ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ ТЁМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Данный материал раскрывает использование Сенсорной  комнаты,занятия в которой не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:  стимулирует все сенсорные процессы,  создают положительный эмоциональный фон и помогают преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; пробуждают интерес к исследовательской деятельности; развивают общую и мелкую моторику и корректируют двигательные нарушения,снимают мышечное и психоэмоциональ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ ТЁМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным никого!

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности - все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

1. стимулирует все сенсорные процессы;

2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;

5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение -состояние релаксации и душевного равновесия;

-активация различных функций центральной нервной системы за счет -создание обогащенной мультисенсорной среды;

-стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

-развитие двигательных функций;

В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС -релаксация или активация - оборудование Сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.

1. В релаксационный блок входят бассейн с шариками, набор дисков с узорами и библиотека записей релаксационной музыки.

Ребёнок, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, все тело имеет удобную, безопасную опору, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Медленно проплывающие по стенам картины (облака, морские глубины и т.п. - сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости во время такого занятия можно проводить психотерапевтическую работу с ребёнком.

Во время занятий релаксации все остальное оптическое оборудование Сенсорной комнаты (искрящийся ковер, трубки с пузырьками, панель «фонтан», водопад из светооптических волокон) желательно выключать.

2. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, мобайлы и др. Можно также использовать и бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.

Применение оборудования «активационного» блока Сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Для этого также используют световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию крупной и мелкой моторики.

Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование Сенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.

При составлении психокоррекционной программы учитывается форма психического дезонтогенеза и степень тяжести нарушения развития психических функций. Коррекция строится в следующих направлениях:

обучение детей различным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия),

формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Сам процесс психокоррекции происходит на фоне того вида деятельности, которая доступна ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекция проводится в контексте предметно-практической деятельности. Используется тактильная панель для приобретения нового опыта и отработки последовательности выполнения задания. Для привлечения внимания, развития устойчивости и концентрации дети работают с помощью интерактивных оптических приборов


Особое внимание необходимо уделяется коррекции моторики: игры со свето-волоконными нитями «водопада», тактильной панелью, игры с мячиками в сухом бассейне. В эти игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног.

Общий комплекс упражнений в Сенсорной комнате

Сенсорная комната является не только, средством проведения досуга и релаксации детей с ограниченными возможностями, но и как один из методов коррекции снижения темпа психоречевого развития ребенка, развития его познавательной мотивации и произвольного внимания.

Методика коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».

Поэтому первые занятия с детьми должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.

Перед посещением Сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания.

Только после беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Педагог- психолог, или лучше если это будет голос «волшебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «волшебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способностей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в комнате, для младших школьников - организовать игру или сказку. Мотив работы в Сенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.

С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала проходя по тропе босиком предлагается детям самостоятельно найти

ту или иную текстуру. Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне.

Во время второго занятия в Сенсорной комнате детям предлагается пройти между объемные геометрические фигуры, предметов, но не просто пройти, а сначала ногой, затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур.

После выполнения задания, включается боковой свет и детям предлагаеся в воздухе нарисовать знакомые контуры, используя эффект теневого театра. Изменения вносятся и в занятия в сухом бассейне, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.

Следующее занятие в Сенсорной комнате посвящено одному из наиболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узнаванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Нельзя не отметить, что введение новых элементов происходит параллельно закреплению навыков, полученных на предыдущих занятиях.

В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитанников можно использовать в работе четыре различных раствора:

сладкий (раствор сахара),

соленый (раствор соли),

кислый (раствор яблочного уксуса или лимона),

горький раствор.

Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы детям дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности.

Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров.

Использование «зеркального шара» в качестве тренажера для развития зрительного гнозиса с акцентуацией на частях целого, мелькающих объектах должен применяться крайне избирательно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.

Вводить различные сенсорные модальности необходимо постепенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объяснением.

