Программа психокоррекционнай работы с детьми ЗПР, для обучающихся в 7 классе (34 часа)

Психологическая коррекция (Психокоррекция) – один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с ребенком один на один при отсутствии п...
Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психокоррекционнай работы с детьми ЗПР, для обучающихся в 7 классе (34 часа)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №43 Копейского городского округа

456612, Челябинская область, город Копейск, Новосибирская, 21 (9-69-13) [email protected]


Утверждаю: ________

Директор МОУ СОШ №43

Сепетерова О.Н

«__» сентября 20__г.




Программа психокоррекционнай работы с детьми ЗПР,

для обучающихся в 7 классе

(34 часа)





Составила: Брынских К.Г.






2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка


Психологическая коррекция (Психокоррекция) - один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.

Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию.

В индивидуальной психолог работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц.

В групповой - работа происходит сразу с группой учащихся со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Своевременная организация псиокоррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию проблемного ребенка.

Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: дети одного возраста находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они обладают различным запасом знаний об окружающем мире.

Перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляна программа.

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Основная задача: формирование нужных психологических качеств у подростков для повышения социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Главными условиями эффективности программы являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.


Принципы психокоррекционной работы:

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Основные виды психологической коррекции:

  • психодиагностика;

  • индивидуальная коррекция;

  • групповая коррекция;

  • игровая коррекция (арте-терапия, сказкотерапия, драмотерапия, оригами, цветотерапия);

  • психотерапевтический тренинг.

Сфера применения психокоррекции:

  • коррекция эмоционального развития ребёнка;

  • коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

  • психокоррекция поведения подростков;

  • коррекция развития личности;

  • коррекция недостатков когнитивной деятельности;

  • коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

  • коррекция доверия в коллективе;

  • коррекции агрессии личности;

  • коррекция самоуважения, саморегуляции.

Список литературы:

  1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с: ил.

  2. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. 6.3.2. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - С. 153-164. - 480 с.

  3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е.Арт-терапия детей и подростков, 2007 г. 197 с.

  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

  5. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие.

  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

  7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство «Бахрах-М», 2006 г. - 480 с.

  8. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 144 с.

  9. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. - 296 с.

  10. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. - СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

  11. Кипнис М. - Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. Издательство: М: Ось - 89, 2002 г. - 192 с.

  12. Готовский Ю.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б., Перов Ю.Ф., Шрайбман М.М. Цветовая светотерапия. - М.: ИМЕДИС, 2001, 432 с.

  13. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.- СПб.: Питер, 2007.-96 с.

  14. Шмигель Н.Е. Цветотерапия: лечение цветом / Журнал «РиТМ Психология для всех». - 2012. - № 1. - С. 9 - 11.

  15. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Издательство «Феникс». - 2008. - 384 с.

  16. origami.ru/

  17. mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html

Тематическое планирование урока


№ урока

Дата

Тема урока

Содержание урока

Педагогические средства

Виды деятельности учащихся

ПСИХОДИАГНОСТИКА

1.

Знакомство. Исследование процесса мышления.

Знакомство с детьми, проведение тестовых методик на мышление.

тесты

индивидуальная

2.

Исследование памяти, эмоций, воображения, мышления.

Проведение тестовых методик на исследование памяти, эмоций, воображения, мышления.

тесты

индивидуальная

3.

Исследование памяти, внимания. Методика «Кактус».

Проведение тестовых методик на исследование памяти, внимания. Проективная методика «Кактус».

тесты

индивидуальная

4.

Проективные методики «ДДЧ», «Человек под дождем».

Проведение проективные методик «ДДЧ», «Человек под дождем».

тесты

индивидуальная

5.

Изучение темперамента. Методика САН, методика на конфликтность.

Изучение темперамента по методике Айзенка, формула темперамента. Методика САН. Методика на конфликтность Томаса.

тесты

индивидуальная

6.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев). Методика «Дерево».


Изучение агрессивности и конфликтности по методике Е.П.Ильина и П.А.Ковалева.

Проективная методика «Дернво».

тесты

индивидуальная

7.

Методика КОС. Изучение характера личности.

Методика КОС. Изучение характера личности по методике Шмишека.

тесты

индивидуальная

8.

Методики на тревожность.

Методика Спилбергера и Ханина.

Тест школьной тревожности Филипса.

тесты

индивидуальная

9.

Тест «Подростки о родителях».

Изучение отношений между родителями и подростками. Тест «Подростки о родителях».

