Программа психолого-педагогического сопровождения кадетского класса (гендерный класс мальчиков)

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа

психолого-педагогического сопровождения

учащихся кадетов 5 класса

(гендерный класс мальчиков)

МКОУ Краснозерской СОШ№2

имени Ф.И. Анисичкина






Автор: педагог-психолог

МКОУ Краснозероской СОШ№2

им. Ф.И. Анисичкина

Ю.А. Максимовская








Пояснительная записка

Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию личности

обретает актуальное значение в условиях обновления содержания образования и модернизации общеобразовательной школы.

В последнее десятилетие все большее развитие получает реализация идей гендерного подхода к обучению и воспитанию школьников, в рамках задачи создания гендерно-ориентированной системы обучения, которая учитывает психолого-возрастные особенности развития учащихся на соответствующей ступени обучения в школе, способствует гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создает условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

МКОУ Краснозерская СОШ №2 им. Ф.И. Анисичкина осуществляет работу в режиме развития и в рамках инновационной деятельности общеобразовательной школы с кадетскими классами на основе программно-целевого подхода. Приоритетным направлением в школе была определена деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию.

В школе образовательный процесс осуществляется в 25 классах - комплектах и из них 2 - кадетских класса. С 2014-2015 учебного года осуществляется практика обучения мальчиков -кадетов (гендерный класс)

Учеба в кадетском (гендерном) классе - это новый этап в жизни 10-11 - летних мальчиков. Следует отметить, что дети, попадая в кадетский класс, живущий по воинскому уставу, оказываются в новом коллективе в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. На первом году обучения в кадетском классе у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и недостатки в воспитании, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского класса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет:

  • жесткая регламентация распорядка дня;

  • преобладание групповых видов деятельности;

  • подчинение и субординация;

  • совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования.

Перед 10-11 летними мальчиками в кадетском классе стоят взрослые задачи:

  1. Принять нормы, правила и традиции кадетского (гендерного) класса.

  2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.

  3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.

  4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами и учителями.

  5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения мальчиков-кадетов. И чем быстрее кадеты включатся в разнообразные ситуации нового окружения, преобразуют, переосмыслят для себя действительность, переживут для себя свои личностные конфликты, будут готовы к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации.

В связи с этим возникла необходимость создания программы психолого-педагогического сопровождение кадетского (гендерного) класса в условиях общеобразовательной школы «Путь к успеху».

Для успешной реализации программы разработан курс подготовки учащихся к изучению навыков конструктивного общения:

Цель данного курса: формирование у учащихся навыков общения, как залога успешной социальной адаптации, ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека.

Задачи курса:

  1. Проводить профилактику психологического дискомфорта кадетов в адаптационный период;

  2. Сформировать первичные навыки эффективного общения.

  3. Отработка и развитие навыков эффективного общения.

  4. Самопознание и личностное самосовершенствование кадетов.

Программа психолого-педагогического сопровождения основывается на нормативных документах федерального и местного значения:

  • Федеральный Закон об образовании;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Решение коллегии от 27.05.97 №6\1 № «О стратегии воспитания и психологической поддержке личности в системе общего и профессионального образования».

Время проведения занятий: систематический курс групповых занятий с классом (один раз в неделю). Количество занятий - 34 по 45 минут

Направления и формы деятельности

  1. Психологическое просвещение - повышение психологической культуры детей, педагогов школы и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам гендерного воспитания и обучения.

Осуществляется в форме:

  • Бесед;

  • Памяток;

  • Буклетов;

  • Стендов;

  • Собраний.

  1. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью отслеживания их развития, выявления слабых и определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей. Это важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, развивающей работы. Осуществляется в форме:

  • Групповой диагностики;

  • Индивидуальной диагностики.

3. Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога:

  • По предупреждению возможных социально-педагогических и психологических проблем у кадетов;

  • По созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в кадетском коллективе;

  • По выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Осуществляется в форме:

  • Систематических занятий, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся;

  • Наблюдений.

