Исследовательская работа Диагностика творческого мышления

исследовательская работа "Диагностика творческого мышления"
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Направление: Психология

Название работы: Диагностика творческого мышления .



Автор работы: Лысенко Диана Юрьевна

ученица 10 класса

Место выполнения работы: п. Аршан Булг

Муниципальное образовательное

Учреждение «Целинная средняя школа

им. К. Эрендженова»

Руководитель: Чудаева Т.В., педагог-психолог



2013

Содержание.

  1. Введение.

  2. Понятие творческого мышления.

  3. Диагностические исследования творческого мышления учащихся.

  4. Заключение.

  5. Список использованной литературы.

  6. Приложения.











  1. Введение.

Творчество-это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творческое мышление - один из феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Тема работы «Диагностика творческого мышления» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству называют креативностью. Креативный человек более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно- бытовых, так и научно-технических, помогает создать яркие художественные произведения.

Креативность является серьезным фактором - движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.

Этим определяется актуальность избранной темы.

Цель работы:

- теоретический анализ проблем творческого мышления на основе изучения литературы по данной теме;

- практический анализ проблем творческого мышления на основе проведения психологического диагностического исследования.

Задачи исследования:

- выявление творческого мышления учащихся;

- ознакомление с результатами исследования учащихся, учителей, родителей;

- выработка практических рекомендаций по развитию творческого мышления.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.

- психодиагностический метод исследования.









  1. Понятие творческого мышления.

С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос «Как возможно творческое мышление?». Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель) выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна , например, идея Платона, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому, и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.

Творчество (креативность) - это трудное для определения слово. Мы говорим «это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным.

«Творчество - создание новых по замыслу, культурных или материальных ценностей» - толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

Творческое мышление:

  1. Пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений и в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

  2. Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

  3. Оригинально, оно порождает неожиданное, небанальные, непривычные решения.

Творцом , так же как и интеллектуалам, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. «Творческие способности не создаются , а высвобождаются» . Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуется несколько иными параметрами:

- богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

- гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

- оригинальность;

- любознательность;

- способность к разработке гипотезы;

- фантастичность - оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Гилфорд отмечает 6 параметров творческого мышления.

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

  2. Способность к генерированию большого количества идей.

  3. Способность к продуцированию разнообразных идей.

  4. Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.

  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

  6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Способность человека к творческому мышлению, а значит к творчеству, называют креативностью.

Креативность - (от лат.Greatio -созидание) - способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей.

Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющийся в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новые.

Креативность - те самые творческие способности человека . которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продуктивность ее деятельности.

Понятие «креативность» приобрело значение к началу 50-х годов .В 1950 г. Пионер в области креативности Дж. Гилфорд предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучение способности к творчеству.

Д. Гилфорд указал на принципиальное, различия между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множество условий найти единственно верное решение. Дивергентное мышление определяется как тип мышления, идущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи.

Способности к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи,а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневного до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать творческой.

Творческим обычно называют человека , совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства. Т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Однако опубликованные вскоре результаты представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы. Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников. Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческого мышления часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», не понятны ни учителями, ни сверстниками. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Действительно человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию творческого мышления, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться «белой вороной», моральные запреты, однообразие решаемых задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание).











III. Диагностические исследования творческого мышления учащихся.

  1. Для диагностики уровня творческого мышления был использован тест Торренса (завершение рисунка ). Диагностика невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление), известно как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса».

Условия проведения.

Тест может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. При проведение теста необходимо учитывать , что творчество проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятное функциональное состояние, сложные условия проведения. Недостаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижает результаты. При этом не нужно сообщать о том, что тестируется творческое мышление. Время тестирования по возможности не ограничивают.

В тесте Торренса используется несколько показателей креативности, наиболее показательные из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует помнить , что двух идентичных изображения не бывает и, соответственно, говорить следует о редкости типа рисунков.

В своей работе мы используем показатель креативности - оригинальность и сопоставили уровень творческого мышления с успеваемостью.

Условия теста.