тесты

индивидуальная

10.

Опросник ДПА.

Проведение диагностики по методике опросника ДПА

тесты

индивидуальная

11.

Опросник ДПА. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Проведение диагностики по методикам: Опросник ДПА. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

тесты

индивидуальная

12.

Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда

Проведение исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда

тесты

индивидуальная

13.

Личностная шкала проявления тревоги. Методика диагностики субъективного ощущения одиночества.

Проведение исследования по методикам: Личностная шкала проявления тревоги. Методика диагностики субъективного ощущения одиночества.

тесты

индивидуальная

14.

Многофакторный опросник Кеттелла.

Проведение исследования по методике многофакторного опросника Кеттелла.

тесты

индивидуальная

15.

Многофакторный опросник Кеттелла.

Проведение исследования по методике многофакторного опросника Кеттелла.

тесты

индивидуальная

16.

Тест креативности Торанса.

Проведение исследования по методике креативности Торанса.

тесты

индивидуальная

17.

Многофакторный личностный опросник EPI (формы B)

Проведение исследования по методике Многофакторный личностный опросник EPI (формы B)

тесты

индивидуальная

18.

Методика межличностных отношений Т.Лири. Социометрия Дж. Морено. Определение психологического климата группы.

Проведение исследования по методикам: Методика межличностных отношений Т.Лири. Социометрия Дж. Морено. Определение психологического климата группы.

тесты

индивидуальная

19.

Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка»)

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Проведение исследования по методикам: Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка»)

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

тесты

индивидуальная

20.

Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Проведение исследования по методикам:

Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

тесты

индивидуальная

21.

Определение направленности личности (орнентационная анкета).

Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).

Проведение исследования по методикам: Определение направленности личности (орнентационная анкета).

Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).

тесты

индивидуальная

22.

Методика «Прогноз». Оценка отношений подростка с классом.

Проведение исследования по методикам:

Методика «Прогноз». Оценка отношений подростка с классом.

тесты

индивидуальная

23.

«Методика исследования ригидности».

Шкала оценки потребности в достижении. Шкала оценки мотивации одобрения.

Проведение исследования по методикам:

«Методика исследования ригидности».

Шкала оценки потребности в достижении. Шкала оценки мотивации одобрения.

тесты

индивидуальная

КОРРЕКЦИЯ

24.

Коррекция мышления.

Упражнения, направленные на коррекцию мышления.

упражнения

индивидуальная, групповая

25.

Коррекция мышления.

Упражнения, направленные на коррекцию мышления.

упражнения

индивидуальная, групповая

26.

Коррекция памяти.

Упражнения, направленные на коррекцию памяти.

упражнения

индивидуальная, групповая

27.

Коррекция памяти.

Упражнения, направленные на коррекцию памяти.

упражнения

индивидуальная, групповая

28.

Коррекция эмоций.

Упражнения, направленные на коррекцию эмоций.

упражнения

индивидуальная, групповая

29.

Коррекция эмоций.

Упражнения, направленные на коррекцию эмоций.

упражнения

индивидуальная, групповая

30.

Коррекция воображения.

Упражнения, направленные на коррекцию воображения.

упражнения

индивидуальная, групповая

31.

Коррекция воображения.

Упражнения, направленные на коррекцию воображения.

упражнения

индивидуальная, групповая

32.

Коррекция внимания.

Упражнения, направленные на коррекцию внимания.

упражнения

индивидуальная, групповая

33.

Коррекция внимания.

Упражнения, направленные на коррекцию внимания.

упражнения

индивидуальная, групповая

34.

Профилактика конфликтного поведения.

Упражнения, направленные на коррекцию конфликтного поведения.

упражнения

индивидуальная, групповая

35.

Профилактика конфликтного поведения.

Упражнения, направленные на коррекцию конфликтного поведения.

упражнения

индивидуальная, групповая

36.

Профилактика агрессивности.

Упражнения, направленные на коррекцию агрессивности.

упражнения

индивидуальная, групповая

37.

Профилактика агрессивности.

Упражнения, направленные на коррекцию агрессивности.

упражнения

индивидуальная, групповая

38.

Коррекция организаторских и коммуникативных способностей.

Упражнения, направленные на коррекцию организаторских и коммуникативных способностей.

упражнения

индивидуальная, групповая

39.

Коррекция тревожности.

Упражнения, направленные на коррекцию тревожности.

упражнения

индивидуальная, групповая

40.

Коррекция тревожности.

Упражнения, направленные на коррекцию тревожности.

