- Преподавателю
- Школьному психологу
- Классный час Будем толерантны
Классный час Будем толерантны
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахнюк Н.В. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ильинский учебно-воспитательный комплекс муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
Муниципальный тур Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Классный час для старшеклассников
«Будем толерантны»
Подготовила и провела:
Сахнюк Наталья Владимировна,
педагог-психолог МБОУ Ильинский УВК
2015 г.
Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.
Виссарион Белинский
Цель: сформировать у учащихся толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ и СПИДом.
Задачи: развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, формировать толерантное отношение и уважение к другим.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: плакат «Наши ожидания» (изображение весенней полянки), цветные стикеры в форме весенних цветочков и ягод (по количеству участников), листы бумаги А-4, фломастеры, ручки, ватман, цветная бумага, ножницы, клей, журналы с яркими иллюстрациями.
Ход проведения
1. Вступительное слово.
- Ребята, вы - молодое поколение нашего общества, стоя на пороге взрослой жизни, ставите перед собой высокие цели и верите, что всё задуманное будет вам под силу. Современное общество действительно открывает перед вами большие перспективы, но и таит множество соблазнов и опасностей. Некоторые из них стали настоящей проблемой человечества.Одной из самых важных и острых проблем нынешнего общества являются социальные болезни (наркомания, алкоголизм и т.д.) К таким болезням относится и СПИД. По данным Роспотребнадзора по состоянию на 1 мая 2015 года официально было зарегистрировано 933 419 инфицированных ВИЧ-граждан России, из них 22818 чел. - в Крыму.
Давайте вспомним, что же такое СПИД?
Из предложенных слов (записаны на доске) выберите те, которые расшифровывают слово СПИД (4 человека по желанию):
С - синдром, сифилис, случай, стимул
П - приобретенного, пути, проблемы, преобладание
И - иммунно, инсульт, исследование, институт
Д - дефицита, дети, деятельность, доктор
СПИД вызывается вирусом иммуннодефицита человека, который поражает иммунную систему организма.
Сегодня мы с вами являемся участниками интересного тренинга. Мы будем говорить о нашем здоровье, об отношении к другим людям.
2. Упражнение «Пересадки»
Цель: сплочение коллектива, позитивный эмоциональный настрой группы.
- Пересядьте
те, кто сегодня утром пил молоко,
те, кто получил хорошую отметку,
те, у кого хорошее настроение,
те, кто считает тему нашего тренинга актуальной.
3. Упражнение «Наши ожидания»
Внимание учащихся обращается на весенний пейзаж за окном, раздаются разноцветные стикеры в форме весенних цветочков, и предлагается записать на них свои ожидания от занятия по теме. Затем участники озвучивают свои ожидания и прикрепляют на плакат (форму проведения этого этапа можно менять в зависимости от времени года).
4. Правила
Цель: создание рабочей и доброжелательной атмосферы во время работы.
- Для эффективной работы на тренинге, т.е. для достижения поставленной цели, задач и создания творческой атмосферы, необходимо придерживаться правил работы. Наши правила сегодня зашифрованы в пословицы. Попробуйте их расшифровать.
-
Век живи, век учись. (Стремись узнать новое).
-
Как тут говорить, когда и рот не дают открыть. (Не перебивать),
-
Нужно знать, что и где сказать. (Не отклоняйся от темы).
-
Не допекай другим, а то найдутся и такие, что и тебе допекут. (Не критикуй).
-
Расскажи другу - пойдет по кругу. (Правило конфиденциальности).
5. Информационное сообщение «Что такое толерантность?»
- Ребята, мы все очень разные, у каждого из нас свои черты характера, свой темперамент. Мы имеем различные вкусы и предпочтения, мы разного возраста, роста, имеем разный цвет глаз, волос, принадлежим к разным социальным слоям и национальностям и т.д. Наша главная задача - научиться конструктивно общаться и сотрудничать друг с другом, невзирая на различия во внешности, национальной культуре, вероисповедании, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний. Следовательно, мы должны быть терпимы к своеобразию и самобытности других людей, научиться понимать их такими, какие они есть, то есть быть толерантными.
6. Ассоциативный ряд
Цель: усвоить понятие «толерантность», расширить его смысловое поле.
На ватмане записывается по вертикали слово «толерантность». Учащиеся в свободном ритме называют характеристики человека, который ассоциируется с содержанием понятия «толерантность».
