Статья Роль семьи в развитии личности учащегося

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Больше-Чураковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Костанайская область















Статья на тему:

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ»



















Выполнила:

Учитель самопознания

А. В. Лингер











«Всякое знание имеет цену только тогда,

когда оно делает нас более способными

к деятельности».

Цетвес

Я часто на своих уроках самопознания задаю ученикам вопрос: «Когда человек становится личностью, и кто может помочь ею стать?», а что таится за таким прекрасным и многозначным словом? И слышу в ответ многообразие ответов и размышлений своих учеников. Как важно само понимание факторов формирования личности еще с самых первых социальных ролей человека…

Используя литературу, определяем, что личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. А структура личности - это совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

В широком, традиционном смысле личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.

Учитывая, что предмет самопознания основывается на психологических знаниях, сообщаю, что в психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности - ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.

Первым и значимым институтом в жизни каждого ребенка является его семья. Семья - этот институт развития личности ребенка, который закрепляет полученные навыки и умения, способствует формированию характера и навыков социального поведения, овладением социальных ролей.

Ведь посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, интернет, телевидение и т.д.

Но наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, защищенности, надежности, долга, ответственности, справедливости.

Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. В счастливой семье - счастливые дети, у уверенных в себе родителях растут уверенные сыны и дочери. А если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

А еще у семьи есть ответственность перед государством за воспитание детей. Эта ответственность закреплена нормативно. Сегодня по-прежнему, несмотря на все трудности жизни, семья и дети остаются ведущими ценностями.
Понимая значение воспитания в семье педагоги всех уровней должны использовать те методы и приемы в сотрудничестве с родителями, которые помогут в ученике развить положительные личностные качества. Не секрет, что сегодня институт семьи испытывает кризис не только в материально-экономическом плане, но и нравственные позиции семейного воспитания терпят серьезные изменения. Все чаще наши ученики отказываются от ответственности вступать в брак и выполнять родительские обязанности. Социальные роли супруга и родителя принимаются без должной ответственности. А может проблема таится в неполных семьях? Ведь, если раньше в основном мамы самостоятельно растили своих детей, то теперь в социальных паспортах школ появилась графа «отцы, самостоятельно воспитывающие детей». Есть и категория неблагополучных семей, которые своим примером в социализации ребенка могут только навредить. От ошибок семейного воспитания не застрахованы и родители с гиперопекой. Имеет место и категория родителей, «опустивших руки» в тяжелые моменты своей жизни. Но в любом случае, мы должны и обязаны говорить и пропагандировать роль полной благополучной семьи для успешного развития личности. Показывать важность воспитания успешного и счастливого поколения через пример родителей и близких родственников. И для этого в своей школе мы ввели в традицию проведение семейных праздников по укреплению семейных ценностей и уважительного отношения к каждому члену семьи, такие как «Наурыз - семейный праздник», «Счастье быть вместе», где лучшие семьи школы делятся традициями своей семьи, демонстрируя свои достижения и увлечения. Еще В.А. Сухомлинский утверждал: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными».

Проводим с родителями строительство детских площадок, озеленяем школу, вместе готовимся и к проведению Новогодних праздников. Ежемесячно проводим родительские лектории для определения ошибок семейного воспитания, отвечаем на вопросы родителей и патронатных воспитателей. А родительские собрания проводим в форме коучинг- занятий, что привлекает родительскую общественность и позволяет родителям не только общаться на другом уровне, но и анализировать и менять свою позицию в воспитании своего ребенка.

Мы говорим родителям: «Не воспитывайте своих детей, воспитывайте самих себя, а Ваши дети будут перенимать у Вас поступки и привычки».

Ведь родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Используемая литература:

  1. Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности [Текст] / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).

  2. Сивашинская Е.Ф. Педагогика.- Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.



© 2010-2022