Школа молодого учителя. Семинар-тренинг Профессиональное самосознание педагога

«6 правил, помогающих учителю создать позитивную атмосферу в ученическом коллективе» 1 правило. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Часто при анализе оказывается, что причиной неправильного поведения ученика послужило недоразумение в общении. 2 правило.  Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. 3 правило. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжение учителей при опосредо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-тренинг № 3 по программе «Школа молодого специалиста»

Подготовил и провел психолог УВК СЭЛ г. Симферополя Кальникова О.Я.


Профессиональное самосознание педагога

Собраться вместе - это начало.

Остаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех.

Генри Форд

  1. Правила работы в группе

  2. Упражнение «Знакомство»

Начать словами: Тот, кто меня хорошо знает, может сказать, что я…..

Тот, кто меня не знает, может подумать, что я….

  1. Упражнение Беседа-обсуждение «6 правил»

Правила, помогающие молодому педагогу развить социальное мышление (направленное на сотрудничество). Каждое правило обсуждается с участниками (приложение).

  1. Упражнение «Мои сильные стороны»

Психолог. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается пять минут.

По окончании работы сядем в круг и озвучим записи. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но», «если», «может быть», «я не совсем уверен». На выступление дается 2 минуты.

  1. Упражнение «Четыре мотива»

Ведущий. Американский педагог Рудольф Дрейкурс выделил 4 мотива нарушения правил учениками. Возможно, те же мотивы характерны для учителей. Группа делится на подгруппы, каждая получает одно и то же задание, но разные мотивы нарушения правил.
Придумайте ситуации, когда в основе типичных нарушений: опоздания, невыполнения распоряжения учителя - лежит мотив ……
Ситуацию опишите максимально красочно. В вашем примере должны присутствовать факты, наглядно иллюстрирующие наличие именно заданного мотива.

Привлечение внимания
Активная форма: делает все, чтобы оказаться в центре внимания.
Пассивная форма: демонстрирует
поведение «в час по чайной ложке».

Власть
Активная форма: вспышки негодования, конфронтация.
Пассивная форма: обещание сделать,
но в реальности - тихое непослушание.

Месть
Активная форма: прямые физические и непрямые психологические акты насилия.
Пассивная форма: полное игнорирование попыток контакта.

Избегание неудачи
Активная форма: эмоциональный взрыв,
отчаяние, слезы.
Пассивная форма: откладывание на потом,
недоведение до конца, медицинский диагноз.


  1. Упражнение: «Стаканчик»

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился.

Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Можно использовать другой предмет, например мячик или игрушку.

  1. Упражнение «Мой документ»

Работа в группах. Поменять местами участников. Какие из этих принципов вы принимаете, а какие - нет? Озаглавьте данные документы. Что вы о них думаете? Охарактеризуйте людей, придерживающихся в общении данных принципов. Найдите положительные и отрицательные стороны в каждом списке.

Второй список представляет собой блестящую пародию известного психолога Сергея Степанова на первый список как «безыскусную проповедь индивидуализма» (приложение)

  1. Упражнение «Я сейчас и в будущем».

Цель. Учить рефлексии, видеть и планировать на перспективу, повышать чувство уверенности в себе и своих профессиональных силах.

Участникам семинара раздаются листы бумаги, которые им нужно согнуть пополам. На сложенном листе написать свое имя, и нарисовать себя как учителя сейчас и через 10 лет. Участники прорисовывают и рассказывают «Я -.... Сейчас я себя чувствую .... Через 10 лет я буду ....»

  1. Упражнение Шеринг Что вы чувствовали во время работы? Ваше мнение о работе? Ваши пожелания на будущее?

«6 правил, помогающих учителю создать позитивную атмосферу в ученическом коллективе»

1 правило.

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Часто при анализе оказывается, что причиной неправильного поведения ученика послужило недоразумение в общении.

2 правило.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

3 правило.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжение учителей при опосредованном способе воздействия. Выбирать не давление на учащихся, а повышение интереса, потребности и мотивов. Использовать примеры из жизни популярных личностей.

4 правило.

Отношения школьников к учителю можно формировать или изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки их личности:

  • положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

  • неприемлемой является глобальная положительная или отрицательная оценки;

  • глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования;

  • глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе, учителю.

Наиболее целесообразны:

  • парциальная положительная оценка, так что в итоге ученик гордится своими достижениями в конкретном деле и понимает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях;

  • парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей;

Прямая (с называнием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны, если:

  • ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе, способностям, усилиям и творчеству. Можно объявить об этом на общешкольной линейке, по школьному радио и т. д.

  • ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указывать сам факт нарушения, не называя фамилии школьника

И в первом и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку.

5 правило.

Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Это может быть задание; которое потребует объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. При этом нужно соблюдать следующие условия:

  • сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;

  • нужен специальный дидактический и учебный материал, с которым школьники могли бы работать самостоятельно.

6 правило.

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении. Более эффективным является способ воздействия на ученика через возбуждение интересов, потребностей и мотивов.



© 2010-2022