- Преподавателю
- Школьному психологу
- Шестилетние дети. Готовность к обучению
Шестилетние дети. Готовность к обучению
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тураханова Т.С. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению.
Решить, следует 6-летнему ребенку поступать в школу или лучше подождать год, значить определить , насколько он готов к школьному обучению.
Что такое психологическая готовность к школе?
То ,что ваш ребенок умеет читать и считать уже в 4-5 лет, еще не значит, что он готов к учебной деятельности . Готовность ребенка к обучению в школе или «школьная зрелость» включает в себя несколько компонентов. Одним из первых является физическое развитие .Это прежде всего физиологическая перестройка организма ,которая позволяет ребенку нормально включиться в учебный процесс.(развиваются большие полушария головного мозга, совершенствуются двигательные реакции, происходят изменения в протекании основных процессов -возбуждения и торможения). Старшие дошкольники могут сдерживать свою импульсивность сознательно.
Второй компонент- интеллектуальная зрелость .К 7 годам ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуру из фона . устанавливать связи между явлениями и событиями, уметь воспроизводить образец, логически запоминать. Развитие мелкой моторики руки и координация движений руки так же должны соответствовать возрасту.
Третий компонент- эмоциональная зрелость. Это ослабление непосредственных, импульсивных реакций , развитие умения выполнять не очень привлекательную работу. (произвольность поведения).
Четвертый компонент -социальная зрелость .Это потребность в общении со сверстниками
Умение подчинять свое поведение законам группы, коллектива.(произвольность поведения).Способность принимать роль ученика ,умение слушать и выполнять указания учителя. Появление «внутренней позиции школьника»,которая помогает формироваться мотиву учебной деятельности, является важным моментом в психологической готовности к обучению.
Итак, за основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Но самая главная предпосылка готовности -это исчерпанность предыдущего периода развития :
ребенок должен уметь играть .Ведущая деятельность дошкольника- игровая. Основные новообразования дошкольного детства- умение играть в ролевые , сюжетные игры и , что самое важное для школы- в игры с правилами.
Шестилетние дети , в основном , этот период развития- игровой ,еще не успевают завершить к моменту поступления в школу. Если ребенок «не доиграл», то школьная нагрузка для такого первоклассника может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов :
-капризности ,плаксивости,
-страхам перед учениками и учителем,
-агрессивности или апатичности
-к отказу ходить в школу вплоть до соматических заболеваний.
Все психологи, работающие с 6-летними детьми приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником . Ребенок еще не может воспринять ситуацию урока адекватно. Он считает оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: « Ты сделал неправильно»,- это воспринимается: как « Ты плохой».Неустойчивость поведения ( отсутствия произвольности) осложняет как работу самого ребенка на уроке, так и всего класса.
Шестилетний ребенок сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту. У него преобладает непроизвольная память(запоминается то, что интересно, а не то, что нужно запомнить). Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания еще не характерна для шестилеток в силу слабости развития самих мыслительных операций. Их мышление -наглядно- действенное и наглядно-образное. Т.е познание идет через манипулирование, действия с различными предметами, через игру. Играя, ребенок приобретает опыт практической деятельности, постигает свойства и качества предметов. В жизни шестилеток игра имеет большое значение. Это все еще их ведущая деятельность развития. Нужно прилагать много усилий чтобы помочь шестилетнему ребенку развивать абстрактно-логическое мышление через игру. Такие мыслительные операции, как, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификация - обязательно нужно развивать .В этом родителям могут помочь умные игры, развивающие умение малыша сравнивать и обобщать, а так же различные книги по развитию памяти, восприятия, внимания, речи.
Шестилетки значительно чаще, чем дети 6,5 - 7 лет (80% случаев) демонстрируют несформированность константности восприятия. С изменением формы воспринимаемого объекта они меняют и содержание. Так ,например при равном количестве палочек в двух заборчиках при уменьшении расстояния между ними в одном из заборчиков ,на вопрос : « Где палочек больше?» ребенок показывает на забор , в котором расстояние между палочками не менялось. Действительно, зрительно там палочек больше , т.к они занимают больше пространства .Константность восприятия формируется у большинства детей к 6,5 -7 годам. От того, насколько развито у ребенка восприятие, зависит его успешность в овладения грамотой, счетом, письмом.
Еще одна проблема шестилеток в школе-. неустойчивость их поведения ( отсутствия произвольности) , которая осложняет как работу самого ребенка на уроке, так и всего класса. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое и привлекательное с его точки зрения.
Можно еще много говорить об особенностях развития 6-летних детей. Хочется, чтобы родители поняли , что как бы хорошо их ребенок не считал или читал, по уровню своего психического развития это все еще дошкольник. Включение этих детей в учебную деятельность требует особых условий-« дошкольного режима»,игровых методов обучения и др.Поэтому , не нужно спешить отдавать малыша в школу , а лучше проконсультироваться у специалиста ( школьного психолога) готов ли ваш ребенок к школьным нагрузкам, будет ли для него обучение в школе новым ,радостным этапом в развитии или приведет к нервным срывам и соматическим заболеваниям. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности
( мотивационной,интеллектуальной,социальной) влечет за собой отставание развития других, что определяет последующую успешность в школе и здоровье вашего ребенка.