- Преподавателю
- Школьному психологу
- Коррекционно — развивающая программа для акцентуированных подростков
Коррекционно — развивающая программа для акцентуированных подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аветисян Э.П. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждаю: Директор школы ______Н.А. Гринькова «__»______2014г | Согласовано: Зам. директора _____________ «___»______2014г | Рассмотрено на Заседании МО Протокол №__ от «___»_______2014г |
Коррекционно - развивающая программа для акцентуированных подростков
Тип программы: модифицированная
Составила: Аветисян Э.П.,
педагог-психолог МАОУ СОШ №28
Томск
2014
Пояснительная записка
Чрезвычайно важно для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70, 6%. Количество официально зарегистрированных наркоманий среди детей в возрасте 15 - 17 лет увеличилось в 4, 1 раз, токсикоманий - в 3, 3 раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков - это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений [Федосенко, 2006].
В научной литературе существуют различные определения понятия девиантного поведения. Девиантное поведение, обусловленное «внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности», рассматривались Б.Н. Алмазовым [1986], Н.В. Востокрутовым [1993]; как отклонение от нормы его рассматривали Л. Ауэвяэрт и В. Вахинг [1986]; как не совпадающие с поведением большинства [Лайне, 1994]; как несоответствие нормам и ожиданиям, имеющим место в данной социальной группе [Аванесов, 1980; Кондрашенко, 1988 и др.].
Мы под девиантным поведением понимаем «систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» [Менделевич, 2001].
Смысл понятия «девиантное поведение» (отклоняющееся поведение) по своему содержанию предполагает формулирование определения нормативного поведения. Таким образом, в разработке проблемы девиантного поведения является важным понимание нормы. Наиболее точно, с нашей точки зрения, понятие нормы определяет И.В. Бестужев-Лада [1986], указывающий, что социальная норма - это «стихийно сложившееся или установленное государством правило, образец, предписание, которое определяет ту или иную форму жизнедеятельности людей, включая и ряд
аспектов условий жизни, а также шаблоны - стереотипы сознания и поведения, но опосредует возникновение инноваций».
Обобщим понятия и критерии «нормального поведения» [Бобнева, 1978; Ушаков, 1987; Раева, 1993] - норма - это:
- возможность регулирования своего поведения;
- ответственное поведение;
- адаптированная личность;
- эмоциональная устойчивость;
- не противоречие общепринятым нормам поведения;
- отсутствие патологических симптомов;
- активная творческая личность.
Соответственно, поведение, не согласующееся с выделенными критериями, можно отнести к нормативному, то есть отклоняющемуся.
К основным видам девиантного поведения чаще всего относят агрессивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.
Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные по своей направленности проступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности. Это поведение, с одной стороны, связано с формированием личностных установок и криминальных привычек; а с другой - с внешними и внутренними конфликтами, которые наблюдаются у детей и подростков в микросреде. Было проведено исследование наиболее важных социальных факторов, оказывающих влияние на такое поведение:
- низкий общественно-экономический статус;
- богатство, культурные гедонистические ценности;
- насилие в нашей культуре и СМИ;
- алкоголь и наркомания;
- влияние сверстников;
- влияние местной специфики;
- общественные и культурные изменения и общая нестабильность;
- успеваемость в школе; обстановка и психологическая атмосфера в семье.
Аддиктивность - «пагубная привычка, пристрастие».этим термином в последние годы стали именовать злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский, 1991], которое может привести в дальнейшем к формированию физической зависимости. С этой точки зрения подростки с аддиктивным поведением относятся к группе риска и требуют повышенного внимания. Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Коммуникативные проблемы, эмоциональная депривация, состояние психического дискомфорта, которые чаще всего возникают у лиц с низкой толерантностью к эмоциональным нагрузкам, слабостью психологической защиты, личностной незрелостью и неустойчивостью направленности интересов, одновременно являются предрасполагающими факторами к возникновению аддиктивности. Отсутствие твердых жизненных принципов и нравственных ориентиров, потребность в самоутверждении на фоне неверно трактуемого понятия самостоятельности быстро приводит к поиску суррогатных способов разрешения проблемных ситуаций, к желанию «потреблять счастье как товар».
