Статья Стресс и методы его коррекции у старшеклассников СОШ

Понятие  «стресс» давно и прочно вошло в повсе­дневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслуши­ваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телеви­зоров; знаем, что к нему приводит обилие информа­ции. А что же это такое — стресс? «Современный словарь по психологии»[15,С.263] лаконично определяет стресс как состояние психического напря­жения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Е...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности проявления стресса у старшеклассников СОШ и методы его коррекции

Величко Елена Владимировна, социальный педагог МАОУ СОШ №48 г.Новоуральск,

Аспирантка Уральского государственного педагогического университета

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повсе­дневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслуши­ваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телеви­зоров; знаем, что к нему приводит обилие информа­ции. А что же это такое - стресс?

«Современный словарь по психологии»[15,С.263] лаконично определяет стресс как состояние психического напря­жения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские пси­хологи: «Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в со­стоянии справиться с требованиями ситуации».

В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике [1,С.116]. Актуальность данной проблематики очевидна. Уже не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологи­ческом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длитель­ных стрессовых состояний. В свою очередь это ведет к увели­чению риска развития целого ряда заболеваний стрессовой эти­ологии- так называемых «болезней стресса».

Хотя люди по-разному реагируют на то, что они испытывают и переживают в жизни, психологические стресс-факторы и стресс-факторы, обусловленные окружающей средой, могут способствовать появлению эпизодов депрессии. Ученые Государственного университета штата Канзас [2,С.140.] установили, что в настоящее время старшеклассники испытывают больший стресс, чувства тревоги и депрессии, чем десять лет назад. В медицинской литературе существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом [7,С.44].

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение старшеклассников. Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [8,С.17]. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме - обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам» [6,С.114].

Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания - все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма школьника. Среди факторов, связанных с экзаменационной деятельностью и являющихся вероятными причинами усиления эмоционального напряжения, можно указать такие, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени или система случайного выбора билетов, выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов, и др.

Эмоциональный стресс в период сдачи выпускных экзаменов характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, артериального давления, сужением и расширением сосудов, изменением скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищеварительной системы, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, слюны, основной обмен [3,С.30]. У старшеклассников, нередко отмечаются различные реакции на стрессовые ситуации, связанные с экзаменационными испытаниями, например, соматическое проявление депрессии и состояние тревоги [10,С.144]. Особенно часто подростки жалуются на головную боль и желудочно-кишечные боли, у некоторых отмечается повышенное АД. Первичные изменения, происходящие в организме под воздействием экзаменационного стресса, порождают «застойные» эмоциональные возбуждения отрицательного характера, в первую очередь изменяют функцию ЦНС [12,С.37].

Стрессовые реакции на различные психосоциальные стимулы экзаменационной обстановка - не столько следствие самих раздражителей, сколько результат когнитивной интерпретации стимула, а также эмоционального возбуждения.

В большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим старшеклассником, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессирующий характер. Он реагирует на экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение студента и др.

Поддержка общества и семьи остаются позади, а приспособление к обязанностям и требованиям старшей школы может быть очень напряженным.

Распространенными факторами, вызывающими стресс у старшеклассников, являются:

-возросшие академические требования;

-возложенная ответственность за результаты учебы;

-изменение отношений с членами семьи;

-изменения в социальном статусе в школе «старшеклассник», «выпускник»;

-подготовка к жизни после окончания учебы в школе.

Вегетативные психологические состояния у старшеклассников наблюдаются задолго до начала экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета. Старшеклассники воспринимают экзамены как «поединок ответов и вопросов», как «изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку».

Такие факторы, как длительное ожидание выпускных экзаменов, элемент при неопределенности при выборе билета и жесткий лимит времени на изложение ответов усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается стрессовыми симптомами [6,С.22]. Данные анкетирования выявили, что у 54% старшеклассников было учащенное сердцебиение перед экзаменом, 27% жаловались на расстройство сна, 14% ощущали мышечную дрожь, слабость, 4% старшеклассников испытывали головную боль.

На вопрос «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче?» 60% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, боязнь выбрать «сложный билет», 15% - неуверенность в себе, 12% - строгий контроль, 6% - плохое самочувствие, 5% - низкий уровень знаний [7,С.29].

Отсюда видно, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у старшеклассников в виде различных форм психической активности: как конкретного страха перед экзаменатором или негативной оценкой (связанной с низким уровнем знаний), так и в виде мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена.

Длительное действие стресса оказывает негативное влияние на учебную мотивацию старшеклассников, имеющих высокий уровень притязаний, тогда как у старшеклассников с низким уровнем притязаний такое же воздействие не оказывает разрушающего влияния на мотивацию к знаниям и саморазвитию[11,С.27].

По данным О.М. Сергеевой, методы регуляции экзаменационного стресса различны.[9,С.28]. Эмоциональная регуляция - простая, быстрая, подконтрольна стимулам и усиливается под действием стресса. Волевая регуляция - сложная, медленная, осуществляется при помощи самоконтроля и ослабляется под действием стресса.

У старшеклассников с преобладанием эмоциональной регуляции (склонность к риску) и у людей с преобладанием волевой регуляции (рациональность) изменения структуры мотивации под воздействием стресса будут различными.

Под воздействием экзаменационного стресса у старшеклассников, склонных к рациональному поведению, происходит снижение учебной мотивации, затрагивающее все потребностные уровни, но, прежде всего, уровень потребностей в знаниях и самоактуализации. У старшеклассников, более склонных к риску, наоборот, учебная мотивация при экзаменационном стрессе усиливается, причем в первую очередь за счет потребностей в знаниях и самоактуализации.

Необходимость применение психолого-педагогических методов коррекции стресса диктуется, по крайней мере, тремя важными обстоятельствами. Во-первых, устойчивость к психологическому стрессу традиционно рассматривается как профессионально важная черта у большинства профессий. Во-вторых, индивидуальная стрессоустойчивость представляет большой интерес как основная промежуточная переменная, опосредующая хорошо известную связь между уровнем объективно испытываемого стресса и развитием различного рода соматических заболеваний. В-третьих, некомпенсированное воздействие интенсивных стресс-факторов, особенно в экзаменационный период, может приводить к разнообразным психическим нарушениям, что влияет на эффективность обучения и продолжения учебы в высших учебных заведениях.

Можно предположить, что в ситуации экзамена старшеклассники, склонные к рациональному принятию решений (то есть к учету всех возможных вариантов и к перестраховке), настолько перенапрягаются, что включаются защитные механизмы. Реально необходимый для личности результат - сохранение работоспособности, а значит надо убрать перемотивированность. Любопытно, что у старшеклассников, склонных к риску, наблюдается повышение не только учебной мотивации, но и потребности в самореализации среди базовых потребностей.

То есть, экзаменационный стресс способствует раскрытию, расцвету старшеклассников, склонных к риску. Возможно, что эта подгруппа старшеклассников воспринимает экзамен как вызов, а известно, что восприятие стрессовой ситуации как вызова, а не как угрозы, снижает ее стрессогенность для индивида [2, С.9].

Психолого-педагогические методы коррекции устойчивости к стрессу основаны на индивидуальной устойчивости к стрессу, которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья.

Для коррекции экзаменационного стресса возможно применение модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненной приемами психологической условно-рефлекторной регуляции;

Психологическая подготовка по методике «АТ-1» носит групповой характер и начиналась за 1 - 0.5 час до экзамена. По данным исследователей [13,С.56] при проведении психологической тренировки создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой старшеклассники должны были следовать на экзамене.

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе до 93.4 ± 1.9 уд/мин. (р < 0.01); артериальное систолическое давление уменьшалось до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.01); диастолическое давление - до 74.8 ± 1.4 мм рт. ст. (р < 0.05). Таким образом, можно заключить, что применение программы психологической подготовки к экзаменам «АТ-1» позволяло существенно снизить уровень эмоциональной напряженности, что отмечалось на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне [13,С.59].

