Коррекционно — развивающая программа для акцентуированных подростков

Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70, 6%. Кол...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Директор школы

______Н.А. Гринькова

«__»______2014г

Согласовано:

Зам. директора

_____________

«___»______2014г

Рассмотрено на

Заседании МО

Протокол №__ от

«___»_______2014г




Коррекционно - развивающая программа для акцентуированных подростков



Тип программы: модифицированная


Составила: Аветисян Э.П.,

педагог-психолог МАОУ СОШ №28





Томск

2014

Пояснительная записка


Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70, 6%. Количество официально зарегистрированных наркоманий среди детей в возрасте 15 - 17 лет увеличилось в 4, 1 раз, токсикоманий - в 3, 3 раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков - это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений [Федосенко, 2006].

В научной литературе существуют различные определения понятия девиантного поведения. Девиантное поведение, обусловленное «внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности», рассматривались Б.Н. Алмазовым [1986], Н.В. Востокрутовым [1993]; как отклонение от нормы его рассматривали Л. Ауэвяэрт и В. Вахинг [1986]; как не совпадающие с поведением большинства [Лайне, 1994]; как несоответствие нормам и ожиданиям, имеющим место в данной социальной группе [Аванесов, 1980; Кондрашенко, 1988 и др.].

Мы под девиантным поведением понимаем «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» [Менделевич, 2001].

Смысл понятия «девиантное поведение» (отклоняющееся поведение) по своему содержанию предполагает формулирование определения нормативного поведения. Таким образом, в разработке проблемы девиантного поведения является важным понимание нормы. Наиболее точно, с нашей точки зрения, понятие нормы определяет И.В. Бестужев-Лада [1986], указывающий, что социальная норма - это «стихийно сложившееся или установленное государством правило, образец, предписание, которое определяет ту или иную форму жизнедеятельности людей, включая и ряд

аспектов условий жизни, а также шаблоны - стереотипы сознания и поведения, но опосредует возникновение инноваций».

Обобщим понятия и критерии «нормального поведения» [Бобнева, 1978; Ушаков, 1987; Раева, 1993] - норма - это:

- возможность регулирования своего поведения;

- ответственное поведение;

- адаптированная личность;

- эмоциональная устойчивость;

- не противоречие общепринятым нормам поведения;

- отсутствие патологических симптомов;

- активная творческая личность.

Соответственно, поведение, не согласующееся с выделенными критериями, можно отнести к нормативному, то есть отклоняющемуся.

К основным видам девиантного поведения чаще всего относят агрессивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные по своей направленности проступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности. Это поведение, с одной стороны, связано с формированием личностных установок и криминальных привычек; а с другой - с внешними и внутренними конфликтами, которые наблюдаются у детей и подростков в микросреде. Было проведено исследование наиболее важных социальных факторов, оказывающих влияние на такое поведение:

- низкий общественно-экономический статус;

- богатство, культурные гедонистические ценности;

- насилие в нашей культуре и СМИ;

- алкоголь и наркомания;

- влияние сверстников;

- влияние местной специфики;

- общественные и культурные изменения и общая нестабильность;

- успеваемость в школе; обстановка и психологическая атмосфера в семье.

Аддиктивность - «пагубная привычка, пристрастие».этим термином в последние годы стали именовать злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский, 1991], которое может привести в дальнейшем к формированию физической зависимости. С этой точки зрения подростки с аддиктивным поведением относятся к группе риска и требуют повышенного внимания. Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Коммуникативные проблемы, эмоциональная депривация, состояние психического дискомфорта, которые чаще всего возникают у лиц с низкой толерантностью к эмоциональным нагрузкам, слабостью психологической защиты, личностной незрелостью и неустойчивостью направленности интересов, одновременно являются предрасполагающими факторами к возникновению аддиктивности. Отсутствие твердых жизненных принципов и нравственных ориентиров, потребность в самоутверждении на фоне неверно трактуемого понятия самостоятельности быстро приводит к поиску суррогатных способов разрешения проблемных ситуаций, к желанию «потреблять счастье как товар».