Аддиктивное поведение в сочетании с неблагоприятными биологическими, психологическими, семейными и другими социально-психологическими факторами искажает образ жизни подростков.
Чем более выражена аддиктивность, тем больше нарушаются эмоциональные отношения с окружающими людьми. Естественная потребность в эмоциональном тепле и близости переносится на объект аддиктивности.
Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
Влияние семьи на развитие девиантного поведения подростков.
Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании отклоняющегося поведения. Например, нами было установлено, что безразличное отношение друг к другу в семье диагностируется у 30% учащихся, склонных к девиантному поведению, а плохие взаимоотношения, постоянные конфликты - у 46% [Федосенко, 2007].
Обосновываются способы влияния семейной среды на формирование личности: через подражание, через закрепление негативистических реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка.
Типология негармоничных семей по Личко [1983]:
- неполная семья - отсутствие одного из родителей;
- деструктивная семья - отсутствие взаимности в эмоциональных контактах;
- конфликтная семья - столкновения между членами семьи, сопровождающиеся отрицательным эмоциональным состоянием;
- кризисная или распадающаяся семья - супруги занимают непримиримые позиции, но продолжают жить вместе;
- распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с семьей;
- невротическая семья - разногласия и длительные противостояния между супругами.
Такие семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.
Таким образом, семейная атмосфера, условия развития и воспитания, уровень образования, материальный уровень могут выступать в качестве предусловия семейного неблагополучия и, далее, фактора риска возникновения отклоняющегося поведения.
Признаки девиантного поведения:
К эмпирическим признакам, свидетельствующим о дезадаптации подростка и способным стать фактором риска возникновения девиантного поведения, можно отнести следующие:
- нарушение взаимоотношений со сверстниками;
- конфликтность с педагогами;
- нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении;
- неуспешность в учебе;
- отсутствие профессионального интереса;
- недостаток навыков саморегуляции;
- незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивного хобби;
- неблагополучная семейная ситуация;
- несформированность внешней культуры поведения;
- лживость;
- неспособность критически оценивать свои поступки и поступки окружающих в соответствии с нормами морали и права.
Психологическая помощь подросткам с девиантными формами поведения.
Отечественный психиатр А.Е. Личко [1991] утверждал, что, «основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности, те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться».
Для подростков гипертимного типа акцентуации саморазрушающим может оказаться постоянное тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям, неразборчивость в выборе знакомств.
У подростков циклоидного типа особенности саморазрушающегося поведения зависят от фазы. Это могут быть и суицидальные действия, и делинквентность.
У эмоционально-лабильных подростков значимо аффективное суицидальное поведение, самодеструктивное.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности.
Психостеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению, однако присущая таким подросткам нерешительность и страх способны нанести ущерб будущему социальному статусу.
Шизоидные подростки склонны к аддиктивному поведению.
Эпилептоидная акцентуация сама по себе предполагает риск саморазрушающего поведения.
Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этих же качеств сказывается на саморазрушающем поведении - демонстративные суицидальные действия, аддиктивность.
При неустойчивом типе акцентуации есть высокий риск алкоголизма, наркомании.
Конформному типу акцентуации характера свойственно саморазрушающее поведение как соучастие в групповых действиях «своей компании».
В основе коррекционной работы с отмеченными нами формами девиантного поведения мы выделяем три основные цели воздействия, способствующие улучшению сложившейся ситуации:
-
Межличностное общение - коммуникативные проблемы могут быть причиной всех перечисленных форм отклоняющегося поведения.
-
Регуляция поведения - неумение регулировать свое поведение может быть как причиной, так и следствием девиантного поведения.
-
Морально-нравственная сфера - формирование принятых в цивилизованном обществе норм морали и нравственности представляет собой очень важный аспект в преодолении нежелательного поведения подростков.
Цель программы: поиск альтернативных (социально приемлимых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.
Задачи:
-
Научить подростка отреагированию собственных потребностей.
-
Обучить приемам регулирования своего эмоционального состояния.
-
Способствовать формированию адекватной самооценки.
-
Обучить способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
-
Способствовать формированию позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.