Для закрепления полученных навыков, как в Сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе педагог - психолог, может провести занятие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне Сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры «Волшебный мешок». Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.

Оборудованием является «волшебный мешок»: непрозрачный мешок с завязками, в который кладется определенный набор кусочков ткани, игрушек, бытовых предметов или геометрических фигур. Детям дается инструкция найти предмет по образцу, воспринимаемому зрительно, зрительно-тактильно или только тактильно, а также по названию. Наиболее сложным заданием является определение хорошо знакомых, обследованных на предыдущих занятиях предметов без предъявления образца и в условиях, когда ребенок точно не знает, что лежит в «волшебном мешке». Рассмотрим вариант подобной игры, которую можно проводить, как в Сенсорной комнате, так и игровой комнате.

Помоги кукле

Цель: Научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм.

Оборудование: «волшебный мешок», набор игрушечной посуды (разной величины тарелки, блюдца, ложки и чашки).

Ход игры: Дети располагаются вокруг педагога. Педагог демонстрирует куклу, объясняя, что зовут ее Маша, она пришла на наше занятие. Педагог объясняет, что Маша купила посуду и должна накрыть стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешке». Дети выполняют задание, ориентируясь только на вид предмета.

Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответствие выбранного предмета предъявляемому образцу. Интересным и важным разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприятия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы. Можно предложить детям следующую игру:

Откуда вода?

Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.

Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.

Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, по­казывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой выбор. В конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды.

При развитии слухового восприятия большое внимание следует уделить развитию неречевого слуха. С этой целью проводятся занятия направленные в начале на развитие элементарной реакции на слуховой раздражитель, затем на его различение и использование как сигнал к Действию, осмысление.

Важно научить распознавать различные звуки, определять источник звука, его направление и удаленность, а также направление и скорость его движения. Все это поможет детям лучше ориентироваться в окружаюшей среде. Наиболее просто дети воспринимают звуки не только на слух, но и с опорой на зрение: слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Приведем примеры игр, направленных на развитие слухового восприятия.

Что звучало?

Цель: научить детей различать на слух инструменты, похожие по звучанию.

Оборудование: гармонь, детское пианино и металлофон, ширма.

Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем педагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инструмент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог закрывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны назвать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инструменте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.

Найди, где звенит

Цель: Научить по звуку определять направление в пространстве.

Оборудование: бубен.

Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. Затем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняется. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.

При развитии зрительного восприятия су шествуют упражнения направленные на восприятие формы, размера, цвета, а также целостного образа. Остановимся на последней группе упражнений. Детям предлагаются сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает. Это упражнение помогает судить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мышления, произвольного внимания. При работе с детьми с органическими поражениями ЦНС необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.

В дополнение упражнений, выполняемых в игровой, в условиях Сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстрактную картину, спроицированную на стену (космические, морские пейзажи и т.п.), и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, описать, с чем могут быть связаны эти ассоциации.

Для развития обоняния следует проводить упражнения, задачей которых является узнавание различных запахов и определение их источников. С этой целью можно использовать, как естественные источники запахов (дольки лимона, цветы, чеснок, различные фрукты и т.д.), так и самостоятельно изготовленные ароматные подушечки, наполненные травой, пропитанные духами и др. Таким образом составляется «библиотека запахов».

При невозможности приобретения Сенсорной комнаты, рекомендуется организовать «сенсорные уголки» в игровых помещениях. Их можно оборудовать при помощи подручных средств. Например, угол в комнате отгораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изолированности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в витраж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаивают и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить занятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «библиотеки запахов», «волшебного мешочка» и других средств.

Использование Сенсорной комнаты при коррекции нарушений психического развития.

Перейдем к подробному рассмотрению упражнений, направленных на коррекцию конкретных нарушений восприятия, познавательной и эмоциональной сферы (развитие фантазии, устранение эмоциональной скудности, снижение уровня тревожности и уровня агрессивности). С Целью коррекции этих расстройств мы предлагаем следующие варианты работы.