Аддиктивное поведение в сочетании с неблагоприятными биологическими, психологическими, семейными и другими социально-психологическими факторами искажает образ жизни подростков.

Чем более выражена аддиктивность, тем больше нарушаются эмоциональные отношения с окружающими людьми. Естественная потребность в эмоциональном тепле и близости переносится на объект аддиктивности.

Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

Влияние семьи на развитие девиантного поведения подростков.

Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании отклоняющегося поведения. Например, нами было установлено, что безразличное отношение друг к другу в семье диагностируется у 30% учащихся, склонных к девиантному поведению, а плохие взаимоотношения, постоянные конфликты - у 46% [Федосенко, 2007].

Обосновываются способы влияния семейной среды на формирование личности: через подражание, через закрепление негативистических реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка.

Типология негармоничных семей по Личко [1983]:

- неполная семья - отсутствие одного из родителей;

- деструктивная семья - отсутствие взаимности в эмоциональных контактах;

- конфликтная семья - столкновения между членами семьи, сопровождающиеся отрицательным эмоциональным состоянием;

- кризисная или распадающаяся семья - супруги занимают непримиримые позиции, но продолжают жить вместе;

- распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с семьей;

- невротическая семья - разногласия и длительные противостояния между супругами.

Такие семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.

Таким образом, семейная атмосфера, условия развития и воспитания, уровень образования, материальный уровень могут выступать в качестве предусловия семейного неблагополучия и, далее, фактора риска возникновения отклоняющегося поведения.

Признаки девиантного поведения:

К эмпирическим признакам, свидетельствующим о дезадаптации подростка и способным стать фактором риска возникновения девиантного поведения, можно отнести следующие:

- нарушение взаимоотношений со сверстниками;

- конфликтность с педагогами;

- нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении;

- неуспешность в учебе;

- отсутствие профессионального интереса;

- недостаток навыков саморегуляции;

- незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивного хобби;

- неблагополучная семейная ситуация;

- несформированность внешней культуры поведения;

- лживость;

- неспособность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих в соответствии с нормами морали и права.

Психологическая помощь подросткам с девиантными формами поведения.

Отечественный психиатр А.Е. Личко [1991] утверждал, что, «основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться».

Для подростков гипертимного типа акцентуации саморазрушающим может оказаться постоянное тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям, неразборчивость в выборе знакомств.

У подростков циклоидного типа особенности саморазрушающегося поведения зависят от фазы. Это могут быть и суицидальные действия, и делинквентность.

У эмоционально-лабильных подростков значимо аффективное суицидальное поведение, самодеструктивное.

Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности.

Психостеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению, однако присущая таким подросткам нерешительность и страх способны нанести ущерб будущему социальному статусу.

Шизоидные подростки склонны к аддиктивному поведению.

Эпилептоидная акцентуация сама по себе предполагает риск саморазрушающего поведения.

Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этих же качеств сказывается на саморазрушающем поведении - демонстративные суицидальные действия, аддиктивность.

При неустойчивом типе акцентуации есть высокий риск алкоголизма, наркомании.

Конформному типу акцентуации характера свойственно саморазрушающее поведение как соучастие в групповых действиях «своей компании».

В основе коррекционной работы с отмеченными нами формами девиантного поведения мы выделяем три основные цели воздействия, способствующие улучшению сложившейся ситуации:

  • Межличностное общение - коммуникативные проблемы могут быть причиной всех перечисленных форм отклоняющегося поведения.

  • Регуляция поведения - неумение регулировать свое поведение может быть как причиной, так и следствием девиантного поведения.

  • Морально-нравственная сфера - формирование принятых в цивилизованном обществе норм морали и нравственности представляет собой очень важный аспект в преодолении нежелательного поведения подростков.

Цель программы: поиск альтернативных (социально приемлимых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.

Задачи:

  • Научить подростка отреагированию собственных потребностей.

  • Обучить приемам регулирования своего эмоционального состояния.

  • Способствовать формированию адекватной самооценки.

  • Обучить способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

  • Способствовать формированию позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.