(возможные варианты ответов)
Т- терпение
О- общение
Л- любовь
Е- единство
Р- радость
А- активность
Н- нежность
Т- тактичность
Н- нравственность
О- объективность
С- сдержанность
Т- трудолюбие
Ь- мягкость
«Толерантность» (от латинского - терпение) - это качество человека, характеризующее его отношение к другим людям, означает умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, к их промахам, ошибкам.
7. Притча «Слепцы и слон»
Недалеко от города, где жили только слепцы, остановился караван, в котором был слон. Слепцы, которые до сих пор только слышали про слона, отправили к каравану самых уважаемых мужей, чтобы те изучили и рассказали всем, какой слон.
Когда слепцы пришли к каравану и попросили показать им слона, их подвели к нему и дали дотронуться. Т.к. слон был очень большой, каждый из них трогал лишь какую-то часть слона. Вскоре мужи вернулись.
Первый слепец, который щупал хвост слона, рассказал:
- Слон похож на змею, он длинный и тонкий.
Второй, который имел возможность держаться за ногу слона, возразил:
- Слон похож на дерево, круглое и сморщенное. Я едва могу его обхватить!
- Подождите, - крикнул третий слепец, который держал хобот слона, - слон похож на шланг с отворотом на конце, чтобы всасывать воду.
- Нет, - возмутился четвертый слепец, который держал ухо слона. - Слон похож на листок лопуха, он тоньше змеи и плоский.
- Что ты говоришь? - крикнул пятый слепец, который ощупывал бивни слона. - Слон гладкий и твердый как камень, а на конце он заострен. Ним можно поранить человека!
Так они долго спорили, но ведь никому и в голову не приходило, что каждый из них прав. Так и мы с вами воспринимаем окружающий мир по-разному, имеем собственное мнение, но, тем не менее, должны уметь признавать и право других на свою точку зрения.
8. Разминка «Австралийский дождь»
Цель: обеспечение психологической разгрузки, активизация энергии участников.
Все стоят в кругу.
- Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу, по цепочке я буду передавать движение. Как только это движение вернется ко мне, я передам следующее. Каждый из вас начинает новое движение только после того, как оно придет к нему от соседа - не раньше и не позже! Следите внимательно!
- В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладонь о ладонь)
- Срывается мелкий дождь. ( Щелкает пальцами)
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по грудной клетке)
- Вот уже не просто дождь, а настоящий ливень идет в нашей Австралии. (Хлопки по бедрам)
- А вот и град, настоящий ураган. (Стук ногами)
- Но что это? Ураган стихает. (Хлопки по бедрам)
- Еще идет дождь, но он постепенно стихает. (Хлопки ладонями по грудной клетке)
- Вот уже только редкие капли падают на нашу крышу. (Щелчки пальцами)
- Только небольшой шелест ветра напоминает о прошедшей буре. (Шелест ладоней)
- Солнце! (Все дружно поднимают руки вверх)
9. Беседа о толерантном отношении к ВИЧ-позитивным людям
- Ребята, сегодня мы с вами говорим о толерантном отношении к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Сегодня в Крыму с ВИЧ-инфекцией живет почти 23 тыс.населения. Это перестало быть только медицинской проблемой, сегодня ВИЧ - это социальная проблема, которая касается каждого.
Как бы вел себя каждый из нас, если бы узнал, что близкий ему человек ВИЧ-инфицированный?
Этот нелегкий вопрос возникает сейчас перед многими людьми.
Давайте мы с вами вспомним, как можно заразиться ВИЧ/СПИД (ответы учащихся записываются на доске):
- при переливании крови,
- пересадке донорских органов,
- от ВИЧ-инфицированной матери к ребенку во время беременности и родов, при кормлении грудью,
- при использовании общих шприцов, лезвий для бритья,
- нестерильными инструментами для пирсинга, татуажа и маникюра,
- при сексуальных контактах без презерватива,
Инфекция не передается через:
- общение, рукопожатие, объятия, поцелуи, пот, слюну, кашель и насморк,
- общем пользовании душем, туалетом, бассейном, посудой, одеждой, обувью, постелью, продуктами питания.
ВИЧ-инфицированный человек сталкивается с огромным количеством проблем. Не нужно забывать, что ВИЧ + - это, прежде всего человек, наделенный такими же чувствами, желаниями, надеждами, как и любой здоровый человек. Поэтому основная помощь ему состоит в психологической поддержке. Как правило, люди, узнавшие о своем статусе, испытывают потребность поделиться с кем-то своими переживаниями, найти понимание и сочувствие, ощутить себя неодиноким в борьбе с этим недугом.
10. Работа в группах. Обсуждение ситуаций
(Участники объединяются в группы, рассматривают данные ситуации и определяют какие права человека были нарушены)
Ситуация I.
