Личностный рост родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Личностный рост родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Форма занятия: тренинг

Цель :повышение психологической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

психолого- педагогическое просвещение -повышение реабилитационной культуры;

обучение - знакомство с приемами регуляции эмоционального состояния, снятия напряжения;

переориентация - создание условий для самоисследования родительских позиций, развития многомерности психологического видения детско - родительских отношений, преодоления стереотипов; формирование адекватного эмоционального состояния, нейтрализация эмоциональных переживаний.




Название этапа


Цель этапа

Метод, прием

Содержание этапа

Задача метода, приема

Разминка

Подготовка к психоаналитической работе

Приветствие

Участники молча ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Им предлагается молча здороваться друг с другом молча, фантазируя при этом. Для начала представьте себе друга( или подругу) , которого давно не видели. Подать ему руку? Подойти поближе? Какое выражение лица будет при этом?

Теперь представьте, что Вас пригласили на день рожденья. Поздоровайтесь с теми, кого Вы знаете. Как вести себя в этой ситуации? Как близко подходить к партнеру?

Теперь представьте, что встретили знакомого, у которого произошло замечательное событие (рождение ребенка, повышение по службе, покупка автомобиля…). Как можно выразить свою радость и одобрение?

После этого участники делают последний круг по комнате, пожимают руки тому, с кем еще не здоровались, при этом своим рукопожатием выражают радость встречи с ним.

Обеспечение условий для начала знакомства

Процедура «Приветствие на сегодняшний день»

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким - желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Упражнение»Мы похожи?»

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что...
- Я отличаюсь от тебя тем, что...
По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Создание условий для повышения доверия участников

друг к другу.

Упражнение "Пересядьте те, кто..."

стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
После выполнения упражнения участникам задаются вопросы:
- Как вы себя чувствуете?
- Как ваше настроение?
- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?



Помощь участникам ближе узнать друг друга.

Упражнение» Мы чувствуем поддержку друг друга»

Члены группы работают в парах. Они поворачиваются друг к другу спинами и, соприкасаясь ими, мысленно передают другому тепло, любовь, поддержку.

Передача позитивных чувств с помощью тактильного контакта.

Упражнение»

Делай как я»

Психолог делает простые движения, а группа их повторяет.

Активизация внимания участников

Упражнение «Я все преодолею»

Участники по инструкции психолога должны себя представить , а затем и показать идущими по осколкам стекла, по льду, босиком по холодному снегу, по раскаленному песку.

Снятие эмоционального напряжения.

Упражнение

«Я не боюсь»

Участники должны обнаружить в себе "зоны смелости" и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить фразы по следующему шаблону: "Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся или не могут сделать многие люди". Задача каждого - произнести 3 подобные фразы
Затем следует обсуждение. Возможно, кто-то их заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Следует сказать другим об этом.

Развитие способности определять своё эмоциональное состояние и снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Основной (психоаналитический подход)

Создание условий для переосмысления жизненных позиций

Анализ проблемного рассказа «Мама, не бей меня, я тебя люблю»

Какие чувства испытала героиня?

Можно ли ее понять?

Как бы Вы поступили на месте героини?

Что посоветуете?

Как выходить из такого состояния?

Как найти конструктивные выходы из положения?

Разрешение проблем

неприятия, раздражения и аффективных вспышек.

Анализ рассказа

« Таких матерей ,как мы с тобой, надо убивать!»

Как вы относитесь к позиции сестер по отношению к своим детям?

Как они относятся к самим себе?

Действительно ли , все так фатально или в этой истории есть позитивное?

Изменить ситуацию или отношение к ней?

Что посоветовать?

Переориентировка жизненных ценностей роди

телей и переконструирование их мировоззренческих позиций.

Анализ рассказа «Папа, поиграй со мной»

Встречались ли Вы в жизни с подобными историями?

Как с такими ситуациями справлялись герои таких ситуаций?

Чем объяснить проблемы в отношениях между родителями? Почему не все родители могут принять эмоционально ребенка с ОВЗ?

Как, по-Вашему , должны были вести себя герои данного рассказа?

Помощь в преодолении эмоционального отвержения

непонимание отцом позиции матери

Анализ рассказа «Непреодолимая преграда»

С чем связаны переживания матери? Почему их не разделяет отец?

Чья позиция, отца или матери, Вам ближе? Можно ли однозначно назвать какую- либо позицию правильной?

Если бы герои были близкими Вам людьми, что бы Вы посоветовали?

Помощь в преодоление проблем в отношениях родите

лей к больному ребенку

Проблемная ситуация «Супермар

кет»

Представьте, что вы находитесь перед современным супермаркетом и в нем 3 этажа. На первом этаже - товары с браком, низкого качества, на втором - товары среднего качества и цены, на третьем продаются самые лучшие, качественные, добротные вещи.

- На какой этаж вы пойдете делать покупки? Родители по очереди отвечают

Психолог. Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» - были умными, добрыми, посещали музыкальную школу или школу с углубленным изучением языков. Может быть, мы мечтаем, чтобы наши дети воплотили наши несбывшиеся мечты?

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что то от первого, от второго и третьего этажей. Ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом, делая предыдущее упражнение. В ребенке есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы изменить.

Родители обмениваются мнениями.

Помощь в переориентации жизненных ценностей

Притча

Притча о двух ангелах.

В заключение психолог рассказывает притчу, которая, возможно, поможет родителям взглянуть на свои старые проблемы по-новому.

«Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил их, но будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть, а когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постарался отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

-Не все является тем, чем кажется, - ответил спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плачь его жены. Оказалось, что в ту ночь умерла их корова - единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? - сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с произошедшим.

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. - В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад - и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.»

Психолог. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире хорошего и плохого. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

Помощь в переориентации жизненных ценностей

Заключитель

ный

Подведение итогов тренинга; взаимный контроль участников; повышение вероятности того , что полученные знания будут внедряться в реальную деятельность.

Релаксация «Храм тишины»

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих… на выражения их лиц фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными… другие спокойны и радостны… Обратите внимание на транспорт… его скорость, шум… Гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие звуки… Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?… Вы подойдете и поприветствуйте этого человека?… Или пройдете мимо?… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице… Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других… Большая вывеска гласит: «Храм тишины»… Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова… Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери… Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…»
После 1-2 минутной паузы: «… Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу… Как вы теперь себя чувствуете?… Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины… чтобы можно было, когда вы захотите, вновь вернуться туда…» Когда участники вернуться в обстановку «Здесь и теперь», необходимо организовать обмен впечатлениями, переживаниями и т.п.

Как средство восстановления душевного равновесия и эмоционального отреагирования.

Ритуал прощания

а) Упражнение «Обратная связь».

Оцените по 10- бальной шкале три высказывания о своем участии в тренинге. Ответы поясните словами:

1. Понял для себя что-то новое.

Балл:

Пояснение:

2.Получил эмоциональный заряд.

Балл:

Пояснение:

3.Появились новые планы

Балл:

Пояснение:

б)Упражнение «Благодарю…»

Все образуют круг. Начинает психолог. Он протягивает руку и говорит стоящему справа: «Спасибо, было очень приятно общаться» . Тот в свою очередь протягивает руку к следующему участнику со словами: «Благодарю за поддержку». и т.д.

В заключение все аплодируют друг другу. И говорят: «Спасибо, до свидания!».









Получение обратной связи от участников тренинга.





























Снятие напряжения, позитивное эмоцио

нальное закрепление новой конструктивной информации.


© 2010-2022