4. Психологическая коррекция и развитие - систематическая целенаправленная работа педагога-психолога с детьми, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психокоррекционная и развивающая работа с мальчиками открывает не только возможности для самопознания и самовоспитания, но обеспечивает психологические условия, которые необходимы для достижения личностной зрелости, самоактуализации, являющейся вершиной психологического здоровья. При этом психокоррекционная работа направлена на развитие у них тех качеств, которые являются критериями личностного развития.

Осуществляется в форме:

  • Индивидуальные занятия;

  • Групповые занятия.

5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям по вопросам решения психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе;

Осуществляется в форме:

  • Индивидуальные консультации;

  • Групповые консультации.

Формы работы:

  • дискуссии, круглые столы, психодиагностика, самоанализ, анализ жизненных и педагогических ситуаций, ролевые игры, психотренинговые упражнения, разыгрывание ситуаций, проведение и анализ результатов психологического тестирования и опроса.

Методы психолого-педагогического сопровождения:

  1. Психодиагностика ;

  2. Игротерапия;

  3. Арт-терапия;

  4. Сказкотерапия;

  5. Психогимнастика;

  6. Проективные методы;

  7. Консультации;

  8. Беседы;

  9. Психолого-педагогическое наблюдение за социально-культурной адаптацией детей в ходе раздельного обучения;

  10. Групповые социально-психологические занятия.

  11. Опросы;

  12. Анкетирование;

  13. Тестирование, изучение и обобщение опыта по проблеме гендерного обучения;

  14. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

  • Улучшение коммуникации и решения межличностных конфликтов;

  • Успешная социальная адаптация мальчиков-кадетов к новым условиям обучения;

  • Сохранение и укрепление психического здоровья кадетов-пятиклассников;

  • Повышение уровня мотивации кадетов к учебной деятельности;

  • Улучшение межличностных отношений между сверстниками.

Требования к знаниям, умениям и навыкам по изучению программы:

  • Овладение навыками эффективного общения;

  • Овладение навыками саморефлексии и самоанализа;

  • Применение полученных знаний на практике.

Материально-техническое оснащение:

  • Меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья)

  • Средства психодиагностики;

  • Предметы и пособия для занятий с детьми (цветные карандаши, ватманы, фломастеры, планшеты);

  • Мультимедийная установка;

  • Персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик.

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год



Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов тем уроков

Кол-во

Тео-рия

Прак-тика

Формы и методы работы

Дата

I.

Первичная психодиагностика

5

-

5

1.

Каков я на самом деле? (вводное занятие знакомство)

1

1

Тренинговое занятие

2.

Вводная диагностика личностных особенностей

1

1

Психодиагностика

3.

Диагностика интеллектуальных способностей

1

1

Психодиагностика

4.

Диагностика интеллектуальных способностей

1

1

Психодиагностика

5.

Диагностика интеллектуальных способностей

1

1

Психодиагностика

II.

Мы- команда!

16

7

9

1.

Сплоченность и доверие

1

1

Лекция

2.

Сплоченность и доверие

1

1

Тренинг (игротерапия )

3.

Общение и умение слушать

1

1

Лекция

4.

Общение и умение слушать

1

1

Тренинг

(сказкотерапия )

5.

Учимся взаимопониманию

1

1

Лекция с использованием анкетирования и опроса

6.

Учимся взаимопониманию

1

1

Тренинг с использованием арт-терапии

7.

Средства общения

1

1

Лекция, урок-обсуждение

8.

Общение без слов

1

1

Тренинг игротерапия.

9.

Проявление эмоций и чувств. Мужество и трусость.

1

1

Лекция, опрос

10.

Проявление эмоций и чувств . Мужество и трусость

1

1

Тренинговое занятие с использованием сказкотерапии

11.

Конфликты и причины их возникновения

1

1

Лекция, урок-обсуждение

12.

Пути решения конфликтов

1

1

Тренинг

13.