Моей внучке 9 месяцев. Она состоит на учете в СПИД-центре. Когда мы пришли на плановый осмотр в детскую поликлинику, доктор не смотрела ребенка и даже попросила не раздевать ее. Она объяснила это тем, что потом сюда придут другие, здоровые дети, и это будет опасно для них.
Ситуация II.
«Мне вызвали "скорую", но когда я сказал, что у меня ВИЧ-инфекция, врачи уехали, не оказав помощь»
Ситуация III.
Виктория узнала свой диагноз - ВИЧ-инфекция. Об этом узнали на ее работе и девушку немедленно уволили. На следующий день Вика пришла в областной центр «Профилактики и борьбы со СПИДом» и увидела в коридоре своих коллег, которых администрация направила на принудительное обследование»
Наше терпение и уважение друг к другу не позволит отчуждению и агрессии взять верх над взаимоотношениями.
11. Упражнение «Письмо другу»
Представьте себе, что где-то в далекой стране живет ребенок вашего возраста, который имеет статус ВИЧ-инфицированного. Давайте напишем письмо ему, выражая слова поддержки и понимания.
(учащиеся могут оформить письмо в виде коллажа, рисунка, плаката, т.е. проявить свою фантазию)
12. Подведение итогов.
Учащиеся на стикерах в форме ягод пишут, оправдались ли их ожидания, затем по очереди озвучивают их и прикрепляют к плакату «Наши ожидания» на весеннюю полянку.
А завершить нашу встречу я хочу притчей
Один юный наркоман тайком от матери решил пригласить к себе друзей, которые должны были принести ему очередную дозу. Парень не знал, что до него шприцем, в котором была доза, недавно воспользовался ВИЧ-инфицированный. Молодой человек приготовился ввести иглу в вену, но его мать, почувствовав неладное, вошла в комнату и замерла в ужасе. Она видела, как её сына уносили Смерть и СПИД. Бедная мать выбежала из дома в одном платье, несмотря на сильный мороз, и стала искать своего сына и двух призраков, которые уносили его.
На пути матери встретилась седая некрасивая старуха в черном одеянии и сказала ей: «Беда посетила твой дом, и я видела, куда они пошли с твоим сынишкой, но я не скажу тебе, пока ты не отдашь мне свою молодость и красоту, а я в обмен на это отдам тебе свое уродство и старость».
- Зачем мне молодость и красота, если со мной не будет моего сына? Я с радостью отдаю тебе все это.
- Призраки унесли сына вон в тот лес.
Прибежав в лес, мать повстречала на пути терновый куст, который сказал ей: «Я скажу тебе, куда ушли с твоим сыном страшная болезнь и смерть, если ты согреешь меня на своей груди. Смотри, я ведь замерз и скоро обледенею. Мать крепко прижала его к груди, его острые шипы вонзились ей в тело, и на груди выступили крупные капли крови. Куст отогрелся и весь покрылся цветами, несмотря на зиму.
- Они унесли твоего сына к озеру, - сказал куст.
Озеро сказало матери:
- Я собираю жемчужины, а у тебя такие ясные глаза, выплакивай их в меня - и я перенесу тебя на тот берег, куда унесли смерть и ВИЧ твоего сына.
О, что я только не отдам, чтобы вернуть моего ребенка, - сказала мать и залилась слезами, и вот глаза её упали на дно озера и превратились в две красивые жемчужины. Озеро подхватило мать и перенесло на другой берег, где её ждали Смерть и ВИЧ.
- Я превращалась и в старуху, и в терновый куст, и в озеро, - сказала Смерть, - но твоя любовь и вера сильнее нас. Заразиться СПИДом и умереть твоему сыну больше не грозит. Мы возвращаем тебе сына, и твою красоту, молодость, и ясные, красивые глаза.
Я хочу, чтобы все помнили, что мы сами творцы своей жизни, но мы не вправе портить жизнь близким людям, которых любим. Мы - против СПИДа.
Мы за жизнь! А вы? Сделайте правильный выбор.
В работе использовались материалы
1. «Внеклассные мероприятия по вопросам ВИЧ и СПИДа для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений». Сборник методических разработок. Под. ред. зам. Министраобразования и науки АРК В.В. Тумановой. Симферополь: СОНАТ, АР Крым,2006. - 48 с.
2. Нравственноевоспитание в среднейшколе / сост. И.А. Тисленкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.
3.Интернет-ресурсы:
aids-centr.perm.ru
nedug.ru
piterburger.ru
profobrazovanie.ru
9