Статья: «Учитель для одаренного ученика»

"Описание материала: Как показали исследования психологов, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.  В статье  «Учитель для одаренного ученика» раскрываются профессиональные и личностные качества учителя, умеющего работать с одаренными детьми. Однако, на практике, далеко не каждый педагог готов к такому труду. Он может обладать широкой предметной эрудицией, но не уметь  работать с одаренным учеником. В статье приводится перечень необходимых качеств «своего» учи...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель для одаренного ученика

Как показали исследования психологов, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. В статье «Учитель для одаренного ученика» раскрываются профессиональные и личностные качества учителя, умеющего работать с одаренными детьми. Однако, на практике, далеко не каждый педагог готов к такому труду. Он может обладать широкой предметной эрудицией, но не уметь работать с одаренным учеником. В статье приводится перечень необходимых качеств «своего» учителя, который бы сопровождал, поддерживал, помогал развиваться дальше своему одаренному ученику.


-Это невозможно, - сказала Причина.

-Это безрассудно,- заметил Опыт.

-Это бесполезно, - отрезала Гордость.

-Попробуй, - шепнула Мечта...

Мы, педагоги, помогаем своим ученикам осуществить их мечты - показать, на что они способны, чего могут достичь. Ведь «На старте все равны умом и телом,

Но к финишу придут лишь те, Кто занят делом».

Ценная человеческая потребность - это потребность понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому - это удовольствие. А педагог одаренного ребенка дает возможность испытать удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца.

Мы знаем, что есть прекрасные, грамотные учителя, дающие высокий процент учащихся, обучающихся на «хорошо» и «отлично». Однако этот учитель может не иметь учеников-победителей олимпиад или учеников, проявляющих высокие способности и оригинальность мышления в предметной деятельности. Такой учитель умеет успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Но в его деятельности и собственном мышлении ремесленное превалирует над творческим.

Поэтому он не может ни «заразить» ученика потребностью и интересом к творческой деятельности, ни помочь ему развить нестандартное мышление, ни сопровождать развитие одаренного ребенка. Более того, такой учитель чаще всего не поощряет нестандартные ответы, воспринимает их как ошибку, если они серьезны, или как проявления шутовства. Он может обладать широкой предметной эрудицией, но не уметь работать с одаренным учеником.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся.

Это:

*учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету

*учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения

*учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко, но, как мы убедились, все-таки существует.

Учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.

Учитель для одаренного ученика обладает сам многими характерными чертами одаренного ученика и специфическими способностями, без которых его работа с умственно одаренными детьми не может быть успешной.

Быть профессионально подготовленным к работе с одаренными детьми теоретически и практически, это значит:

  • иметь ясное представление об особенностях одаренных детей и их потребностях

  • Уметь выявлять одаренных детей (для этого существуют диагностические процедуры, которыми вполне может владеть сам педагог и конечно, с помощью специалистов)

  • строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка

  • модифицировать учебные программы с учетом особенностей учащихся

  • стимулировать познавательные способности учащихся (Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть»)

  • использовать для одаренных детей не тактику количественного увеличения заданий, а качественное их изменение

  • консультировать учащихся и их родителей в вопросах оказания помощи и поддержки.

Учитель одаренных детей профессионально компетентен, применяет определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одаренности, но кроме этого обладает особыми личностными качествами, такими, как:

  • активная профессионально-личностная позиция

  • лидерство

  • высокий уровень социальной и познавательной активности («Ужасно интересно все то, что неизвестно…»)

  • внутренняя особая профессиональная мотивация

  • эмпатия

  • рефлексия

  • внутренний локус контроля (Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Оценивая ситуацию более хладнокровно и выдержанно, имея внутренний локус контроля, такие учителя не боятся выражать свою точку зрения и часто добиваются этим самым завидных успехов.)

  • адекватная самооценка

  • потребность в самосовершенствовании - как образец для своего одаренного ученика

  • здоровые амбиции (так он свободно обменивается с детьми точками зрения, позволяет им учить себя. А уж сколько в этот момент удовольствия и как загораются глаза !

  • стремление вывести своих учеников в число лучших (не секрет, что часто у одаренных детей нарушены адаптационные возможности, они испытывают трудности в социализации и кто знает, быть может именно вы научите их презентовать себя, поднять их самооценку)

  • гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании

  • умение легко отказаться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения

  • умение вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

  • чувство юмора (но без склонности к сарказму)

  • продуктивная реакция на вызов

  • достойное принятие критики (учить детей правильному реагированию и отличию критики от критиканства)

  • живой и активный характер

  • ярко выраженное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию

  • вера в собственные силы

  • не боится экспериментировать, чему учит и своих одаренных детей

  • заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа: " Чтобы случилось, если бы..?" "Что ты имеешь в виду?"; " Если она права, то как это повлияет на..?" Они стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих учащихся. И они пытаются гораздо чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке

  • или как, например, учителем для одаренного ребенка осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, учителя же одаренных детей ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание

  • учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым меньше зависят от учителя

  • предпочитает творческий стиль деятельности (Однако стремление самого учителя к творчеству не доминирует там, где ученику нужна конкретная помощь или определенные организационные действия учителя.)

  • эффективен в общении с детьми и влияние осуществляет не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству

  • готов к пересмотру своих взглядов

  • получает удовольствие от своих учеников как от интересных собеседников и демонстрирует большое уважение к ним.

  • имеет позитивную "Я-концепцию"

  • оптимистичен и уверен в себе

Кстати, этот примерный список качеств разработан для будущих учителей, для сегодняшних студентов педагогических вузов, только собирающихся стать профессионалами, начинающих свою педагогическую деятельность.

Таким образом, так важно, чтобы «свой» учитель был у каждого одаренного ученика и сопровождал, поддерживал его, помогал развиваться дальше.

И если мы сумеем подобрать к каждому из своих учеников его личную индивидуальную заветную кнопочку, то, как подарок, дар - результаты наших одаренных учеников.



© 2010-2022