Упражнение 1.

Подростков приглашают в Сенсорную комнату, рассаживают по кругу.

Инструкция: «Сейчас вы закроете глаза и попробуете представить себе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты». Детям раздается по листу бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры. «С закрытыми глазами нужно выбрать тот материал, из которого вы бы хотели изобразить свое внутреннее состояние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять вашу руку. В процессе работы карандаши нельзя менять».

Включают спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее по желанию детей каждый рассказывает о своих впечатлениях, ощущениях, которые они испытали за время тренинга, что они пытались нарисовать на бумаге.

Необходимо отметить, что при обсуждении нельзя критиковать, подшучивать, иронизировать над чувствами, прозвучавшими мыслями и ощущениями. Это распространяется не только на методиста, но и на участников группы.

Упражнение 2.

Рассчитано на детей младшего школьного возраста. Направлено на развитие эмоциональной сферы. Задачей данного упражнения является научение детей выражать свое эмоциональное состояние в движениях и позе, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.

Инструкция: «Сейчас мы включим музыку и постараемся представить себя в каком-либо образе (животного, растения, папуаса и т.д.), который бы соответствовал музыке, а потом изобразим его».

При помощи этого упражнения дети учатся выражать свои эмоции в танце, это помогает осознанию своего эмоционального состояния, выплескиванию своей агрессивности не на кого-либо, а в пространство, где никто не пострадает, никто не будет ругать и осуждать. Именно в это состоит главный психотерапевтический эффект данного упражнения.

Упражнение 3.

Рекомендовано для детей всех возрастов, направлено на преодоление ночных страхов и неврозов. Дети рассаживаются в круг.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рассказывать друг другу, что нам снится. Расскажите наиболее страшный, наиболее счастливый сон или то, что приснилось сегодня».

Ребенок сам должен подобрать к своему сну картинку, запах, цвет, подходящую музыку, и на созданном фоне рассказать сон. Если сон страшный, нужно стараться наиболее точно донести свои ощущения до окружающих. Это помогает ребенку вспомнить, заново пережить и про­работать свои страхи. В ходе рассказа группе о своих ощущениях он вы­водит вовне тревожащие его чувства.

Нынешние дети, пришедшие в школу, помимо интеллектуальной недостаточности , отличаются повышенной тревожностью, эмоциональной незрелостью, слабым самоконтролем, у многих отмечено нарушение сенсорно - перцептивной сферы, также имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. Что в свою очередь, становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.

Наша школа - интернат, уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Одна из них - сенсорная комната.

Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Комната оборудована по особому проекту. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма определенно оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.

Так, мы подобрали бледно-зеленые шторы цвет, цвет стен - светло-желтый, эти цвета умиротворяют, успокаивают. В комнате на всю стену висят зеркала, что делает ее просторней и загадочней.

В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio - «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

вводная (ритуал приветствия, разминка);

основная (релаксация, игра);

завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Изучив положительное влияние сенсорной комнаты как элемента здоровьесберегающей деятельности на психофизическое и эмоциональное состояние учащихся.

В исследовании использовались:

1) 8-цветный тест Люшера (дляопределения эмоционального состояния школьников через восприятие цвета);

2) методика САН, определяющаяпсихофизическое состояние детей (самочувствие, активность и настроение).

Исследование проводилось в два этапа на одной и той же группе учащихся:

1) первый этап - в конце учебного процесса;

2) второй этап - после посещения сенсорной комнаты.

В исследовании участвовали дети из 4-го класса (10 человек).

В целом результаты самочувствия, активности, настроения обучающихся , воспитанников улучшились, действительно есть положительные сдвиги в общем состоянии организма.

Следовательно, сенсорная комната оказывает положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье, а это значит, что сенсорные комнаты целесообразно использовать в образовательном учреждении как здоровьесберегающую технологию.