В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:
- для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей используются методы практической коррекции (элементы социально-психологического, коммуникативного тренинга);
- поведенческая коррекция осуществляется следующими методами:
1. метод психологической релаксации (для повышения уровня нервно-психической устойчивости);
2. техники поведенческого направления (методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления - «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.);
3. методы арт-терапии (музыкотерапия, метод свободного рисования).
- коррекция морально-нравственной сферы:
1. методы сказкотерапии , позволяющие косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;
2. тематическая беседа, располагающая к свободному откровенному общению;
3. коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей.
Категория участников программы: обучающиеся 7 - 11 классов.
Условия проведения занятий: 1 раз в месяц.
Длительность занятий: 1 час.
Форма работы: индивидуальная.
Диагностика типа акцентуации характера
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК
ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ
ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
У ПОДРОСТКОВ
Тест МПДО (по Личко)
Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Прочитав внимательно каждое утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то отметьте номер этого утверждения на бланке ответов, если нет, просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы, тем лучше вы узнаете ваш характер.
Опросник:
1.В детстве я был весёлым и неугомонным.
2.В младших классах я любил школу, а затем она начала меня тяготить.
3.В детстве я был таким же, как и сейчас : меня легко было огорчить, но и легко успокоить, развеселить
4.У меня часто бывает плохое самочувствие.
5.В детстве я был обидчивым и чувствительным.
6.Я часто опасаюсь, что с моей мамой может что-то случиться.
7.Моё настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
8.В детстве я был капризным и раздражительным.
9.В детстве я любил беседовать и играть со взрослыми.
10.Считаю, что самое важное - несмотря ни на что как можно лучше провести сегодняшний день.
11.Я всегда сдерживаю свои обещания, даже если это мне не выгодно.
12.Как правило, у меня хорошее настроение.
13.Недели хорошего самочувствия сменяются у меня неделями, когда и самочувствие, и настроение у меня плохие.
14.Я легко перехожу от радости к грусти и наоборот.
15.Я часто испытываю вялость, недомогание.
16.К спиртному я испытываю отвращение.
17.Избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и головной боли.
18.Мои родители не понимают меня и иногда кажутся мне чужими.
19.Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны.
20.Я не вижу у себя больших недостатков.
21.От нотаций мне хочется убежать подальше, но если не получается, молча слушаю, думая о другом.
22.Все мои привычки хороши и желательны. 1
23.Моё настроение не меняется от незначительных причин.
24.Я часто просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня предстоит сделать.
25.Я очень люблю своих родителей, привязан к ним, но, бывает, сильно обижаюсь и даже ссорюсь.
26.Периодами я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым.
27.Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях.
28.Моё отношение к будущему часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
29.Я люблю заниматься чем-нибудь интересным в одиночестве.
30.Почти не бывает, чтобы незнакомый человек сразу внушил мне симпатию.
31.Люблю одежду модную и необычную, которая привлекает взоры.
32.Больше всего люблю сытно поесть и хорошо отдохнуть.
33.Я очень уравновешен, никогда не раздражаюсь и ни на кого не злюсь.
34.Я легко схожусь с людьми в любой обстановке.
35.Я плохо переношу голод - быстро слабею.
36. Одиночество я переношу легко, если оно не связано с неприятностями.
37.У меня часто бывает плохой, беспокойный сон.
38.Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем мне хотелось бы.
39.Я часто тревожусь по поводу различных неприятностей, которые могут произойти в будущем, хотя повода для этого нет.
40.Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не прошу помощи.
41.Сильно переживаю замечания и отметки, которые меня не удовлетворяют.
42.Чаще всего я свободно чувствую себя с новыми, незнакомыми сверстниками, в новом классе, лагере труда и отдыха.
43.Как правило, я не готовлю уроки.
44.Я всегда говорю взрослым только правду.
45.Приключения и риск меня привлекают.
46.К знакомым людям я быстро привыкаю, незнакомые могут меня раздражать.
47.Моё настроение прямо зависит от моих школьных и домашних дел.
48.Я часто устаю к концу дня, причём так, что кажется - совсем не осталось сил.