На листке нарисованы незаконченные фигурки, если к ним добавишь дополнительные линии. У тебя получится интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую другой придумать не сможет. Сделай ее полной и интересной. Добавляй к ней новые идеи.

Рисунки в приложении №1.

Результаты исследования.

Количество испытуемых : учащиеся 5-11 классов, в количестве 16 человек. Из них 8 учеников с хорошей успеваемостью

Показатель творческого мышления и успеваемости учащихся.

Показатель по тесту Торренса (оригинальность)

успеваемость

25 % - высокий

25% - удовлетворительная

75% - хорошая

35 %- средний

50% - удовлетворительная

50% - хорошая

40% - низкий

75% - удовлетворительная

25% - хорошая



  1. Опросник «Чувства новизны». ( приложение №2)

После проведения опроса по методике «Чувства новизны» было выявлен, что у 59% учащихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему уровню развития. У остальных ребят. А это 41% от опрошенных. Уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 19% -низкий, у 22% на относительно высоком уровне.







IV. Заключение.

Подводя итог работы, можно сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, достигнуты.

Обработка диагностического исследования творческого мышления показывают, что показатель творческого мышления и качество обучения не связаны в жесткой взаимозависимости.

Учащиеся, обладающие высоким уровнем успеваемости, не всегда имеют высокий уровень мышления. Они хорошо знают школьный материал, стремятся к школьным успехам, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, крайне переживают неудачи.

Учащиеся с удовлетворительной успеваемостью и высоким уровнем творческого мышления плохо приспосабливаются к школьным требованиям.

По результатам диагностического исследования выработала рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления учащихся.

  1. Быть любознательным в самых разных областях :

  2. Постоянно задавать вопросы о чем-либо и обо всем.

  3. Выдвигать большое количество различных идей или решений проблем: часто предлагать необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

  4. Свободно и независимо выражать свое мнение, в споре быть упорным и настойчивым.

  5. Иногда необходимо рисковать, быть предприимчивым и решительным.

  6. Предпочитать задания, связанные с «игрой ума»; фантазировать, обладать воображением («интересно, что произойдет, если…»); манипулировать идеями (изменять, тщательно разрабатывать их); заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

  7. Обладать тонким чувством юмора и видеть смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

  8. Развивать чувство прекрасного; уделять эстетическим характеристикам вещей и явлений.

  9. Иметь собственное мнение и быть способным его отстаивать; не бояться быть не похожим на других.

V. Список использованной литературы.

  1. Немов Р.С. «Психология»1-3 том .М. Изд. Центр 2 Владос » 2005 г.

  2. Овчаренко Р.В. Практическая психология в школе ,М. «Сфера» 2005г.

  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, М.2003 г.

  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога 1-2 том, М. «Владос» 2001г.

  5. Римская Р практическая психология. М. «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2003 г.

  6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003 г.

  7. Школьный психолог .издательский дом «Первое сентября». М.2008г.











  1. Приложение.

Опросник «чувства новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях .

  1. Среди предложенных на уроках внеклассного чтения заданий я выбираю:

А) оригинальное 2

В)трудное 1

Г) простое 0

2. Если бы я выбирал сочинение , то выбрал бы для него название:

А) красивое 1

Б) точное 0

Г) необычное 2

3. Когда я пишу сочинение, то:

А) подбираю слова как можно проще 0

Б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха 1

В) стараюсь употребить новые, оригинальные для меня слова. 2

4.Мне хочется, чтобы на уроках литературы:

А) все работали 1

Б) было весело 0

В) было много нового 2

5. Для меня при общении во время совместной работы на уроке главное:

А) хорошее отношение товарищей 0

Б) возможность узнать новое 2

В) взаимопомощь 1

6. Если я был учителем литературы, то..

А) стремился бы к тому, чтобы все мои ученики получали хорошие оценки и были довольны 0

Б)придумывал бы новые уроки и задания 2

В)старался бы хорошо провести урок 1

7. Из трех предложенных книг я бы выбрал бы:

А) приключенческий роман 0

Б) научно-популярную книгу 1

В) фантастический роман о космосе 2

8. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут 0

Б) неизвестный маршрут 2

В) маршрут, который хвалили мои друзья 1








© 2010-2022