Организация работы

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Количественный состав группы: до 7 человек или индивидуально.

Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

Принцип комплектования группы: добровольное участие.

Метод работы: релаксация.

Методики работы:

1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);

2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

3. Входящая диагностика (тест Люшера; наблюдение; беседа).

4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).

5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

6. Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).

7. Обобщение. Ритуал прощания.

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).

2. Наличие знаний и опыта работы с обучающимися воспитанниками начальной школы.

3. Доброжелательность, открытость.

кресла-пуфики с гранулами (по количеству участников);

настенные зеркала «Отражение»;

музыкальный центр с набором СD-дисков;

воздушно-пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей;

зеркальный шар;

прибор динамической заливки света;

оптико-волоконный пучок «Звездный дождь»;

световая каскадирующая труба «Веселый фонтан»;

ковер «Звездное небо»;

волшебная нить с контроллером;

фонтаны;

увлажнители воздуха;

«Бесконечность».

Оценка эффективности работы:

эффективность сенсорной комнаты отслеживается по данным входящей и выходящей психодиагностики (методика Люшера), по результатам наблюдений педагога-психолога за обучающими, воспитанниками.

Предполагаемый результат:

приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе.

Игры и упражнения

«Спонтанный танец»

Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.

Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.

«У водопада»

Выполняется при использовании фонтанов.

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.

Дети полукругом размещаются у фонтанов, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.

«В лесу у ручья»

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.

Для этого упражнения также используются фонтаны. Упражнение проводится аналогично представленному выше.

«На космическом корабле»

Выполняется с использованием прибора «Бесконечность».

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный. Ведется разговор о том, что же дети смогли увидеть.

«Мои эмоции»

Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции.

Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, которая ребенку на данный момент близка, а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее ведется обсуждение, почему люди испытывают те или иные эмоции.

«Кривые зеркала»

Цель: создание положительного эмоционального состояния.

Детям предлагается представить себя в комнате смеха.

Кривые зеркала помогают разрядить отрицательные эмоции и зарядиться положительными, непроизвольная двигательная активность помогает снять мышечное напряжение.

«На Северный полюс»

Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и закрывают глаза.

Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет на Северный полюс, где смогут полюбоваться северным сиянием. Включается прибор динамической заливки, дети открывают глазки и любуются переливами цветов; идет обсуждение.

«Мысленная картина»

Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, звездного панно.

Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.

Детей просят посмотреть на звездное панно (воздушно-пузырьковую колонну), закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Обсуждение: удалось ли удержать в памяти увиденное с закрытыми глазами?

«Писатели звездных историй»

Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.

Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т.д., при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая звезду, что способствует стимуляции зрительных и тактильных анализаторов.

«Звездочеты»

Для игры используется звездное панно.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно - это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом панно.

«Коса»

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Это упражнение выполняется с помощью световой каскадирующей трубы «Веселый фонтан» и оптико-волоконного пучка «Звездный дождь».

Дети устраиваются рядом с этими приборами и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

«Золотая рыбка»

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

«Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

«Солнечные зайчики»

Цель игры: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.

Включается зеркальный шар (дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Два ребенка выбирают себе цвета, затем включается музыка; пока она звучит, дети ходят только по своим «зайчикам», когда музыка закончится, в игру вступают другие участники. Ходить надо аккуратно, не толкая друг друга. Это двигательное занятие способствует непроизвольному мышечному расслаблению, снижению напряжения.

Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т. д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.

Программа занятий в тёмной сенсорной комнате определяется возрастом занимающихся в ней, особенностями их сенсомоторного. интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции.

Выделив, некоторые формы и методы занятий в интерактивной среде тёмной комнаты, которые не в коем случае не должны специалистов ограничивать в его творчестве. Каждый в своей работе может использовать свои формы работы, которые ведут к достижению поставленных целей и задач. Главное соблюдать правила предосторожности при взаимодействии с интерактивным оборудованием, помня основной принцип - не навреди.




© 2010-2022