

5. Оценка идей. Каждый участник получает две красные и две зеленые наклейки.

Красный означает - «точно это сделаю», зеленый - «попытаюсь это сделать». Участники подходят к плакату, еще раз перечитывают все идеи и приклеивают наклейки на избранных идеях (необязательно использовать все наклейки).

Психологический смысл упражнения.

Каждый участник получает возможность поразмыслить, что сделает лично он, чтобы помочь решить эту проблему.




V. Итоги

Ведущий раздает стикеры, которые символизируют плоды - урожай. Он предлагает написать, оправдались ли ожидания. Затем учащиеся по кругу озвучивают их и прикрепляют к плакату в корзину.

VI. Завершение тренинга

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и все были такие разные. Семья занимала целое село, так и жили всей семьей, и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете?». Но дело в том, что семья была особая - мир и согласие царили в ней. Так, в селе ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров не было.

Дошла молва об этой семье до правителя страны, и решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его обрадовалась: вокруг чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно пожилым людям. Удивился владыка. Решил узнать, как крестьяне достигли такого порядка. Пришел к главе семьи и сказал: «Расскажи, как ты достигаешь такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго, видно, не очень сильный был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял листок и начал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: «Сто раз любовь», «Сто раз прощение», «сто раз терпение». Прочитал владыка, почесал, как велось, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни любой хорошей семьи.

И подумав добавил:

- И мир тоже.

Завершение. Рефлексия.

Прощание. По каждому хлопку ведущего прощаются разными частями тела.











© 2010-2022