В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:

- для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей используются методы практической коррекции (элементы социально-психологического, коммуникативного тренинга);

- поведенческая коррекция осуществляется следующими методами:

1. метод психологической релаксации (для повышения уровня нервно-психической устойчивости);

2. техники поведенческого направления (методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления - «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.);

3. методы арт-терапии (музыкотерапия, метод свободного рисования).

- коррекция морально-нравственной сферы:

1. методы сказкотерапии , позволяющие косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;

2. тематическая беседа, располагающая к свободному откровенному общению;

3. коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей.

Категория участников программы: обучающиеся 7 - 11 классов.

Условия проведения занятий: 1 раз в месяц.

Длительность занятий: 1 час.

Форма работы: индивидуальная.

Диагностика типа акцентуации характера

МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК

ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ


ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

У ПОДРОСТКОВ

Тест МПДО (по Личко)

Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то отметьте номер этого утверждения на бланке ответов, если нет, просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.

Опросник:

1.В детстве я был весёлым и неугомонным.

2.В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.

3.В детстве я был таким же, как и сейчас : меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить

4.У меня часто бывает плохое самочувствие.

5.В детстве я был обидчивым и чувствительным.

6.Я часто опасаюсь, что с моей мамой может что-то случиться.

7.Моё настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

8.В детстве я был капризным и раздражительным.

9.В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.

10.Считаю, что самое важное - несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.

11.Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне не выгодно.

12.Как правило, у меня хорошее настроение.

13.Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.

14.Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.

15.Я часто испытываю вялость, недомогание.

16.К спиртному я испытываю отвращение.

17.Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.

18.Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.

19.Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.

20.Я не вижу у себя больших недостатков.

21.От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.

22.Все мои привычки хороши и желательны. 1

23.Моё настроение не меняется от незначительных причин.

24.Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.

25.Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.

26.Периодами я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым.

27.Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.

28.Моё отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

29.Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.

30.Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.

31.Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.

32.Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.

33.Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.

34.Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.

35.Я плохо переношу голод - быстро слабею.

36. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.

37.У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.

38.Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.

39.Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.

40.Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.

41.Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.

42.Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.

43.Как правило, я не готовлю уроки.

44.Я всегда говорю взрослым только правду.

45.Приключения и риск меня привлекают.

46.К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.

47.Моё настроение прямо зависит от моих школьных и домашних дел.

48.Я часто устаю к концу дня, причём так, что кажется - совсем не осталось сил.

49.Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.

50.Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.

51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.

52.Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.

2

53. Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.

54.Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.

55.Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.

56.Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.

57.Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

58.Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.

59.Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.

60.Я чрезмерно обидчив и чувствителен.

61.Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.

62.Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.

63.Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.

64.Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актёром.

65.Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно - всё само собой образуется.

66.Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.

67.Я убеждён, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.

68.Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.

69.Довольно часто моё настроение отражается в моих поступках.

70.Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.

71.Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.

72.Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.

73.Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь всё равно всё сделать по-своему.

74.Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.

75.Я практически никогда не испытываю чувства стыда или застенчивости.

76.Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.

77.Я никогда не говорю о других дурно.

78.Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.

79.Иногда моё настроение зависит от погоды.

80.Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.

81.Жизнь кажется мне очень тяжёлой.

82.Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.

83.Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно

3

84.Мне кажется, что другие меня не понимают.

85.Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.

86.Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.

87.Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.

88.Я никогда не брал в доме ничего без спроса.

89.При неудаче ч могу посмеяться над собой.

90.У меня бывают периоды подъёма, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.

91.Если мне что-то не удаётся, я могу отчаяться и потерять надежду.

92.Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.

93.Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.

94.Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.

95.Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.

96.Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю против неё.

97.Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.

98.Считаю, что лучшее времяпрепровождения - это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.

99.Я никогда не опаздываю в школу или ещё куда-нибудь.

100.Мне неприятно оставаться долго на одном месте.

101.Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.

102.Я не умею командовать над другими.

103.Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.

104.Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.

105.У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.

106.Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.

107.Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.

108.Я всегда высказываю своё мнение, если что-то обсуждается в классе.

109.Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.

110.Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.

111.Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти

112.Мне иногда бывают неприятны праздники.

113.Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.

114.Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.

4

115.Я очень люблю наслаждаться красотой природы.