49.Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
50.Я много раз проверяю, нет ли ошибок в моей работе.
51. У моих приятелей бывает ошибочное мнение, будто бы я не хочу с ними дружить.
52.Бывают иногда дни, когда я без причины на всех сержусь.
2
53. Я могу сказать о себе, что у меня хорошее воображение.
54.Если учитель не контролирует меня на уроке, я почти всегда занимаюсь чем-нибудь посторонним.
55.Мои родители никогда не раздражают меня своим поведением.
56.Я могу легко организовать ребят для работы, игр, развлечений.
57.Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
58.Бывает, что я сильно радуюсь, а потом сильно огорчаюсь.
59.Иногда я делаюсь капризным и раздражительным, а вскоре жалею об этом.
60.Я чрезмерно обидчив и чувствителен.
61.Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю.
62.Я почти не бываю полностью откровенным, как с приятелями, так и с родными.
63.Рассердившись, я могу начать кричать, размахивать руками, а иногда и драться.
64.Мне часто кажется, что при желании я мог бы стать актёром.
65.Мне кажется, что тревожиться о будущем бесполезно - всё само собой образуется.
66.Я всегда справедлив в отношениях с учителями, родителями, друзьями.
67.Я убеждён, что в будущем исполнятся все мои планы и желания.
68.Иногда бывают такие дни, что жизнь мне кажется тяжелей, чем на самом деле.
69.Довольно часто моё настроение отражается в моих поступках.
70.Мне кажется, что у меня много недостатков и слабостей.
71.Мне бывает тяжело, когда я вспоминаю о своих маленьких ошибках.
72.Часто всякие размышления мешают мне довести начатое дело до конца.
73.Я могу выслушать критику и возражения, но стараюсь всё равно всё сделать по-своему.
74.Иногда я могу так разозлиться на обидчика, что мне трудно удержаться, чтобы тут же не побить его.
75.Я практически никогда не испытываю чувства стыда или застенчивости.
76.Не испытываю стремления к занятиям спортом или физкультурой.
77.Я никогда не говорю о других дурно.
78.Люблю всякие приключения, охотно иду на риск.
79.Иногда моё настроение зависит от погоды.
80.Новое для меня приятно, если обещает для меня что-то хорошее.
81.Жизнь кажется мне очень тяжёлой.
82.Я часто испытываю робость перед учителями и школьным начальством.
83.Закончив работу, я долго волнуюсь по поводу того, что мог сделать что-то неверно
3
84.Мне кажется, что другие меня не понимают.
85.Я часто огорчаюсь из-за того, что, рассердившись, наговорил лишнего.
86.Я всегда сумею найти выход из любой ситуации.
87.Люблю вместо школьных занятий сходить в кино или просто прогулять уроки.
88.Я никогда не брал в доме ничего без спроса.
89.При неудаче ч могу посмеяться над собой.
90.У меня бывают периоды подъёма, увлечений, энтузиазма, а потом может наступить спад, апатия ко всему.
91.Если мне что-то не удаётся, я могу отчаяться и потерять надежду.
92.Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
93.Иногда я могу расплакаться, если читаю грустную книгу или смотрю грустный фильм.
94.Я часто сомневаюсь в правильности своих поступков и решений.
95.Часто у меня возникает чувство, что я оказался ненужным, посторонним.
96.Столкнувшись с несправедливостью, я возмущаюсь и сразу же выступаю против неё.
97.Мне нравится быть в центре внимания, например, рассказывать ребятам разные забавные истории.
98.Считаю, что лучшее времяпрепровождения - это когда ничего не делаешь, просто отдыхаешь.
99.Я никогда не опаздываю в школу или ещё куда-нибудь.
100.Мне неприятно оставаться долго на одном месте.
101.Иногда я так расстраиваюсь из-за ссоры с учителем или сверстниками, что не могу пойти в школу.
102.Я не умею командовать над другими.
103.Иногда мне кажется, что я тяжело и опасно болен.
104.Не люблю всякие опасные и рискованные приключения.
105.У меня часто возникает желание перепроверить работу, которую я только что выполнил.
106.Я боюсь, что в будущем могу остаться одиноким.
