Статья «Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников». Шарков Е. В

По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно психических заболеваний, так как включает п...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников».

Шарков Е.В.

Педагог-психолог

ГБОУ школа-интернат №31


По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста.

Расстройства, возникающие у детей и подростков могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям.

Мы живём в эпоху социальных и образовательных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка люди способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Говоря о здоровье школьника, психологи выделяют психическое развитие на всех этапах детства в проявлении умственных, эмоциональных, личностных показателей.

Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей в условиях школы. Какие же препятствия встают на пути успешного его формирования?

Уровень психического здоровья человека определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребёнка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребёнка к социуму. Можно выделить несколько уровней психического здоровья ребёнка.

Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности (5-7%).

Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью (80% учащихся). Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна.

К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособление к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта.

Выделенные уровни позволяют дифференцировать психолого педагогическую помощь. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь».

Таким образом, прежде всего, необходимы достаточная компетентность и неравнодушие педагогов, умение замечать, видеть и чувствовать каждого ученика для своевременного отслеживания состояния психического развития учащихся.

На примере нашей коррекционной школы достаточно трудно размышлять о сохранении психического здоровья, поскольку все учащиеся изначально имеют сенсорные и органические нарушение центральной нервной системы, которые существенно влияют на все стороны развития. Большинство из них относится к третьему уровню психического здоровья, что затрудняет не только работу педагогов, усвоение учебного материала, но и затормаживает весь процесс адаптации. Для каждого из них требуются определённые условия, индивидуальный подход. А в связи с интеллектуальными и сенсорными нарушениями также затруднена диагностика общего психического развития. Поэтому для достоверности полученных результатов чаще всего требуется значительно больше времени, чем при работе с другими детьми.

Результаты исследования адаптации учащихся 1-х классов.

В исследовании приняло участие 26 первоклассников

Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма ):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник):

- у 88% учащихся (23 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии - преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

- у 12% учащихся (3 чел.) цветовой градусник содержит инверсии - преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса.



Оценка актуального психоэмоционального состояния уч-ся 1-х классов.



Статья «Психическое здоровье детей с ОВЗ. Проблемы адаптации младших школьников». Шарков Е.В.

Оценка уровня школьной мотивации учащихся 1-х классов. См. табл.

Школьная мотивация

Кол-во учащихся

Высокая школьная мотивация

0%

Положительное отношение к школе

70% (18 чел.)

Низкая школьная мотивация

30% (8 чел.)

Негативное отношение к школе

0% (0 чел.)

- у 0% учащихся (0 чел.) высокий уровень школьной мотивации, высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования;

- у 70% учащихся (18 чел.) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает;

- у 30% учащихся (8 чел.) низкая школьная мотивация. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

- у 0% учащихся (0 чел.) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Оценка отношения к школе см.табл.

Эмоциональное отношение к школе и учению (проективная методика «Рисунок школы») оценивается по трем показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка.

Результаты диагностики полученные в 1-х классах, следующие:

- у 63% учащихся (16 чел.) сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

- у 32% учащихся (8 чел.) есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для них ситуации. Необходимо расширить круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к одноклассникам;

- у 5% учащихся (2 чел.) явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Оценка отношения к школе уч-ся 1-х классов

Уровень реагирования

Кол-во учащихся

Эмоционально благополучное отношение


63%

Некоторая тревога по поводу школьного обучения



32%

Страх перед школой, неприятие учебных задач


5%



Показатель умственного развития, как критерий психического здоровья, зачастую выступает на первый план в условиях обучения. Современное образование направлено на то, что ученик станет критически мыслящей личностью, способной к выбору, самостоятельному поиску разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем. По новым федеральным образовательным стандартам предполагается, что учащийся в большей степени будет «добывать» знания, а не «получать» их, как было раньше. А это значит, что основная нагрузка ложится на такую психическую функцию, как мышление.

