- Преподавателю
- Школьному психологу
- Доклад. Педагогическое предвидение – часть мастерства учителя
Доклад. Педагогическое предвидение – часть мастерства учителя
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адарацких С.М. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад
Педагогическое предвидение - часть мастерства учителя
Подготовил учитель начальных классов,
педагог-психолог Адарацких Сергей Михайлович
В педагогической науке очень часто результат обучения зависит от педагогического предвидения. Раньше, когда психолого-педагогическая наука исходила из теории труда, то главным было трудовое предвидение, то есть предвидение, на основе преобразования окружающего мира. Ставилась конкретная цель, именно она была предвидением. В педагогике это вполне понятно, что каждый урок имеет свою цель, то есть предвосхищённый результат. Сейчас с быстрым развитием науки, в частности информационных технологий, цель уже может быть сама по себе устаревшей, не актуальной, а знания могут носить не то содержание. Поэтому педагог должен всегда предвидеть, не только урок, но и всё, что рядом с этим уроком вращается. Именно предвидение как человеческая способность должна быть основной в педагогическом труде на данном этапе временного развития. Педагог - это мастер, который воспринимает происходящее цельно, видит несколько уровней реальности. Не нужно педагогу ограничивать своё восприятие какими-либо представлениями, чтобы предвидеть результат. Пространственно-временное соотношение уровня восприятия зависит от объёма самого человека. Каждая величина окружает себя объёмностью, то есть уровнем представления, или другими словами, защитной функцией материальности.
Вот некоторые психологические и нейропсихологические компоненты способности к педагогическому предвидению:
- иерархия мотивов, построенная на основе доминирования мотива пользы;
- развитость нелогических форм мышления сверхсознательной сферы личности педагога, а именно развитость интуиции, нестереотипность мышления;
- энциклопедизм мышления - высокая плотность аналитико-синтетических связей в различных областях человеческого знания, навык мыслительного эксперимента - способность к мысленному перевоплощению педагога;
- подвижный тип нервной системы педагога с высокой суммарной психомоторной работоспособностью;
- высокая лабильность нервных процессов.
Заканчивая доклад, необходимо отметить, что предвидения бывают разной степени гипотетичности - от крайне маловероятных, до вполне достоверных, истинных. Педагогу чтобы опережать время и предвидеть, необходимо смело использовать собственные способности к предвидению.
Литература
-
Земун Ю. Возвращение в будущее. Машина времени для личных целей. Афина, 2010.
-
Психология Космоса и его материальное предназначение / М. Л. Константинова, Ж. С. Журибеда, О. В. Козлов. Псков 1993.
-
Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М.: Мысль, 1975.