107.Я охотно выслушиваю наставления, касающиеся моего здоровья.
108.Я всегда высказываю своё мнение, если что-то обсуждается в классе.
109.Считаю, что никогда не надо отрываться от коллектива.
110.Вопросы, связанные с полом и любовью, меня совершенно не интересуют.
111.Всегда считал, что для интересного, заманчивого дела все правила можно обойти
112.Мне иногда бывают неприятны праздники.
113.Жизнь научила меня быть не слишком откровенным даже с друзьями.
114.Я ем мало, иногда подолгу вообще ничего не ем.
4
115.Я очень люблю наслаждаться красотой природы.
116.Уходя из дому, ложась спать, я всегда проверяю: выключен ли газ, электроприборы, заперта ли дверь.
117.Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам, интересам.
118.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
119.Если я кого-то не уважаю, мне удаётся вести себя так, что он этого не замечает.
120.Лучше всего проводить время в разнообразных развлечениях.
121.Мне нравятся все школьные предметы.
122.Я часто бываю вожаком в играх.
123.Я легко переношу боль и физические страдания.
124.Я всегда стараюсь сдерживаться, когда меня критикуют или когда мне возражают.
125.Я слишком мнителен, беспокоюсь обо всём, особенно часто - о своём здоровье.
126.Я редко бываю беззаботно весёлым.
127.Я часто загадываю себе различные приметы, и стараюсь строго следовать им, чтобы всё было хорошо.
128.Я не стремлюсь участвовать в жизни школы и класса.
129.Иногда я совершаю быстрые, необдуманные поступки, о которых потом сожалею.
130.Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать деньги будет трудно.
131.Учёба меня тяготит, и если бы меня не заставляли, я вообще бы не учился.
132.У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
133.У меня часто бывает настолько хорошее настроение, что у меня спрашивают, отчего я такой весёлый.
134.Иногда у меня настроение бывает настолько плохим, что я начинаю думать о смерти.
135.Малейшие неприятности слишком огорчают меня.
136.Я быстро устаю на уроках и становлюсь рассеянным.
137.Иногда я поражаюсь грубости и невоспитанности ребят.
138.Учителя считают меня аккуратным и старательным.
139.Часто мне приятней поразмышлять наедине, чем проводить время в шумной компании.
140.Мне нравится, когда мне подчиняются.
141.Я мог бы учиться значительно лучше, но наши учителя и школа не способствуют этому.
142.Не люблю заниматься делом, требующим усилий и терпения.
143.Я никогда никому не желал плохого.
Стимульный материал МПДО Лист ответов 5
ТИП
НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ
МДЧ
СУММА
Г
1
12.
23
34
45
56
67
78
89
100
111
122
133
10
Ц
2
13
24
35
46
57
68
79
90
101
112
123
134
8
Л
3
14
25
36
47
58
69
80
91
102
113
124
135
9
А
4
15
26
37
48
59
70
81
92
103
114
125
136
8
С
5
16
27
38
49
60
71
82
93
104
115
126
137
8
Т
6
17
28
39
50
61
72
83
94
105
116
127
138
9
И
7
18
29
40
51
62
73
84
95
106
117
128
139
9
В
8
19
30
41
52
63
74
85
96
107
118
129
140
9
Д
9
20
31
42
53
64
75
86
97
108
119
130
141
9
М
10
21
32
43
54
65
76
87
98
109
120
131
142
10
К
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
121
132
143
4
ТИП
НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ
МДЧ
СУММА
Г
1
12.
23
34
45
56
67
78
89
100
111
122
133
10
Ц
2
13
24
35
46
57
68
79
90
101
112
123
134
8
Л
3
14
25
36
47
58
69
80
91
102
113
124
135
9
А
4
15
26
37
48
59
70
81
92
103
114
125
136
8
С
5
16
27
38
49
60
71
82
93
104
115
126
137
8
Т
6
17
28
39
50
61
72
83
94
105
116
127
138
9
И
7
18
29
40
51
62
73
84
95
106
117
128
139
9
В
8
19
30
41
52
63
74
85
96
107
118
129
140
9
Д
9
20
31
42
53
64
75
86
97
108
119
130
141
9
М
10
21
32
43
54
65
76
87
98
109
120
131
142
10
К
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
121
132
143
4
ТИП
НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ
МДЧ
СУММА
Г
1
12.