116.Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.

117.Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам, интересам.

118.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

119.Если я кого-то не уважаю, мне удаётся вести себя так, что он этого не замечает.

120.Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.

121.Мне нравятся все школьные предметы.

122.Я часто бываю вожаком в играх.

123.Я легко переношу боль и физические страдания.

124.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.

125.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всём, особенно часто - о своём здоровье.

126.Я редко бываю беззаботно весёлым.

127.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы всё было хорошо.

128.Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.

129.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.

130.Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.

131.Учёба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще бы не учился.

132.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.

133.У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой весёлый.

134.Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.

135.Малейшие неприятности слишком огорчают меня.

136.Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.

137.Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят.

138.Учителя считают меня аккуратным и старательным.

139.Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.

140.Мне нравится, когда мне подчиняются.

141.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.

142.Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.

143.Я никогда никому не желал плохого.





Стимульный материал МПДО Лист ответов 5

ТИП

НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ

МДЧ

СУММА

Г

1

12.

23

34

45

56

67

78

89

100

111

122

133

10

Ц

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

112

123

134

8

Л

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

113

124

135

9

А

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

114

125

136

8

С

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

115

126

137

8

Т

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

116

127

138

9

И

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

117

128

139

9

В

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

118

129

140

9

Д

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

119

130

141

9

М

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

120

131

142

10

К

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

121

132

143

4

ТИП

НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ

МДЧ

СУММА

Г

1

12.

23

34

45

56

67

78

89

100

111

122

133

10

Ц

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

112

123

134

8

Л

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

113

124

135

9

А

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

114

125

136

8

С

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

115

126

137

8

Т

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

116

127

138

9

И

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

117

128

139

9

В

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

118

129

140

9

Д

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

119

130

141

9

М

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

120

131

142

10

К

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

121

132

143

4

ТИП

НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ

МДЧ

СУММА

Г

1

12.

23

34

45

56

67

78

89

100

111

122

133

10

Ц

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

112

123

134

8

Л

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

113

124

135

9

А

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

114

125

136

8

С

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

115

126

137

8

Т

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

116

127

138

9

И

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

117

128

139

9

В

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

118

129

140

9

Д

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

119

130

141

9

М

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

120

131

142

10

К

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

121

132

143

4

ТИП

НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ

МДЧ

СУММА

Г

1

12.

23

34

45

56

67

78

89

100

111

122

133

10

Ц

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

112

123

134

8

Л

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

113

124

135

9

А

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

114

125

136

8

С

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

115

126

137

8

Т

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

116

127

138

9

И

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

117

128

139

9

В

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

118

129

140

9

Д

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

119

130

141

9

М

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

120

131

142

10

К

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

121

132

143

4

Результаты психологического обследования подростков для идентификации

ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Тест МПДО (по Личко)


Дата_________________

Класс________________

Классный руководитель ______________________________________________________

ТИП

Г

Ц

Л

А

С

Т

И

В

Д

М

к

МДЧ

10

8

9

8

8

9

9

9

9

10

4

Фамилия, имя

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




Всего (кол-во)




В %




Психолог__________________






Ожидаемые результаты коррекционно-развивающих занятий

Подросток научается

- способам разрешения коммуникативных проблем;

- приемам регулирования эмоционального состояния;

- социально приемлемым способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействию с окружающими;

- навыкам формирования адекватной самооценки;

- способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;

- навыкам формирования позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.










Структура занятий

Истероидный тип личности.


Занятие 1. Цели: понимание и восприятие себя как личности; осознание особенностей своего характера, позитивных и негативных качеств; осознание отношения к себе других. Упражнение «Кто я?». - 1 час.

Занятие 2. Цели: изменение уровня притязаний в соответствии с его возможностями; осознание собственной системы иррациональных убеждений; осознание влияния негативных и позитивных мыслей на жизненные неудачи, на эмоциональное состояние в целом. Упражнение «Анализ и выводы». - 1 час.

Занятие 3. Цели: осознание и выработка волевых качеств личности; развитие волевой организации поведения. Упражнение «Познание воли». - 1 час.

