Творческий проект для обучающихся колледжа на тему «Толерантность»

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Творческий проект

«Толерантность»













ПОДГОТОВИЛ:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ГБПОУ ЯНАО «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

БЭНЧИЛЭ А.В.








ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта «Толерантность »

Руководитель проекта Педагог-психолог БЭНЧИЛЭ АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА

Участники реализации

проекта

Студенты КОЛЛЕДЖА

Исполнители проекта Инициативная группа из студентов КОЛЛЕДЖА

База реализации проекта ТАРКО-САЛИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Цели и задачи Цель: Привлечь студентов к изучению проблемы

толерантности;

Задачи:

 Формирование интереса у участников проекта к

изучению и осознанию важности проблемы

толерантности;

 Воспитание толерантности, чувства уважения,

сопереживания, гуманности;

 Развитие творческих способностей студентов;

организация просветительской работы.

 Организация межличностного взаимодействия в духе

толерантности в ходе работы над презентацией проекта.

 Рассказать о таком качестве, как «толерантность» в

интересной и доступной форме для студентов .Создать агитбригаду для ведения

просветительской работы среди студентов,

преподавателей и мастеров п/о.

Основные мероприятия

проекта

1.Аналитико-диагностическая деятельность:

 проведение мониторинга уровня воспитанности и

толерантности студентов.

2. Осмысление выявленных проблем и поиск путей их

решения.

3. Изучение литературы, публикаций по толерантности,

методических рекомендаций.

4. Презентация результатов реализации краткосрочного

проекта «Толерантность - это касается каждого»





Введение

Актуальность. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная

семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе

начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если

вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и

цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных,

интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в

одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так

легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие

социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является

одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством

разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе

толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как

общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни

мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров,

социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как

своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться

находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку

адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни.

Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются

неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Цель: Привлечь студентов к изучению проблемы толерантности; рассказать

о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме.

Задачи:

1. Формировать интерес у участников проекта к изучению и осознанию

важности проблемы толерантности;

2. Воспитание толерантности, чувства уважения, сопереживания,

гуманности;

3. Развитие творческих способностей студентов; организация

просветительской работы.

4. организация межличностного взаимодействия в духе толерантности в

ходе работы над презентацией проекта.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный:

1. Подбор материала.

2. Создание творческой группы .

3. Сообщение целей и задач проекта.

II. Основной:

1. Создание творческой работы по теме ««Мы интересны друг другу, потому что

мы разные»

2. Мозговой штурм. Разработка идей по защите творческой работы

3. Принятие решения. Написание сценария.

4. Распределение ролей и обязанностей.

III. Заключительный:

1. Презентация творческой работы (по сценарию).

2. Участие в проекте

3. Рефлексия.

3. Анализ результатов.

Теоретическое обоснование проблемы толерантности

Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества.

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления

толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего,

четко определить значение самого термина «толерантность».

В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных

работах даются практически одинаковые по сущности определения этого

понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных

составляющих и проявлений.

Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.)

толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к

другому человеку как к равно достойной личности и выражающееся в

сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что

знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни,

убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог

с другим, признание и уважение его прав на отличие».

В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М-

НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к

чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям,

верованиям».

В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она

определяется как ценность и социальная норма гражданского общества,

проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть

различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными

конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в

уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к

пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по

внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

По определению автора, «толерантность - определённая

мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в

какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые ей

идеи, обычаи, нормы поведения, ситуации и т.д.»

Таким образом, основной смысл толерантности - терпимость к

«чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и

конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их

социальном понимании). Терпение - уровень, психологический порог

восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных

для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет

психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым

действиям.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два

важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются

идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к

разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае

является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их

катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих

идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования

определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что

именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить,

заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого

вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного

отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно

не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни

толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям.

В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное

осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; Осуждение,

требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного

запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер: Безразличное

отношение к «чуждому», «иному»; Неприятие «чуждого», но уважительное

отношение к нему и его носителям; Действенное уважение к «чуждому»,

«иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное

право быть достойно в нём представленным.

Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными

мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на

терпимость. Третий - с незрелыми установками. Четвёртый-пятый - с разной

степенью развитой толерантностью.

Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в

любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить

себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в

каком - среднюю, в каком высокую.

Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её

сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей

к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных

национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют

общественную стабильность, являются непременным условием социального и

духовно-нравственного прогресса.

Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом

гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом

характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими

людьми.

Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях

уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих,

иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного

развития общества. Именно поэтому в практике реального политического

процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось

особое внимание.

Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников

Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера,

П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма

М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей

толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия

философов и практиков либерализма.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит

особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение

мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и

связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма;

обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами;

проблемами беженцев. Не случайно в 1995 году ЮНЕСКО приняла

специальную «Декларацию принципов толерантности».

Непременным условием для эффективного осуществления этих и других

программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния

толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным

направлениям, тенденции изменений и другие параметры.

Практические пути воспитания толерантности

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые

компьютерные системы - все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна

быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе

происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Мероприятия, в которых принимают участие студенты, служат хорошим

средством воспитания различных сторон личности, в том числе и

толерантности.

Вывод

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков

незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". По предложению

ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира

и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации

утвердило федеральную целевую программу "Формирование установок

толерантного сознания и профилактики экстремизма"

Данным проектом мы попытаемся понять, почему эта проблема особенно

актуальна для современной России? Участившиеся в последние годы акты

насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные,

межнациональные и другие конфликты. 16 ноября 1995 года ООН утверждена

Международная декларация принципов толерантности, в которой дается

определение данного понятия: Толерантность - это уважение, принятие и

правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм

самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по

внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают

правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни,

верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает

существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его

институтах. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху

проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими

и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по

признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение

социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм

(дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки,

что одни расы превосходят другие); фашизм; осквернение религиозных или

культурных символов

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и

непримиримость должна уступить место более высоким ценностям - умению

находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и

преодолевать существующие конфликты.

© 2010-2022