23
34
45
56
67
78
89
100
111
122
133
10
Ц
2
13
24
35
46
57
68
79
90
101
112
123
134
8
Л
3
14
25
36
47
58
69
80
91
102
113
124
135
9
А
4
15
26
37
48
59
70
81
92
103
114
125
136
8
С
5
16
27
38
49
60
71
82
93
104
115
126
137
8
Т
6
17
28
39
50
61
72
83
94
105
116
127
138
9
И
7
18
29
40
51
62
73
84
95
106
117
128
139
9
В
8
19
30
41
52
63
74
85
96
107
118
129
140
9
Д
9
20
31
42
53
64
75
86
97
108
119
130
141
9
М
10
21
32
43
54
65
76
87
98
109
120
131
142
10
К
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
121
132
143
4
ТИП
НОМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ
МДЧ
СУММА
Г
1
12.
23
34
45
56
67
78
89
100
111
122
133
10
Ц
2
13
24
35
46
57
68
79
90
101
112
123
134
8
Л
3
14
25
36
47
58
69
80
91
102
113
124
135
9
А
4
15
26
37
48
59
70
81
92
103
114
125
136
8
С
5
16
27
38
49
60
71
82
93
104
115
126
137
8
Т
6
17
28
39
50
61
72
83
94
105
116
127
138
9
И
7
18
29
40
51
62
73
84
95
106
117
128
139
9
В
8
19
30
41
52
63
74
85
96
107
118
129
140
9
Д
9
20
31
42
53
64
75
86
97
108
119
130
141
9
М
10
21
32
43
54
65
76
87
98
109
120
131
142
10
К
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110
121
132
143
4
Результаты психологического обследования подростков для идентификации
ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Тест МПДО (по Личко)
Дата_________________
Класс________________
Классный руководитель ______________________________________________________
ТИП
Г
Ц
Л
А
С
Т
И
В
Д
М
к
МДЧ
10
8
9
8
8
9
9
9
9
10
4
№
Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Всего (кол-во)
В %
Психолог__________________
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающих занятий
Подросток научается
- способам разрешения коммуникативных проблем;
- приемам регулирования эмоционального состояния;
- социально приемлемым способам удовлетворения собственных потребностей и взаимодействию с окружающими;
- навыкам формирования адекватной самооценки;
- способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;
- навыкам формирования позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.
Структура занятий
Истероидный тип личности.
Занятие 1. Цели: понимание и восприятие себя как личности; осознание особенностей своего характера, позитивных и негативных качеств; осознание отношения к себе других. Упражнение «Кто я?». - 1 час.
Занятие 2. Цели: изменение уровня притязаний в соответствии с его возможностями; осознание собственной системы иррациональных убеждений; осознание влияния негативных и позитивных мыслей на жизненные неудачи, на эмоциональное состояние в целом. Упражнение «Анализ и выводы». - 1 час.
Занятие 3. Цели: осознание и выработка волевых качеств личности; развитие волевой организации поведения. Упражнение «Познание воли». - 1 час.
Занятие 4. Цели: сглаживание проблемных сторон личности, осознание их негативного влияния. Упражнения «Диалог с собственным эгоизмом», «Диалог с жаждой восхищения», «Диалог с демонстративностью», «Уничтожение негативных качеств». - 1 час.
Занятие 5. Цели: формирование и репетиция поведения подростка в различных ситуациях; осознание меры своего участия в возникновении конфликта с окружающими. Упражнение «Проигрывание ролей». - 1 час.
Занятие 6. Цели: пробуждение и развитие желаемых чувств. Упражнение «Развитие чувства сострадания». - 1 час.
Занятие 7. Цели: формирование умений самостоятельно ставить перед собой цель; определение путей их достижения; научение преодолению трудностей с помощью направленного воображения. Упражнения «Дерево цели», «Визуализация достижения цели». - 1 час.
Занятие 8. Цели: выявление ориентации на жизненный путь в целом и будущем. Упражнение «Встреча через 5 лет». - 1 час.