Готовность к такому обучению в одинаковой мере зависит от физиологического и социального развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. Здесь всё важно - состояние здоровья ребёнка, уровень развития речи, его работоспособность; умение взаимодействовать с учителем и сверстниками и подчиняться школьным правилам. Учёт этих индивидуальных особенностей должен быть в основе составления учебных программ как профилактика психического перенапряжения. В коррекционной школе данный принцип лежит в основе всего обучения. Подразделяя детей на группы обучаемости, учитель подбирает соответствующие им задания. Таким образом, создаётся ситуация успеха, где ребёнку дают возможность проявить себя на доступном ему уровне.

Одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на ухудшение психического здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс (состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта). Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Важной чертой стресса является повышенная тревожность. Именно она лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными»: готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения; с другой стороны, зачастую это и наиболее «трудные» дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые.

Для сохранения психического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов сенсорной депривации, но и отношение взрослых к ребёнку влияет не только на становление личности, но и на психическое здоровье детей.

Сохранение психического здоровья учащихся - является основой для успешного обучения школьников, а в последующем позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.

В нашей школе ведется мониторинг адаптации учеников 5-х классов при переходе на основную ступень образования. В 4-ом классе так же все дети принимали участие в диагностическом исследовании по готовности к переходу в 5-ый класс, по результатам мониторинга был составлен прогноз по вероятным трудностям адаптации и профилактике дезадаптации в средней школе.

Результаты мониторинга адаптации учащихся 4- 5-х классов.

Исследование адаптации обучающихся при переходе из начальной в среднюю школу проводилось по следующим компонентам: эмоциональное состояние обучающихся в период адаптации к новым условиям деятельности; состояния их комфортности и учебная мотивация.

В мониторинге приняли участие 27 обучающихся. См. табл.


Сводная таблица данных по общему показателю комфортности (ОПК)

и эмоциональному состоянию (ЭС) обучающихся 4, 5-ых классов

2012/2013 учебный год


Классы


  1. Количество

обследо-

ванных

учеников

Эмоциональное

Общий показатель

комфортности

(норма - больше 1)

Группа риска в %

состояние

(норма - меньше 1)

5кл.

11

0,85

0,96

35%

4кл.

16

0,73

1,1

20%

Показатель эмоционального благополучия пятиклассников в учебном году в среднем по выборке, укладывается в норму благополучия (норма - меньше 1). Общий показатель комфортности (ОПК) в 5-ом классе составляет 0,96.

Показатель эмоционального благополучия четвероклассников в учебном году в среднем по выборке, укладывается в норму благополучия (норма - меньше 1). Общий показатель комфортности (ОПК) в 4-ом классе составляет 1,1.

Количество детей группы риска в 5-х классах 35%

Количество детей группы риска в 4-х классах 20%

Интересны результаты исследования мотивации учения. Наличие данных мониторинга позволило сравнить уровни учебной мотивации детей в начальной и средней школе. См. табл.

УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в 4 и 5 - ых КЛАССАХ 2012/2013 учебный год

Класс

Количество

обследо-

ванных

Уровни учебной мотивации

Высокий

Средний

Низкий

Дезадапта-

ция

5-ые классы

11

32%

44%

24%

0%

4-е классы

16

45%

45%

10%

0%

Сравнительный анализ уровней учебной мотивации обучающихся в 5-х классах и в 4-х, показывает, что есть тенденция снижения учебной мотивации учеников 5-х классов.

По сравнению с результатами исследования 4-х классов количество детей, имеющих высокую учебную мотивацию, уменьшилось на 13%. На 1% уменьшилось количество детей со средней мотивацией. Количество обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации (нежелание учиться) увеличилось на 14%. Что связано с отсутствием тепличных условий существующих в начальной школе, трудностями приспособления к новому темпу школьной жизни, - сменой учебных предметов, их новое - содержательное наполнение, трудностями характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником, и проблемами интеллектуального развития.

