- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методические рекомендации по разработке раздела адаптированной образовательной программы образовательного учреждения
Методические рекомендации по разработке раздела адаптированной образовательной программы образовательного учреждения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кергилова Л.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
17
Методические рекомендации по разработке раздела адаптированной образовательной программы образовательного учреждения
«Программа коррекционной работы»
Кергилова Л.А., методист по психологии
БОУ РА «ИПК и ППРО РА»
-
Программа коррекционной работы разрабатывается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом ПрАООП НОО обучающихся с (ЗПР, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, ТНР, НОДА, РАС).
Программа коррекционной работы направлена на выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы содержит:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО;
• корректировку коррекционных мероприятий.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися с ОВЗ содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.
Цель программы коррекционно-развивающей работы - оказание комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции недостатков и в их социальной адаптации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Задачи программы коррекционно-развивающей работы:
• выявить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их развитии;
• организовать специальные условия образования в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;
• осуществить индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей,
• оказать коррекционную помощь в овладении адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования;
• организовать психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ;
• создать благоприятные условия для наиболее полноценного личностного развития, приобщить к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося;
• оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ.
Принципы программы коррекционно - развивающей работы:
• соблюдение интересов обучающихся с ОВЗ; создание в образовательной организации условий для реализации их возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного развития, социальной адаптации;
• приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• взаимодействие всех специалистов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся при решении образовательно - коррекционных задач, а также оказании согласованной помощи в процессе формирования и развития личности ребенка, его адаптации и интеграции в обществе;
• учёт социальных факторов в формировании личности обучающегося; содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, его особыми образовательными потребностями;
• реализация в различных жизненных ситуациях достижений обучающихся в образовательно - коррекционном процессе, обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе, развития их самостоятельности при решении жизненных задач.
Комплексное психолого - медико - педагогическое сопровождение обучающихся включает: проведение психолого - педагогическое обследования детей при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, составления программы индивидуального маршрута с учетом фактического уровня развития, индивидуальных особенностей; разработку рекомендаций к составлению коррекционных программ, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся; проведение коррекционно - развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей; мониторинг динамики, достижения планируемых результатов коррекционно - развивающей работы.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
1. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-
образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений.
В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами
(организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Предпочтительно наличие специалиста в образовательной организации. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).
2. Диагностическая работа.
Данное направление коррекционной работы включает проведение
комплексного психолого - педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей; систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы; систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
3. Консультативная работа.
Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального
психолого - педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации детей, повышение уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка.
Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно - развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов образования и др.; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно - развивющей работы во внешкольное время.
4. Информационно-просветительская работа.
Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе. Информационно - просветительская работа может проводиться как в данной образовательной организации (среди обучающихся, их родителей и др.), так и в других образовательных организациях, включая организации дополнительного и профессионального образования (среди педагогов, обучающихся, родителей и др.), а также в организациях социальной сферы (здравоохранения, правопорядка и др.).
5. Психолого-педагогическая работа.
Данное направление предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с целью психолого-педагогического изучения
индивидуальных особенностей личности обучающегося, резервов ее развития; познавательных возможностей и интересов обучающихся, резервов их развития; выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся; изучения интересов обучающихся в связи с профоориентационной работой в образовательной организации; осуществление коррекционно-развивающей работы с учетом результатов психолого-педагогической диагностики совместно со специалистами образовательной организации и /или других организаций на основе сетевого взаимодействия; содействие личным достижениям обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; осуществление здоровьесберегающей работы совместно со специалистами образовательной организации и / или других организаций на основе сетевого взаимодействия; проведение психолого-педагогического консультирования, направленного на оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимся, родителями, педагогами; осуществление профилактики, формирование и развитие психологически комфортных отношений в классе, образовательной организации, в семье; профилактику внутриличностных конфликтов; психолого-педагогическое содействие обеспечению управленческих процессов на основе проведения мониторинговых исследований психологического климата в системах администрация - педагоги - обучающиеся - родители, психолого-педагогического сопровождения эффективного их взаимодействия, участия в разработке программ развития общеобразовательной организации; осуществление просветительской деятельности для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
Рекомендуемые разделы программы:
-
Пояснительная записка.
-
Условия реализации программы коррекционной работы.
-
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Учебный план.
-
Особенности организации внеурочной, внешкольной деятельности для детей с ОВЗ.
-
Система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. (Механизм взаимодействия учителей, специалистов в процессе коррекционной работы).
-
План реализации коррекционных мероприятий.
-
Планируемые результаты коррекционной работы.
-
Список литературы.
-
Пояснительная записка должна раскрывать назначение программы, ее концептуальные основы, цель, задачи, адресность (характеристика контингента обучающихся, особенности развития и т.д.). Указывается нормативно-правовая база разработки данного документа. Все компоненты пояснительной записки конкретизируются с учетом специфики учреждения.
Например: Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы - создать в МБОУ СОШ № … систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
-
своевременно выявить детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
-
разработать программно-методическое обеспечение для организации образовательного процесса и внеурочной деятельности;
-
организовать индивидуально - ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся - разработать программы коррекционной работы специалистов;
-
обеспечить получение дополнительных образовательных коррекционных услуг в процессе внеурочной деятельности;
-
оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
-
создать необходимую нормативно-правовую базу.
Характеристика контингента содержит следующие разделы:
-
количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-
анализ особенностей детей на основании данных ПМПК, выделение групп со сходными дефектами развития;
-
анализ данных о динамике психического и физического состояния обучающихся, их психофизиологического потенциала;
-
анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с ОВЗ.
Срок реализации программы - 4 года.
2. Характеристика условий (созданных в настоящее время и планируемых) для реализации программы в конкретном ОУ осуществляется по следующим направлениям:
- кадровое обеспечение;
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно - методическое обеспечение;
- материально - техническое обеспечение;
- информационное обеспечение.
Например:
Кадровое обеспечение:
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования … учителей начальных классов имеют специальное дефектологическое образование, … прошли курсовую подготовку по теме «…», в штатное расписание введены 1 ставка учителя - дефектолога, 0,5 ставки учителя - логопеда, … педагога - психолога, социального педагога, … медицинских работников.
Материально - техническое обеспечение:
Материально - техническая база включает: кабинет психолога, который имеет следующее обеспечение: …, кабинет логопеда, включающий …., медицинский кабинет, имеющий лицензию на …, кабинет здоровья позволяющий обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среду в школе.
Планируется до 20… г. создать материально - технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здание и помещения школы и организацию их обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения).
Программно- методическое:
При организации обучения детей с ОВЗ используются программы … ,
учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ …:
С целью обеспечения коррекционной работы разработан учебный план, адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные (маршруты) программы, программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы, программы для внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы имеют следующую направленность:
- профилактика школьной дезадаптации;
- развитие произвольности психических функций обучающихся с ОВЗ, …
Психолого-педагогическое обеспечение:
С целью создания психолого-педагогических условий для проведения коррекционной работы в школе имеется следующее обеспечение:…
Для решения комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, используются методы …, приёмы .., средства обучения …, образовательные и коррекционные программы, ориентированные на образовательные потребности детей; дифференцированное обучение.
Информационное обеспечение:
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды для чего в школе создана система широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Для этого в школьной библиотеке создан информационный отдел, разработан и функционирует сайт школы, на котором выставляется информация о …
-
Проведение коррекционных мероприятий в процессе учебной деятельности.
Например:
Оказание помощи обучающимся с ОВЗ в преодолении затруднений в учебной деятельности проводится на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспектива».
На основе применения технологии деятельностного метода обучения у обучающихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).
Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).
Учебный план
Учебный план для МБОУ СОШ №… (обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ЗПР составлен в соответствии с …
В учебном плане в разделе Коррекционная подготовка включен обязательный предмет «Ритмика».
-
Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.
Например:
Для осуществления обязательной коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ во время внеурочной деятельности проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с …
Кроме того, особое значение имеет включение обучающихся с ОВЗ в проектную деятельность, которая способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств обучающихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ОВЗ наравне с остальными обучающимися. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ОВЗ они включаются в проведении … воспитательных, … культурно-развлекательных, … спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
5. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм взаимодействия.
Обязательными направлениями для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, которые должны быть отражены в программе, являются:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В программе это может выглядеть следующим образом:
В целях комплексной помощи детям с ОВЗ в школе функционирует ПМПк. В состав консилиума входят специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, заместители директора по учебно-воспитательной работе, психолог, врач. Задачами ПМПк являются профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок, выявление отклонений в развитии, определение эффективности специальной помощи. Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение и обследование учащихся с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития ученика, условия, которые созданы ему в семье. По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами - членами консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционной работы обучающегося. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами консилиума не менее одного раза в четверть. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы, составляется заключение и психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, которые учитываются при решении вопроса о дальнейшей коррекционной работе с обучающимся.
6.План реализации коррекционных мероприятий конкретизирует всю проводимую ОУ работу с обучающимися с ОВЗ.
Пример плана
№ п/п
Перечень мероприятий
Содержание
Сроки
Цели, задачи
Диагностическая работа
Обследование устной и письменной речи обучающихся 1 класса
Индивидуальная диагностика
1-15 сентября
15-31 мая
Определение количества обучающихся, имеющих нарушения в речевом развитии
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционные занятия обучающихся с психологом по программе «…»
Индивидуальные занятия
С 15 сентября по 15 мая
Развитие познавательных процессов
Методическая работа и работа с педагогами
Организация семинара по теме «…»
Консультативная работа
Родительские собрания по актуальным темам
1. Особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями.
Ознакомление с результатами обследования и направлениями коррекционной работы
7. Планируемые результаты коррекционной работы
В качестве результатов коррекционной работы могут рассматриваться:
- динамика индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению программ учебных предметов (сравнительная характеристика данных ПМПк обучающихся с ОВЗ на разных этапах обучения);
- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);
- увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- другие соответствующие показатели.
Используемая литература:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования глухих обучающихся;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования слабослышащих обучающихся;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся ТНР;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР;
-
Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС.