- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект выступления на педсовете Психологический мониторинг
Конспект выступления на педсовете Психологический мониторинг
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Конюхова Г.Ф. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Психологический мониторинг.
«Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики».
(Е. А.Ямбург)
Реализация ФГОС проводилась при психологическом сопровождении. В процессе психологического сопровождения предусмотрено проведение психологического мониторинга, который объединяет диагностику, консультацию, коррекцию в единую систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности.
УУД формируются постепенно и поэтапно. При психологическом мониторинге изучением личностных и метапредметных УУД занимается психолог. Периодичность проведения психологического мониторинга - на всех ступенях обучения.
Проведён анализ мониторинга 1, 2, 3, 4 классов с 2013 по 2015 учебные годы.
Исходя из данной диаграммы низкие уровни по регулятивным и познавательным УУД учащихся 1-х классов составляют в пределах 30 % от общего числа учащихся. Это можно объяснить адаптационным периодом, который длится в течение первого учебного года. Средний уровень регулятивных, познавательных 40-50%.
Результаты психологического мониторинга 2-Х классов 2014-2015 учебного года свидетельствуют о положительной адаптации учащихся 1-х классов, так как в основном преобладает средний уровень УУД.
Анализ мониторинга 2-х классов в 2013-2014 учебном году свидетельствует о положительном развитии УУД в процессе школьного обучения. Низкий уровень по всем группам УУД составляет от 15 до 25%. Стабильно проявлен средний уровень и высокий. Анализ мониторинга данных учащихся на 2014- 2015 учебный год свидетельствуют о положительном развитии личностных, регулятивных УУД. Меняются индексы познавательных и коммуникативных УУД в сторону понижения высокого и низкого уровня, но повышения среднего уровня по этим группам. В целом наблюдается положительная динамика.
Несмотря на преобладание СКК классов в параллели 3 классов в 2013 -2014, и в параллели 4-х классов 2014-2015 учебном годах, данные диаграммы свидетельствуют об удовлетворительном развитии все групп УУД. Рост низкого уровня личностных УУД в 4-х классах можно объяснить началом формирования раннего этапа (9-11 лет) подросткового периода, характеризуемый возникающими как внутренними противоречиями, так и конфликтными внешними ситуациями. В остальных группах УУД (регулятивной, познавательной и коммуникативной) значительное сокращение низкого уровня.
Ответим на вопрос: «Что влияет на процесс адаптации учащихся в 5-х классах»?
С уверенностью можно ответить, что на процесс адаптации влияет уровень развития УУД, с которым учащиеся пришли в 5-й класс. Классик российской психологии - Выготский Лев Семёнович считал, что обучение идёт впереди развития детей, поэтому с уверенностью можно сказать, что важную роль играет школьный учебный процесс, и все занятия, составляющие его, а также занятия коррекционного характера, проводимые педагогом - психологом.
Рассмотрим мониторинг адаптации учащихся 5-х классов за 3 года: 2013-2014, 2014- 2015, 2015-2016 учебные годы. В 2013-2014 учебном году 48% обучающихся имели низкий уровень адаптации. К 2015-2016 учебному году количество детей с низким уровнем адаптации сократилось до 12%. В 2014-2015 учебном году увеличивается количество детей со средним уровнем адаптации до 70% (хорошее и положительное отношение к школе), а так же сокращается количество детей с низким уровнем адаптации с 48% до 28%. 2015-2016 учебный год характеризуется положительной адаптацией для учащихся 5-х классов: сокращение количества детей с низким уровнем адаптации с 28% до 12 % и увеличение количества детей имеющих высокий уровень адаптации с 30% до 50%.
В нашей школе 24% от общего числа учащихся составляют группу ОВЗ. Для таких детей важным условием дальнейшего развития являются коррекционные занятия. Групповые коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю для учащихся 4-х и 5-х классов. Дети этих классов разделены на группы (ЭВС, ПС) на основе заключений полученных на ПМПК. Дети не имеющие рекомендаций для занятий с психологом находятся под психолого- педагогическим наблюдением и посещают кабинет психолога для беседы 1- 2 раза в месяц. У каждого ребёнка, относящегося к группе ОВЗ имеется, открытая карта, где записываются результаты наблюдения и рекомендации. Сложные по поведению дети начальных классов посещают кружок «Азбука лепки».
По запросу родителей и администрации для особо сложных детей проводятся дополнительные индивидуальные коррекционные занятия.
Коррекционные занятия проводятся на основе апробированных программ, утверждённых на городском методическом объединении. Это программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», ориентированная на коррекцию эмоционально - волевой сферы и программа Н.П. Локаловой для коррекции познавательной сферы.
Наличие достаточно просторного кабинета логопеда- психолога оказывает определенно положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся особенно начальной школы и учащихся 5-х классов.
Таким образом, можно сказать, что введение ФГОС изменило парадигму образования с педагогического по существу в образование психолого - педагогическое, которое ориентированно на учёт особенностей интеллектуального и личностного потенциала учащихся. Педагогика и психология тесно взаимосвязаны и преследуют одну цель - это образование и воспитание детей, поэтому важно ещё раз повторить, что «педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики».
Литература.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002
-
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. М,2008
-
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010
-
Интернет: материалы открытого доступа
4