Обучающихся, проявляющих негативное отношение к школе (дезадаптация), относящихся к группе риска, особенно если при этом они имеют низкую школьную тревожность (т.е. школа не является волнующим фактором, а учеба незначима, неинтересна) не оказалось, что не может не радовать.

Показатель учебной мотивации по выборке обучающихся в 4 и 5-х классах - нормативно высокий, он базируется на внутренней мотивации школьника и его желании учиться, а не только на внешней мотивации учителя и родителя. Однако, в параллели 4 и 5-классников достаточное количество учеников, которых школа больше привлекает внеучебной деятельностью, общением с одноклассниками.

Качественный анализ по компонентам адаптации позволил выявить зоны напряжения в 4-х, 5-ых классов (см. таблицу):

а) ощущение отсутствия учебной перегрузки обучающимися (эмоциональной и физической), выраженность показателя составила 41% от нормативного в100%;

б) эмоциональное отношение к школе, выраженность этого компонента составила только 52% при нормативном (максимальном) 100%;

в) скрытое неблагополучие в отношении к школе (оно лежит вне информационной зоны педагога: учитель не владеет ситуацией и не может на нее повлиять, например, имидж системы образования в целом в глазах общественности, влияние СМИ и т.п.) - 58%, выраженность показателя не катастрофическая, но заслуживает внимания.

Остальные компоненты адаптации вполне благополучны: 92% - отношения с классным руководителем, 83% - отношения с одноклассниками, 77% -отсутствие страха не соответствовать ожиданиям взрослых (родителей) по поводу учёбы.

Эти показатели дают возможность предположить о наличии хорошо развитых коммуникативных компетенций у детей.

ВЫРАЖЕННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ АДАПТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 4,5-ых классов
(в %, от максимальной нормы):

НОРМА - 100%

4,5-ые

классы

Кол-во

обследов.

чел.

Эмоцио-нальное отношение к школе

Скрытое неблагополучие в отношении к школе

Отсутствие учебной перегрузки

Отсутствие страха несоответствия родитель-ским ожиданиям

Отсутствие проблем с классным руководителем

Положи-тельные отношения в классном коллек-тиве

ИТОГО

27

52%

58%

41%

77%

92%

83%

Результаты проведенного исследования делают возможным дать следующие рекомендации по снижению негативных психологических проявлений у учащихся и совершенствованию воспитывающей среды в образовательном учреждении.

1. Во-первых, педагогам воспитывающим ребенка, необходимо обеспечить его реальный успех в какой-либо деятельности; ограничивать себя в их порицании и давать больше позитивных подкреплений; при этом, однако, не следует сравнивать его с другими детьми, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов.

2. Во-вторых, необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка незначительны. Например, если он неаккуратно пишет, нет необходимости постоянно фиксировать на этом внимание. При этом надо регулярно поощрять его минимальный успех.

3. В-третьих, уделять больше внимания той обстановке, которая складывается у ребенка дома и в школе. Теплые отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют оптимизации общего эмоционального фона, способствующего продуктивности школьника.

4. В-четвертых, необходимо изучать систему личных отношений детей в группе для целенаправленного формирования их коммуникативности, создания благоприятного эмоционального климата не только для каждого ребенка в группе, но и для всего коллектива в целом.

5. В-пятых, следует выявлять и развивать у «непопулярных» детей положительные качества, поднимать заниженную самооценку, формировать адекватный уровень притязаний, чтобы улучшить их межличностные отношения, повышать индекс самодостаточности, целенаправленно и систематически развивать у детей представление о своей самоценности и уникальности.

6. В-шестых, важно стимулировать социально направленную активность ребенка, что способствует формированию социально значимых качеств его личности.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что современная образовательная среда нашего образовательного учреждения имеет все возможные ресурсы для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся, и от нас, взрослых, будет зависеть, как мы их будем использовать.



© 2010-2022