Занятие 4. Цели: сглаживание проблемных сторон личности, осознание их негативного влияния. Упражнения «Диалог с собственным эгоизмом», «Диалог с жаждой восхищения», «Диалог с демонстративностью», «Уничтожение негативных качеств». - 1 час.

Занятие 5. Цели: формирование и репетиция поведения подростка в различных ситуациях; осознание меры своего участия в возникновении конфликта с окружающими. Упражнение «Проигрывание ролей». - 1 час.

Занятие 6. Цели: пробуждение и развитие желаемых чувств. Упражнение «Развитие чувства сострадания». - 1 час.

Занятие 7. Цели: формирование умений самостоятельно ставить перед собой цель; определение путей их достижения; научение преодолению трудностей с помощью направленного воображения. Упражнения «Дерево цели», «Визуализация достижения цели». - 1 час.

Занятие 8. Цели: выявление ориентации на жизненный путь в целом и будущем. Упражнение «Встреча через 5 лет». - 1 час.

Шизоидный тип акцентуации личности.


Занятие 1. Цели: регулирование содержательной стороны поведения; мобилизация на самостоятельную когнитивную деятельность. Поиск решения определенных задач. Научение преодолению дезадаптивных иррациональных психологических установок. - 1 час.

Занятие 2. Цели: научение конкретным видам действий, способам взаимодействия со средой. Прямое руководство. Конкретные ролевые приемы. - 1 час.

Занятие 3. Цели: формирование способности осознавать и выражать свои чувства; развитие умения понимать и чувствовать других; научение особенностям невербального поведения; использование двигательной экспрессии. Упражнения «Изобрази», «Побудь в роли…», «Распознавание мимики в рисунке». - 1 час.

Занятие 4. Цели: развитие равновесия, сосредоточенности, совершенствование координации; повышение сознательного отношения к собственной манере двигаться, держаться. Упражнения «Имитация», «Поза дерева». - 1 час.

Занятие 5. Цели: научение способам адекватного поведения; научение способам самоконтроля. Упражнение «Проигрывание ролей». - 1 час.

Занятие 6. Цели: установление контакта с собственным телом и собственными ощущениями; восстановление эффективной связи между корой головного мозга и мускулатурой; усиление гибкости движений нашего тела. Упражнение «Сенсорное самосознание», «Поворот головы».

Занятие 7. Цели: развитие чувства юмора. Упражнение «Рассмеши». - 1 час.

Занятие 8. Цели: диагностика пройденного этапа психокоррекции. Упражнение «Монолог одного актера». - 1 час.

Эпилептоидный тип акцентуации личности.


Занятие 1. Цели: осознание взаимосвязи мыслей, чувств, поведения; осознание паттернов негативного мышления. Упражнение «Самовнушение». - 1 час.

Занятие 2. Цели: осознание влияния проблемных качеств характера на взаимоотношения с окружающими. Упражнения «Проигрывание ролей», «История одного человека». - 1 час.

Занятие 3. Цели: уничтожение негативных качеств; развитие позитивных особенностей характера. Упражнения «Уничтожение негативных качеств», «Развитие позитивных особенностей».

Занятие 4. Цели: осознание вытесняемых желаний обладать, властвовать, выражающихся в чувстве ревности. Упражнения «На понимание», «Исследование собственных фантазий». - 1 час.

Занятие 5. Цели: развитие самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции. Упражнения «Наблюдение за дыханием», «Концентрация». - 1 час.

Занятие 6. Цели: развитие волевого компонента; сохранение осознания своей повседневной жизни. Упражнение «Внимательная уборка дома». - 1 час.

Занятие 7. Цели: диагностика пройденного этапа психокоррекции. Самодиагностика - 1 час.

Гипертимный тип личности.


Занятие 1. Цели: анализ и осознание подростком личностных «проблемных зон»; формирование адекватной самооценки. Упражнение «Кто я? Какой я?». - 1 час.

Занятие 2. Цели: осознание важности межличностных отношений; выявление влияния взаимоотношений на развитие подростка. Упражнение «Важность отношений». - 1 час.

