Коррекционно-развивающая программа формирования положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности

Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающая программа формирования положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности.

Программа по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников состоит из серии специально подобранных занятий, составленных с учетом особенностей детей.

Основой для составления программы послужили разработки и методические рекомендации следующих авторов: Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников», А.П.Королева, Е.С.Бабаева «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»

Цель программы: формирование положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности младших школьников.

Задачи программы: Формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Преодоление тревожности, школьных страхов. Развитие коммуникативных навыков.

Данная программа состоит из десяти занятий, каждое длительностью 40-45 минут. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Они включают в себя игры и упражнения, которые развивают познавательные способности детей, навыки общения с другими людьми; помогают преодолеть тревожность, школьные страхи; повышают самооценку, снимают напряжение; повышают и поддерживают интерес к занятиям.

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст.

Занятие № 1.

Вводное занятие. На первом занятии была проведена дискуссия «Для чего нужно хорошо учиться?». На этом занятии дети сначала неохотно участвовали в беседе, объясняя это тем, что не знают что ответить. Постепенно большая часть детей активизировала свое внимание на занятии и стала включаться в работу. В итоге мы пришли к выводу, что если человек хорошо учится, то он станет грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.

Занятие № 2.

Цель: снятие напряжения, повышение и поддержание интереса к занятиям.

"Четыре стихии»

Ход игры. Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

Этюд «Встреча с другом»

Ход этюда. Взрослый рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

«Кораблик»

Ход игры. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» вы должны изображать хорошую погоду». При слове «Буря!» дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Один из детей, находящихся на кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

«В магазине зеркал»

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие № 3.

Цель: снять напряжение, двигательную расторможенность, негативизм; повысить и поддержать интерес к занятиям.

«Баба Яга»

Ход игры. Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки.)

Гимнастика «Изображение предметов»

Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

«День рождения»

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Участники разбиваются на пары. Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность касаться различных предметов. Помогает избегать столкновений с другими парами. Через пять минут участники меняются ролями. При обсуждении стоит обратить внимание на то, насколько уверенно и надежно чувствовали себя участники, что помогало чувствовать себя увереннее.

Упражнение «Машина»

Дети встают в пары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на счет. Задача - не расцепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче работать, а с кем - труднее.

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие №4.

Цель: развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, создать позитивный фон общения в коллективе.

Упражнение «Зеркало»

Упражнение позволяет почувствовать каждому ребенку, что он зависит от действий другого участника, что необходимо искать компромисс, подстраиваться. Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму - партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы. После завершения упражнения проводится обсуждение игры.

Дети отвечают на вопросы:

- С кем было лучше работать? Почему?

- С кем не очень понравилось? Почему?

Упражнение «Рука»

Все участники группы должны молча, общаясь только глазами, найти себе пару. Ведущий дает на это примерно полминуты, а затем громко произносит: «Рука!» Все участники должны мгновенно показать на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько участников показывают на одного и того же человека, вместе с тем у других участников нет пары, то опыт повторяется. Важно достичь результата, когда все участники объединяются в согласованные пары.

Упражнение «Менялки»

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего, который встает и убирает свой стул за круг. Таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Ведущий говорит: «Меняются те, у кого... (светлые волосы, часы и т.п.)», после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, и в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Упражнение «Подарок»

Дети вытягивают карточки с именами участников группы. Каждый должен придумать и сказать, какое бы качество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими. А также пожелать ему что-то хорошее на каникулы. Психолог следит за тем, чтобы послания не были грубыми или обидными. Выяснения отношений следует сразу пресекать.

Упражнение «Опиши одноклассника»

Двое учащихся (те, на кого часто обращают внимание в классе) удаляются на время из поля зрения остальных. Оставшиеся должны как можно точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос, глаз и т.д.). Все это записывается, а затем сравнивается с «оригиналом».

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие №5.

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства сопереживания; повышение самооценки, наблюдательности.

Упражнение «Перебежки»

Все участники разбиваются на пары, по количеству пар в круг устанавливаются стулья. Один из пары садится на стул, другой встает за его спиной и кладет руки на спинку стула. Задача участников, сидящих в кругу, общаясь только глазами, договориться максимально незаметно и поменяться местами. Задача тех, кто стоит, отследить общение партнера и, положив руки ему на плечи, не дать убежать (класть руки разрешается тогда, когда участник уже начал движение, но еще не встал со стула полностью).

Упражнение «Испорченный видеофон»

Видеофон сломался: изображение есть, а звука нет. Два абонента должны передать друг другу что-то важное.