упражнения

индивидуальная, групповая

41.

Коррекция школьной тревожности.

Упражнения, направленные на коррекцию школьной тревожности.

упражнения

индивидуальная, групповая

42.

Профилактика социально-психологической адаптации.

Упражнения, направленные на коррекцию социально-психологической адаптации.

упражнения

индивидуальная, групповая

43.

Профилактика одиночества.

Упражнения, направленные на коррекцию одиночества личности; показать личности, что она ни одинока.

упражнения

групповая

44.

Профилактика одиночества.

Упражнения, направленные на коррекцию одиночества личности; показать личности, что она ни одинока.

упражнения

групповая

45.

Коррекция лидерских качеств личности.

Упражнения, направленные на коррекцию лидерских качеств личности.

упражнения

индивидуальная, групповая

46.

Коррекция лидерских качеств личности.

Упражнения, направленные на коррекцию лидерских качеств личности.

упражнения

индивидуальная, групповая

47.

Коррекция саморегуляциии поведения и отношения к окружающим.

Упражнения, направленные на коррекцию саморегуляциии поведения и отношения к окружающим.

упражнения

индивидуальная, групповая

48.

Коррекция активности в социальных отношениях личности.

Упражнения, направленные на коррекцию активности в социальных отношениях личности.

упражнения

индивидуальная, групповая

49.

Коррекция доверчивости к окружающим людям.

Упражнения, направленные на коррекцию доверчивости к окружающим людям.

упражнения

индивидуальная, групповая

50.

Коррекция самоконтроля.

Упражнения, направленные на коррекцию самоконтроля, самообладания личности.

упражнения

индивидуальная, групповая

51.

Коррекция эмоциональной устойчивости личности.

Упражнения, направленные на коррекцию эмоциональной устойчивости личности.

упражнения

индивидуальная, групповая

52.

Коррекция адекватной самооценки.

Упражнения, направленные на коррекцию адекватной самооценки.

упражнения

индивидуальная, групповая

53.

Коррекция адекватной самооценки.

Упражнения, направленные на коррекцию адекватной самооценки.

упражнения

индивидуальная, групповая

54.

Коррекция направленности личности на внутренние или внешние переживания.

Упражнения, направленные на коррекцию направленности личности на внутренние или внешние переживания.

упражнения

индивидуальная, групповая

55.

Коррекция креативности, воображения личности.

Упражнения, направленные на коррекцию креативности, воображения личности.

упражнения

индивидуальная, групповая

56.

Коррекция межличностных отношений.

Упражнения, направленные на коррекцию межличностных отношений.

упражнения

групповая

57.

Коррекция межличностных взаимоотношений.

Упражнения, направленные на коррекцию межличностных взаимоотношений.

упражнения

групповая

58.

Коррекция межличностных взаимоотношений.

Упражнения, направленные на коррекцию межличностных взаимоотношений: общительность, уравновешенность, эмоциональность, агрессивность.

упражнения

групповая

59.

Коррекция психологического климата в классе.

Упражнения, направленные на коррекцию психологического климата в классе.

упражнения

групповая

60.

Коррекция психологического климата в классе. Упражнения на сплочение группы.

Упражнения, направленные на коррекцию психологического климата в классе.

упражнения

групповая

61.

Коррекция психологического климата в классе. Упражнения на сплочение группы.

Упражнения, направленные на коррекцию психологического климата в классе.

упражнения

групповая

62.

Коррекция взаимоотношения подростка с классом.

Упражнения, направленные коррекцию взаимоотношения подростка с классом.

упражнения

индивидуальная,

групповая

63.

Коррекция депрессивного состояния личности.

Упражнения, направленные на коррекцию депрессивного состояния личности.

упражнения

индивидуальная,

групповая

64.

Коррекция мотивации на достижение успеха личности.

Упражнения, направленные на коррекцию мотивации на достижение успеха личности.

упражнения

индивидуальная,

групповая

65.

Коррекция нервно-психической устойчивости.

Упражнения, направленные на коррекцию нервно-психической устойчивости.

упражнения

индивидуальная

66.

Коррекция умственных способностей, психических процессов личности.

Упражнения, направленные на коррекцию умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность.

упражнения

индивидуальная,

групповая

67.

Коррекция умственных способностей, психических процессов личности.

Упражнения, направленные на коррекцию умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность.

упражнения

индивидуальная,

групповая

68.

Чему я научился?! Что я могу?!

Заключительное занятие, подведение итогов.

упражнения

групповая


© 2010-2022