- Преподавателю
- Школьному психологу
- Памятки по работе с неблагополучными семьями и профилактике нарушений прав ребенка
Памятки по работе с неблагополучными семьями и профилактике нарушений прав ребенка
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Строева К.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком школьного возраста.
Затем нужно дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношение к агрессивному поведению вообще. Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения дальнейшей работы. Работу можно представить в виде дискуссионных занятий. Занятия преследуют цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка. Ключевой момент, отражающий низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским характером.
Меры дисциплинарных воздействий делятся на три группы:
-
Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.
-
Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.
-
Лишение родительской любви - игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.
В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых - ярость и агрессию. Необходимо обучать родителей использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия. В этом случае может помочь игровая терапия - психолог выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует корригирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы ребенок на примере разыгрываемых сценок-ситуаций постигал новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками.