Программа кружка Я сам (10-11 класс)

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности «Я САМ» Цель предлагаемого тренинга – развитие способности к самопознанию, изменение отношения к себе и окружающему миру. Задачи: 1. Познание себя: а) формирование мотивации саморазвития; б) развитие способности к осознанию, переживанию своего Я; в) формирование позитивной Я-концепции. 2. Познание других людей:               а) развитие эмпатийных чувств личности;                б) развитие навыков эффективного общения. 3. Овладение способами управления своим поведением, своими эмоциями.               ...
Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Согласовано Утверждено

ЗД по ВР ЗД по УВР Директор МКОУ

_______________ Наумова Е.В. ___________________ Сулименко Т.Н. _______________ Свенторжицкая А.А.

«___» _______________ 2013 г. «___» ______________ 2013 г. Приказ № ____ от «___» ________ 2013 г.


Рабочая программа кружка

Я САМ

Класс 10, 11 (базовый)

Автор Сотскова Лариса Юрьевна

Должность, категория, разряд учитель

Год разработки 2013 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности «Я САМ»


Рабочая программа кружка для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089.

  • Учебный план МКОУ Тамтачетской СОШ на 2013-2014учебный год

  • Учебников и учебных пособий, одобренных Министерством образования

Цель предлагаемого тренинга - развитие способности к самопознанию, изменение отношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

1. Познание себя:

а) формирование мотивации саморазвития;

б) развитие способности к осознанию, переживанию своего Я;

в) формирование позитивной Я-концепции.

2. Познание других людей:

а) развитие эмпатийных чувств личности;

б) развитие навыков эффективного общения.

3. Овладение способами управления своим поведением, своими эмоциями.

Задачи тренера:

  • создать более доверительную атмосферу среди участников,

  • развить умение слушать друг друга,

  • дать повод задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни.

Участники: тренинг рассчитан на подростков. В группу могут включаться несколько человек. Максимальное количество - 15.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и включает в себя профилактический блок (психокоррекционного характера) и практический блок (психодиагностического характера). При необходимости занятие может быть увеличено по времени.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов (психокоррекционных занятий)

1.

На старте.

2

2.

Давайте познакомимся.

3

3.

В мире людей.

5

4.

В мире эмоций.

7

5.

В глубине души.

7

6.

Прошлое, настоящее, будущее.

7

7.

Финал. Я могу, я хочу, я должен.

3

ИТОГО:

34

Специфика курса заключается в том, что в основу заложен тренинг «Развития личности». Основная форма работы-это психокоррекционные занятия, групповые, а при необходимости индивидуальные. В занятия включаются элементы психодиагностики и психопросвещения.

Программа построена на освоении психологического аспекта «взаимосвязи личности человека и общества» и является логическим продолжением факультативного курса «Психология человека и общества», проводимого в 11 классе.





Календарно- тематическое планирование

Количество часов -34, в неделю- 1.

№ п/п



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения


Тип занятия

Планируемые результаты (предметные)

Содержание занятия (ученик должен знать, уметь)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)




Познавательные



Регулятивные



Коммуникативные



Личностные

результаты

Примечание

1

На старте.

1

ПКЗ с элементами ПДО

Получить общее представление о своей личности.

Основные понятия и определения в психологии

Уметь создавать ситуацию самоанализа.

уметь взаимодействовать в группе

Развивать интерес к предмету психология.


2

На старте.

1

ПКЗ с элементами ПДО

Создать картину «составные части Я» по результатам ПДО

Делать выводы о значении знаний о себе.

Оценивать свои результаты.

уметь взаимодействовать в группе

Развивать интерес к предмету психология.


Давайте познакомимся.

3.

Знакомство. Представление группы. Правила работы в группе.

1

ПКЗ

Знание правил группы.

Делать выводы о значении групповой сплоченности

Формировать терпимость

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к обществу и отдельному человеку.


4.

Знакомство. Игры на сплочение группы.

1

ПКЗ

Знание правил группы.

Делать выводы о значении групповой сплоченности

Формировать терпимость

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к обществу и отдельному человеку.

Знание правил группы.

5.

Знакомство. Я знаю себя, я знаю тебя…

1

Знание правил группы.

Делать выводы о значении групповой сплоченности

Формировать терпимость

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к обществу и отдельному человеку.

Знание правил группы.

В мире людей.

6.

Навыки эффективного взаимодействия. Как мы общаемся. «Числа»

1


ПКЗ

Знать основные понятия в сфере ОБЩЕНИЯ.

Делать выводы об эффективности/неэффективности взаимодействия

Научиться контролировать свою деятельность.

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к социальной сфере.

Мини-лекция на тему: «Природа конфликтов, их типология»

7.

Конфликт. Ассоциации конфликта, симптоматика.

1


ПКЗ

Знать понятие конфликт, конфликтная ситуация.

Делать выводы об эффективности/неэффективности взаимодействия

Научиться контролировать свою деятельность.

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к социальной сфере.

Мини-лекция на тему: «Природа конфликтов, структурно-динамические характеристики

8.

Раздражители. «Конфликтные ситуации»

1


ПКЗ с элементами ПДО

Знать понятие конфликт, раздражитель.

Делать выводы о пользе и вреде КС.

Научиться контролировать поведение, не допуская неровного поведения в случае «провокации»

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к социальной сфере.

«Самодиагностика поведения в конфликте»

9.

«Флаг». «Я умею тебя слушать, я умею тебя слышать…»

1


ПКЗ

Знать понятие конфликт, раздражитель.

Делать выводы о пользе и вреде КС.

Научиться контролировать поведение, не допуская неровного поведения в случае «провокации»

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к социальной сфере.

10.

Упражнения, направленные на сплочение группы, поиск совместного решения


1


ПКЗ

Знать свою степень конфликтности, уровень раздражительности.

Предсказывать развитие событий.

Научиться контролировать поведение, не допуская неровного поведения в случае «провокации»

Умение слушать и выслушивать

Развивать интерес к социальной сфере.

В мире эмоций.

11

Релаксация.

«5 х 5».

«Первые шаги в центр «покоя»». «Счёт дыхания».

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам релаксации.

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.

12

Релаксация. «Специальные упражнения»

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам релаксации.

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.

13

Релаксация. «Храм тишины»

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам релаксации.

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.


14

Визуализация.

«Поплавок в океане»

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам визуализации.

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.

15

Визуализация.

«Дороги оптимизма»

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам визуализации.

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.

16

Визуализация.

«Маяк»

«Энергия вокруг нас !»

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам визуализации.

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.

17

АРТ-терапия как способ профилактики эмоциональных напряжений.

1


ПКЗ

Знать понятия эмоции, аффект, чувства.

Развитие знаний в сфере саморегуляции.

Научиться снижать психоэмоциональное напряжение по средствам АРТ-терапии

Уметь слушать свой внутренний мир.

Развивать интерес к своим эмоциям.

В глубине души.

18

«Я-концепция»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, понятие субличности.

Развивать способности к самоанализу.

Формирование объективности самооценки.

Уметь преподносить себя.

Развивать интерес к понятию «сформированная, зрелая личность»

19

«Карта моего Я»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, влияние среды на Личность.

Развивать способности к самоанализу.

Формирование объективности самооценки.

Уметь преподносить себя.

Развивать интерес к понятию «сформированная, зрелая личность»

20

«Мой мир цветной»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, влияние среды на Личность.

Развивать способности к самоанализу.

Формирование объективности самооценки.

Уметь преподносить себя.

Развивать интерес к понятию «сформированная, зрелая личность»

21

«Я и моя самооценка»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, влияние среды на Личность.

Развивать способности к самоанализу.

Формирование объективности самооценки.

Уметь преподносить себя.

Развивать интерес к понятию «сформированная, зрелая личность»

22

«Расскажи мне о себе»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, влияние среды на Личность.

Развивать способности к восприятию информации.

Формирование объективности оценки другого человека.

Уметь сотрудничать.

Развивать интерес к понятию «сформированная, зрелая личность»


23

«Волшебная рука»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, влияние среды на Личность.

Развивать способности к восприятию информации.

Формирование осознания, что за все надо платить.

Уметь сотрудничать.

задумываться о существенных жизненных целях.

24

«Волшебная лавка»

1


ПКЗ

Знать компоненты личности человека, влияние среды на Личность.

Развивать умение разделять самомнение и мнение других.

Формирование объективности.

Уметь преподносить себя.

Развивать интерес к понятию «сформированная, зрелая личность»


Прошлое, настоящее, будущее.

25

«В круге первом»

1


ПКЗ

Знать особенности взаимодействия в социуме.

Развивать умение сопоставлять причину и следствие.

Формирование объективности.

Уметь сотрудничать.

Задумываться о последствиях ошибочных решений.

Использование методики «3 круга ПНБ»

26

«Автобиография»

1


ПКЗ

Знать особенности взаимодействия в социуме.

Развивать умение сопоставлять причину и следствие.

Формирование объективности.

Уметь сотрудничать.

Задумываться о последствиях ошибочных решений.


27

«Горячий стул»

1


ПКЗ

Знать особенности взаимодействия в социуме.

Развивать умение сопоставлять причину и следствие.

Формирование такта и корректности отношений.

Уметь сотрудничать.

Задумываться о последствиях ошибочных решений.


28

«Планирование будущего»

1


ПКЗ

Знать особенности взаимодействия в социуме.

Развивать умение сопоставлять причину и следствие.

Формирование перспектив развития.

Уметь сотрудничать.

Задумываться о последствиях ошибочных решений.


29

«Я знаю, как достичь желаемого»

1


ПКЗ

Знать особенности взаимодействия в социуме.

Развивать умение сопоставлять причину и следствие.

Формирование перспектив развития.

Использование различных тактик общения.

Задумываться об ответственности и последствиях действий

Тест Томаса

30

Стратегии выхода из кризисных ситуаций. «Физическая встряска»

1


ПКЗ

Знать понятие аутогенной тренировки, психосоматики.

Знать, что внутреннее состояние - практически всегда отражается в теле

Формирование комплекса упражнений для регулирования своего Я.

Использование различных тактик общения.

Формирование самоконтроля.

31

Стратегии «Не впадать в плохое состояние»

1


ПКЗ

Знать понятие аутогенной тренировки, психосоматики.

Знать, что внутреннее состояние - практически всегда отражается в теле

Формирование комплекса упражнений для регулирования своего Я.

Использование различных тактик общения.

Формирование самоконтроля.

Финал. Я могу, я хочу, я должен.

32

«Я могу, я хочу, я должен»

1


ПКЗ

Знать о себе и обществе.

Уметь строить свое Я.

Уметь контролировать поведение, эмоциональное состояние.

Использование различных тактик общения.

Формирование личности.

33

«Я-концепция» (занятие 2)

1


ПКЗ

Знать о себе и обществе.

Уметь строить свое Я.

Уметь контролировать поведение, эмоциональное состояние.

Использование различных тактик общения.

Формирование личности.

34

«Собираем чемодан»

1


ПКЗ

Знать о себе и обществе.

Уметь строить свое Я.

Уметь контролировать поведение, эмоциональное состояние.

Использование различных тактик общения.

Формирование личности.







Содержание дисциплины.

Тренинг "Я сам" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Программа тренинга« Я сам» рассчитана на 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).

Форма проведения:

Групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий - один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.

На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать, в чем будет заключаться работа. Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

- принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

- принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;

- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга.

ТЕМА 1. «На старте», посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.

ТЕМА 2. «В мире людей», посвящено дальнейшему сплочению группы, повышению коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

ТЕМА 3. «В море эмоций», посвящено расширению знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

ТЕМА 4. «В глубине души», посвящено созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

ТЕМА 5. «Прошлое, настоящее, будущее», посвящено созданию условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

ТЕМА 6. «Финал», посвящено подведению итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта.

Требования к уровню подготовки участников тренинга

В результате изучения курса должно наблюдаться:

-формирование представления о предмете Психологии. Специфики анализа различных аспектов.

-формирование умения использовать знания в повседневной жизни, анализировать способы восприятие реальности;

- овладеть навыками восприятия реальности объективно, а не через призму субъективного анализа.

-формирование представления о Человеке с позиций темперамента, характера, степени сформированности личности.

- формирование умения оценивать социальность и асоциальность собственных поступков;

- овладение навыками самоанализа через результаты обследования, наблюдения и анализа.

- формирование представления о социуме, социальном поведении;

- формирования умения противостоять негативному влиянию общества;

- развитие навыка самоанализа и самокритики.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценивание проводится формально. Оценивание осуществляется по средством самоанализа достижений учащимися.

Учебно-методическое обеспечение.



Цифровые образовательные ресурсы:


  1. bolutanova.ucoz.ru/load/uchiteljam/

  2. do.edu38.ru/course/view.php?id=181 (курсы Тайшет)

  3. edu-lider.ru/fgos/

  4. nsportal.ru/user/

  5. school-collection.edu.ru/ (Образовательный ресурс)

  6. standart.edu.ru/

  7. edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

  8. intergu.ru (Интернет-государство учителей)

  9. proshkolu.ru/user/natalya7777d/folder/107918/

  10. proШколу.ru

  11. teatrbaby.ru/scenarnaya (сценарии)



Учебно - методическая литература

  1. Немов Р.С. Психология. В трех книгах Книга 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ, 4-е издание Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва, 2000 г.

  2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников. Часть первая -10 класс. Часть вторая -11 класс, Москва, 2003 г

  3. Психология. Учебное пособие.-под ред. Дубровина И.В., Москва, 2001 г.

  4. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. Учебное пособие 10-11 класс, Москва,-2005 г.

  5. Твоя профессиональная карьера, учебник для 8 -11 классов, под ред. С.Н.Чистяковой и Т. И. Шалавиной, Москва,-2005 г.

  6. Учебно-методические пособия из серия "Азбука психологии", разработаны и опробованы в рамках проведения эксперимента «Донская психологическая школа".

  7. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха, Учебное пособие 10 11 классы, Москва,- 2008 г.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.

  2. Экранно - звуковые пособия.

© 2010-2022