Решающее значение для снижения экзаменационного стресса у старшеклассников, имеет организация специальной развивающей работы с учетом данных диагностики эмоционального напряжения и с учетом возрастных особенностей проявления эмоционального напряжения; развитие у старшеклассников способности к использованию конструктивных стратегий преодолевающего поведения и эффективных механизмов саморегуляции переживаний; способности к полноценной реализации личностного потенциала; формированию знаний, позволяющих определить неблагоприятные признаки эмоционального напряжения и выбрать оптимальные стратегии, методы и приемы его преодоления; наиболее оптимальной формой для снижения эмоционального напряжения, в условиях обучения в вузе, является практикум, включающий просветительский и прикладной этапы.

На основании изучения экспериментального данных причин возникновения и последствий стресса у старшеклассников нами выделены психолого-педагогические условия снижения эмоционального напряжения у старшеклассников.

В качестве таковых, по нашему мнению, выступают сформированность у старшеклассников умений фиксировать и распознавать признаки повышенного эмоционального напряжения, способность преодолевать примитивные и использовать продуктивные механизмы саморегуляции эмоциональных состояний; сформированность навыков использования конструктивных копинг-стратегий (наступательного решения проблем, принятия ответственности на себя, позитивной оценки ситуации, сотрудничества); развитие высокого уровня самоактуализации личности.

Универсальным средством снижения эмоционального на­пряжения в период экзаменов являются высокая физическая активность и занятия спортом. Старшеклассники, занимающиеся спор­том, характеризуются более совершенной адаптацией к экза­менационной обстановке, высокой работоспособностью и мини­мальным числом отрицательных сдвигов в функциональном со­стоянии организма, выявляемых после экзаменов.

При этом эмоциональные физические упражнения или спор­тивные игры, организованные непосредственно после экзаме­нов, могут явиться одним из средств снятия стресса старшеклассников.

Список литературы

1.Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е., Бем Д. Дж, Нолей-Хоэксема С. «Введение в психологию». Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора - СПб.: «Прдйм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 672 с.

2. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб., 2003. - 352с.

3.Дубиницкая К.А. Исследование уровня профессионального выгорания у сотрудников дошкольных образовательных учреждений // Молодые ученые - столичному образованию: Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2009. С.30-31.

4.Коврова М.Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде.// Журнал «Психология и писхопрофилактика».-из-во Костромского ГПУ.-Кострома. 2010.-С.25-28

5.Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания со стрессом / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Психологическая диагностика. - 2009. - № 3. - С. 18-20.

6.Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. Экзамен и психика // Сб. «Экзамен и психика». М.Л.1929. Работы психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. (Вып.3.) ( Перепечатано в А.Р.Лурия Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. М. 2009.

7.Малолеткова, Анна Васильевна. Снижение ситуативной тревожности как показатель эффективности психологической подготовки студентов педагогического вуза : диссертация ... кандидата медицинских наук : 19.00.07 Казань, 2003 196 c. : 61 03-19/481-0

8.Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования М.Норма.- из-е 2-е доп. и перераб.-2010.-412с.

9.Сергеева О.М., Парин С.Б. Изменение структуры учебной мотивации в условиях экзаменационного стресса:влияние индивидуальных особенностей студентов // Журнал прикладной психологии. - 2005, N3. - С.28-31.

10.Смольникова Л.В., Морогин В.Г. Содержание ценностно-потребностной сферы личности студентов колледжа бизнеса // Первый Международный Конгресс «Психология и социология в бизнесе: актуальные проблемы современности». - Минск, 2010. - С.144-151. .

11.Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу. // Психологический журнал. - 2001, т.22, №2. - С.27-35.

12. Човдырова Г.С. «Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях ВУЗа». - Изд-во.: Новый дом, 2004. - 293 с.

13.Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» - учебное пособие /СПб - 2008.год -С.56-59.

14.Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2009. - №6. - С. 47-51.

15.Современный словарь по психологии.-М.-из-во Тишкова.-564с.

5

© 2010-2022