Шизоидный тип акцентуации личности.
Занятие 1. Цели: регулирование содержательной стороны поведения; мобилизация на самостоятельную когнитивную деятельность. Поиск решения определенных задач. Научение преодолению дезадаптивных иррациональных психологических установок. - 1 час.
Занятие 2. Цели: научение конкретным видам действий, способам взаимодействия со средой. Прямое руководство. Конкретные ролевые приемы. - 1 час.
Занятие 3. Цели: формирование способности осознавать и выражать свои чувства; развитие умения понимать и чувствовать других; научение особенностям невербального поведения; использование двигательной экспрессии. Упражнения «Изобрази», «Побудь в роли…», «Распознавание мимики в рисунке». - 1 час.
Занятие 4. Цели: развитие равновесия, сосредоточенности, совершенствование координации; повышение сознательного отношения к собственной манере двигаться, держаться. Упражнения «Имитация», «Поза дерева». - 1 час.
Занятие 5. Цели: научение способам адекватного поведения; научение способам самоконтроля. Упражнение «Проигрывание ролей». - 1 час.
Занятие 6. Цели: установление контакта с собственным телом и собственными ощущениями; восстановление эффективной связи между корой головного мозга и мускулатурой; усиление гибкости движений нашего тела. Упражнение «Сенсорное самосознание», «Поворот головы».
Занятие 7. Цели: развитие чувства юмора. Упражнение «Рассмеши». - 1 час.
Занятие 8. Цели: диагностика пройденного этапа психокоррекции. Упражнение «Монолог одного актера». - 1 час.
Эпилептоидный тип акцентуации личности.
Занятие 1. Цели: осознание взаимосвязи мыслей, чувств, поведения; осознание паттернов негативного мышления. Упражнение «Самовнушение». - 1 час.
Занятие 2. Цели: осознание влияния проблемных качеств характера на взаимоотношения с окружающими. Упражнения «Проигрывание ролей», «История одного человека». - 1 час.
Занятие 3. Цели: уничтожение негативных качеств; развитие позитивных особенностей характера. Упражнения «Уничтожение негативных качеств», «Развитие позитивных особенностей».
Занятие 4. Цели: осознание вытесняемых желаний обладать, властвовать, выражающихся в чувстве ревности. Упражнения «На понимание», «Исследование собственных фантазий». - 1 час.
Занятие 5. Цели: развитие самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции. Упражнения «Наблюдение за дыханием», «Концентрация». - 1 час.
Занятие 6. Цели: развитие волевого компонента; сохранение осознания своей повседневной жизни. Упражнение «Внимательная уборка дома». - 1 час.
Занятие 7. Цели: диагностика пройденного этапа психокоррекции. Самодиагностика - 1 час.
Гипертимный тип личности.
Занятие 1. Цели: анализ и осознание подростком личностных «проблемных зон»; формирование адекватной самооценки. Упражнение «Кто я? Какой я?». - 1 час.
Занятие 2. Цели: осознание важности межличностных отношений; выявление влияния взаимоотношений на развитие подростка. Упражнение «Важность отношений». - 1 час.
Занятие 3. Цели: развитие умения соблюдать дистанцию со взрослыми; развитие чувства уважения и благодарности к людям. Упражнения «Перевоплощения», «Особые дары». - 1 час.
Занятие 4. Цели: развитие умения наблюдать, слушать и понимать других людей; определение роли собственного участия в конфликтных ситуациях. Упражнение «Проигрывание ситуаций». - 1 час.
Занятие 5. Цели: наблюдение и осознание взаимодействия между физическим ощущением и чувствами; научение самоконтролю, самодисциплине. Упражнение «Тело и эмоция».
Занятие 6. Цели: осознание связи мыслей, чувств и поведения; приобретение готовности брать ответственность на себя. Упражнения «Осознай», «Анализ и изменение негативных убеждений на позитивные». - 1 час.
Занятие 7. Цели: осознание значения воли в жизни человека; развитие волевой регуляции поведения. Упражнения «Как ты поступишь, если…», «Ежедневные занятия». - 1 час.