Упражнение «Приглядывание»

Выполняя эти упражнения, ребенок сможет узнать, как выглядят со стороны его действия (услышать и критику и поощрение). Каждый получает карточку с именем одного из участников (важно проследить, чтобы не попалось собственное имя). В течение занятия ребенок должен незаметно приглядываться к тому участнику, чье имя ему досталось. А в конце занятия все по очереди изображают того, за кем наблюдали (используя, например, характерный жест или часто повторяемое слово). Остальные должны догадаться - кто это. Это упражнение помогает участникам самостоятельно выделить что-то особенное в товарище.

Упражнение «Кенгуру»

К поясу детей свободно привязывают шарф, образуя сумку кенгуру. В нее сажают детеныша - мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при, этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя.

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие № 6.

Цель: Формирование учебно-познавательных мотивов.

«Кто самый наблюдательный»

Ребята разбиваются на две команды.

Ведущий дает задание игрокам на листе бумаги описать школьный двор (то, что они видели сотни раз).

Побеждает та команда, участники которой назовут больше деталей. Можно ввести бальную оценку: за каждую воспроизведенную деталь присуждать 1 балл. По результатам этой игра можно выявить и индивидуального победителя.

«Исправь ошибки»

Задание: заметь и исправь ошибки, специально сделанные в словах при чтении стихотворений. Произнеси слова правильно.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это. (билета)

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда. (лодку)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мама с бочками пошла.

По дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки. (мишке)

«Не может быть»

Ход игры. Играющие сидят в кругу и по очереди рассказывают о чем-то или ком-то невероятном: вещи, явления природы, необычном животном. Выигрывает тот, кто придумал самый интересный сюжет, и никто ему не сказал : «Так не бывает».

Игра «Чайнворд»

Класс разбивается на три команды. Представитель первой команды называет какое-либо животное (растение). Другая команда должна назвать животное (растение) на последнюю букву. Далее аналогично действует следующая команда. Если никто из команды не смог вспомнить название животного (растения), то ход передается другой команде. За каждое названное животное (растение) начисляется очко. (Пример: носорог, гепард, дикобраз, зебра...).

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие № 7.

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов, повышение и поддержание интереса к занятиям.

«Буква П»

Учащимся предлагается посмотреть вокруг и найти все предметы, находящиеся в классе, которые начинаются на букву «п» (или найти все круглые, коричневые, все твердые и т.п. предметы). Задание ограничено по времени.

«Нотки»

Назовите слова, в написании которых «спрятались» ноты (дорога, мина, фасоль, софа, сирена и т.д.)

«Анаграмма»

Инструкция: В приведенных словах буквы переставлены местами. Восстановите и запишите эти слова.

а) ИПАЛ; б) ОВОЛЫС; в) ЯЛУГШАК.

«Выдели существенное» (главное)

Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках ещё 5 слов. Найди 2 слова, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Запиши эти слова. Например : Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) - дерево, кустарник.

1) Чтение (слово, глаза, книга, печатный текст, очки).

2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор).

3) Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба).

4) Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

5) Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)

«Классификация» или «Пятый лишний»

Цель: выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном

материале.

Время выполнения:

Инструкция: Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком (можно даже назвать одним словом). Пятое к ним не подходит. Найдите это слово. Запишите его.

1) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.

2) Самолет, пароход, техника, поезд, мотоцикл.

3) Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

4) Дождь, снег, осадки, иней, град.

5) Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Занятие № 8.

Цель: преодоление школьных страхов, тревожности.

«Паровозик».

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойной и объединяющей. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

«Турнир»

Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

«Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

«День рождения»

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница»

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие № 9.

Цель: преодоление школьных страхов, тревожности, повышение уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона.

«Страшные сказки»

Ход игры. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

«Ассоциации»

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

«Жмурки»

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

- Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

«Семейный портрет»

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

«Зеркало»

Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения.

Обсуждение результатов

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Занятие № 10.

Цель: Закрепление у детей всего того, что они приобрели во время занятий подведению итогов.

Участником предлагалось следующее упражнение, написать на листах ответы на вопросы: Что больше всего понравилось на занятиях? Что не понравилось совсем? Какие упражнения запомнились больше всего? Что нового узнали? Некоторые высказывания детей: мне все понравилось; мне понравилось, что мы много играли; а вы к нам еще придете?; я узнал, что в школе много всего интересного; я участвовала во всех упражнениях, было весело.



© 2010-2022