Занятие 3. Цели: развитие умения соблюдать дистанцию со взрослыми; развитие чувства уважения и благодарности к людям. Упражнения «Перевоплощения», «Особые дары». - 1 час.

Занятие 4. Цели: развитие умения наблюдать, слушать и понимать других людей; определение роли собственного участия в конфликтных ситуациях. Упражнение «Проигрывание ситуаций». - 1 час.

Занятие 5. Цели: наблюдение и осознание взаимодействия между физическим ощущением и чувствами; научение самоконтролю, самодисциплине. Упражнение «Тело и эмоция».

Занятие 6. Цели: осознание связи мыслей, чувств и поведения; приобретение готовности брать ответственность на себя. Упражнения «Осознай», «Анализ и изменение негативных убеждений на позитивные». - 1 час.

Занятие 7. Цели: осознание значения воли в жизни человека; развитие волевой регуляции поведения. Упражнения «Как ты поступишь, если…», «Ежедневные занятия». - 1 час.

Занятие 8. Цели: определение своей жизненной цели; разработка планов на будущее. Упражнение «Сформулируй свои мечты». - 1 час.

Занятие 9. Цели: диагностика и определение уровня осознания пройденного этапа взаимодействия. Упражнение «Сочинение». - 1 час.

Неустойчивый тип акцентуации личности.


Занятие 1. Цели: отработка умения анализировать свои личностные особенности; формирование более адекватного представления о себе. Упражнения «Я - реальный, идеальный, глазами других», «Развитие желаемых качеств». - 1 час.

Занятие 2. Цели: отработка навыка рефлексии; самодиагностика состояния. Упражнение «Непрерывное осознание». - 1 час.

Занятие 3. Цели: умение определять состояние другого человека по невербальным компонентам; научение контролю в процессе общения. Упражнения «Эмоции», «Слушать и понимать». - 1 час.

Занятие 4. Цели: осознание взаимоотношений со значимыми людьми; понимание их влияния на вашу жизнь. Упражнения «Взаимоотношения с родителями», «Общение с людьми в твоей жизни: удачи и неудачи». - 1 час.

Занятие 5. Цели: осознание и понимание собственных мыслей; научение способам управления мыслительным процессом. Упражнения «Поток сознания», «Анализ иррациональных установок и их изменение». - 1 час.

Занятие 6. Цели: обучение навыкам развития саморегуляции, самоконтроля, концентрации внимания. Упражнения «Наблюдение за дыханием», «Концентрация». - 1 час.

Занятие 7. Цели: развитие волевого компонента. Упражнения «Внимательная уборка дома», «Бесполезное задание». - 1 час.

Занятие 8. Цели: сохранение осознания в своей повседневной жизни. Упражнения «Медитация во время ходьбы», «Медитация и повседневная деятельность». - 1 час.

Занятие 9. Цели: диагностика осознания пройденного материала коррекционно-развивающей работы. Упражнение «Дописать предложения». - 1 час.

Циклоидный тип акцентуации характера.


Занятие 1. Цели: осознание индивидуальных качеств характера и конституции организма. Упражнения «Какой я», «Образ идеального «я»». - 1 час.

Занятие 2. Цели: формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения. Упражнения «Словарь эмоций», «Детские обиды», «Копилка обид». - 1 час.

Занятие 3. Цели: оживление приятных воспоминаний. Упражнения «Копилка радостей», «Абсолютное здоровье». - 1 час.

Занятие 4. Цели: научение способу отслеживания и контроля мыслительного процесса. Упражнение «Поток сознания». - 1 час.

Занятие 5. Цели: развитие волевого компонента. Упражнение «Наказание и подкрепление альтернативного поведения». - 1 час.

Занятие 6. Цель: сглаживание психотравмирующего качества или состояния. Упражнение «Невосприимчивость». - 1 час.

Занятие 7. Цели: развитие позитивного мироощущения; научение вырабатывать привычку мыслить позитивными категориями. Упражнения «Обучить подростка составлению позитивных мыслеформ», «Вселенная - это Я». - 1 час.

Занятие 8. Цель: диагностика пройденного этапа работы. Упражнение «Встреча через несколько лет». - 1 час.

Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Истероидный тип личности

1

Кто я?

1

2

Анализ.

1

3

Познание воли.

1

4

Диалог.

1

5

Роль.

1

6

Чувства.

1

7

Дерево цели.

1

8

Встреча через пять лет.

1


Тема

Количество часов

Шизоидный тип личности

1

Ситуации.

1

2

Конкретные виды деятельности.

1

3

Чувства.

1

4

Равновесие.

1

5

Роль.

1

6

Самосознание.

1

7

Чувство юмора.

1

8

Монолог одного актера.

1


Тема

Количество часов

Эпилептоидный тип личности

1

Взаимосвязь.

1

2

Анализ.

1

3

Уничтожение и развитие.

1

4

Исследование.

1

5

Концентрация.

1

6

Развитие воли.

1

7

Самодиагностика.

1


Тема

Количество часов

Гипертимный тип личности

1

Анализ.

1

2

Важность отношений.

1

3

Дистанция.

1

4

Проигрывание ситуаций.

1

5

Тело и эмоции.

1

6

Ответственность.

1

7

Развитие воли.

1

8

Жизненная цель.

1

9

Сочинение.

1


Тема

Количество часов

Неустойчивый тип личности

1

Анализ.

1

2

Навыки рефлексии.

1

3

Эмоции.

1

4

Взаимоотношения.

1

5

Управление своими мыслями.

1

6

Концентрация.

1

7

Дерево цели.

1

8

Медитация.

1

8

Моя жизнь.

1


Тема

Количество часов

Циклоидный тип личности

1

Какой я?

1

2

Как снять эмоциональное напряжения.

1

3

Копилка.

1

4

Поток сознания.

1

5

Развитие воли.

1

6

Невосприимчивость.

1

7

Позитив.

1

8

Встреча через несколько лет.

1

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Количество часов

Истероидный тип личности

1

Кто я?

1

2

Анализ.

1

3

Познание воли.

1

4

Диалог.

1

5

Роль.

1

6

Чувства.

1

7

Дерево цели.

1

8

Встреча через пять лет.

1


Дата

Тема

Количество часов

Шизоидный тип личности

1

Ситуации.

1

2

Конкретные виды деятельности.

1

3

Чувства.

1

4

Равновесие.

1

5

Роль.

1

6

Самосознание.

1

7

Чувство юмора.

1

8

Монолог одного актера.

1


Дата

Тема

Количество часов

Эпилептоидный тип личности

1

Взаимосвязь.

1

2

Анализ.

1

3

Уничтожение и развитие.

1

4

Исследование.

1

5

Концентрация.

1

6

Развитие воли.

1

7

Самодиагностика.

1


Дата

Тема

Количество часов

Гипертимный тип личности

1

Анализ.

1

2

Важность отношений.

1

3

Дистанция.

1

4

Проигрывание ситуаций.

1

5

Тело и эмоции.

1

6

Ответственность.

1

7

Развитие воли.

1

8

Жизненная цель.

1

9

Сочинение.

1


Дата

Тема

Количество часов

Неустойчивый тип личности

1

Анализ.

1

2

Навыки рефлексии.

1

3

Эмоции.

1

4

Взаимоотношения.

1

5

Управление своими мыслями.

1

6

Концентрация.

1

7

Дерево цели.

1

8

Медитация.

1

8

Моя жизнь.

1


Дата

Тема

Количество часов

Циклоидный тип личности

1

Какой я?

1

2

Как снять эмоциональное напряжения.

1

3

Копилка.

1

4

Поток сознания.

1

5

Развитие воли.

1

6

Невосприимчивость.

1

7

Позитив.

1

8

Встреча через несколько лет.

1


Литература

1.Алмазов Б.Н. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

2.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Львов, 1983.

3.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. Москва, 1999.

4.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Львов, 1991.

5.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Москва, 2001.

6.Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург, 2003.

7.Тарасова Н.Н. Психологическое сопровождение подростков//Журнал практического психолога. 2004. №4.

8.Федосенко Е.В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Санкт-Петербург: Речь, 2006.

9.Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2009.

10.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.



© 2010-2022