Манипуляции и защита от них

1

1

Лекция

14.

Манипуляции и защита от них

1

1

Тренинг игро-терапия

15.

Закрепление навыков работы в команде

1

1

Занятие с использованием арт-терапии: совместный рисунок «Мы команда»;

16.

Вторичная диагностика уровня адаптации

1

1

Психодиагностика

III

Моя индивидуальность.

14

5

9

1.

Уверенное и неуверенное поведение

1

1

Лекция

2.

Уверенное и неуверенное поведение

1

1

Тренинг

3.

Мои права и права других людей

1

1

Лекция

4.

Я в своих глазах и в глазах других людей

1

1

Тренинг

5.

Эмоции и чувства

1

1

Лекция

6.

Развитие положительного эмоционального фона

1

1

Тренинг

7.

Эффективные приемы общения

1

1

Лекция

8.

Эффективные приемы общения

1

1

Тренинг

9.

Я тебя понимаю .

1

1

Тренинг

10.

Взаимопомощь

1


1

Дискуссия, анализ жизненных педагогических ситуаций

11.

Оказание психологической помощи и поддержки в процессе взаимодействия

1

1

Тренинг , ролевая игра

12.

Итоговая диагностика

1

1

Психодиагностика

13.

Итоговая психодиагностика

1

1

Психодиагностика

14.

Итоговое занятие. Закрепление. Поддержка

1

1

Урок обсуждение, опрос

Итого

35

13

22






ЛИТЕРАТУРА

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками:- Питер,2004, с 270.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - Москва.: Изд-во «Совершенство», 1998, с.298

3. Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб: «Норинт», 2003, с. 1536.

4. Грецов А..Г. Тренинг общения для подростков: - Питер, 2005, с 160

5. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе».- Москва, 2002, с. 160.

6. Журнал «Педагогическое образование» №1-2 . Гендерный подход в образовании. Январь 2013г.

7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте:- М,1995, с 122.

8. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. -М,«ВАКО» 2004, с107.

9. Коновалов А. «Школьные службы примирения» Сборник материалов:- Москва. 2006 г, с. 50.

10. Конфликтология /Под ред.А.С.Климина:- Санкт - Петербург. «Лань»,1999.

11. Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»:- Москва. «Генезис», 2004г. с. 267.

12. Куинджи Н. Гендерное воспитание в школах - помощь в решении демографической проблемы в России. Народное образование - 2007-№ 5-с.182.

13. Лукьяненко В. Физкультурное образование и здоровье учащейся молодежи. Народное образование - 2005-№ 2-с.132.

14. 6 Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. Народное образование - 2007-№ 5-с.175.

15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога:- Москва. «Просвещение», «Учебная литература». 1996г. С. 338.

16. Овчаров Е.А., Радионова Л.В., Борш Е.Е. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты):- Нижневартовск, Издательство Нижневартовского педагогического института, 200г. С.376.

17. Программа «Навстречу». Газета «Школьный психолог», №12, июнь, 2007.

18. Программа психологической помощи подросткам «Поверь в себя». Библиотечка «Первого сентября», №4, 2007.

19. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной:- Москва, «Просвещение», 1991г. с. 301.

19.Самоукина Н.В. Практический психолог в школе:- Москва. Издательство института психотерапии. 2003г. С.226.

20.Статьи о школьном ученическом самоуправлении: А. Колеченко «Ученическое посредничество в школьных конфликтах», Д.В. Рогаткин «Службы примирения в системе школьного самоуправления».

21. Фопель К. Энергия паузы:- М. 2005, с. 230.

22. Хухлаева О.В. "Тропинка к своему Я» Уроки психологии в средней школе (7-8 классы):- М, «ГЕНЕЗИС» 2005, с 166.

23.Харисов Ф. Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях гумманизации образования. Народное образование - 2007-№ 5-с.45.

24.Чумаков В. Большая семья: нужна эффективная программа. Народное образование - 2005-№ 2-с.181.


© 2010-2022