Занятие 8. Цели: определение своей жизненной цели; разработка планов на будущее. Упражнение «Сформулируй свои мечты». - 1 час.
Занятие 9. Цели: диагностика и определение уровня осознания пройденного этапа взаимодействия. Упражнение «Сочинение». - 1 час.
Неустойчивый тип акцентуации личности.
Занятие 1. Цели: отработка умения анализировать свои личностные особенности; формирование более адекватного представления о себе. Упражнения «Я - реальный, идеальный, глазами других», «Развитие желаемых качеств». - 1 час.
Занятие 2. Цели: отработка навыка рефлексии; самодиагностика состояния. Упражнение «Непрерывное осознание». - 1 час.
Занятие 3. Цели: умение определять состояние другого человека по невербальным компонентам; научение контролю в процессе общения. Упражнения «Эмоции», «Слушать и понимать». - 1 час.
Занятие 4. Цели: осознание взаимоотношений со значимыми людьми; понимание их влияния на вашу жизнь. Упражнения «Взаимоотношения с родителями», «Общение с людьми в твоей жизни: удачи и неудачи». - 1 час.
Занятие 5. Цели: осознание и понимание собственных мыслей; научение способам управления мыслительным процессом. Упражнения «Поток сознания», «Анализ иррациональных установок и их изменение». - 1 час.
Занятие 6. Цели: обучение навыкам развития саморегуляции, самоконтроля, концентрации внимания. Упражнения «Наблюдение за дыханием», «Концентрация». - 1 час.
Занятие 7. Цели: развитие волевого компонента. Упражнения «Внимательная уборка дома», «Бесполезное задание». - 1 час.
Занятие 8. Цели: сохранение осознания в своей повседневной жизни. Упражнения «Медитация во время ходьбы», «Медитация и повседневная деятельность». - 1 час.
Занятие 9. Цели: диагностика осознания пройденного материала коррекционно-развивающей работы. Упражнение «Дописать предложения». - 1 час.
Циклоидный тип акцентуации характера.
Занятие 1. Цели: осознание индивидуальных качеств характера и конституции организма. Упражнения «Какой я», «Образ идеального «я»». - 1 час.
Занятие 2. Цели: формирование и развитие навыков снижения эмоционального напряжения. Упражнения «Словарь эмоций», «Детские обиды», «Копилка обид». - 1 час.
Занятие 3. Цели: оживление приятных воспоминаний. Упражнения «Копилка радостей», «Абсолютное здоровье». - 1 час.
Занятие 4. Цели: научение способу отслеживания и контроля мыслительного процесса. Упражнение «Поток сознания». - 1 час.
Занятие 5. Цели: развитие волевого компонента. Упражнение «Наказание и подкрепление альтернативного поведения». - 1 час.
Занятие 6. Цель: сглаживание психотравмирующего качества или состояния. Упражнение «Невосприимчивость». - 1 час.
Занятие 7. Цели: развитие позитивного мироощущения; научение вырабатывать привычку мыслить позитивными категориями. Упражнения «Обучить подростка составлению позитивных мыслеформ», «Вселенная - это Я». - 1 час.
Занятие 8. Цель: диагностика пройденного этапа работы. Упражнение «Встреча через несколько лет». - 1 час.
Тематическое планирование
-
№
Тема
Количество часов
Истероидный тип личности
1
Кто я?
1
2
Анализ.
1
3
Познание воли.
1
4
Диалог.
1
5
Роль.
1
6
Чувства.
1
7
Дерево цели.
1
8
Встреча через пять лет.
1
-
№
Тема
Количество часов
Шизоидный тип личности
1
Ситуации.
1
2
Конкретные виды деятельности.
1
3
Чувства.
1
4
Равновесие.
1
5
Роль.
1
6
Самосознание.
1
7
Чувство юмора.
1
8
Монолог одного актера.
1
-
№
Тема
Количество часов
Эпилептоидный тип личности
1
Взаимосвязь.
1
2
Анализ.
1
3
Уничтожение и развитие.
1
4
Исследование.
1
5
Концентрация.
1
6
Развитие воли.
1
7
Самодиагностика.
1
-
№
Тема
Количество часов
Гипертимный тип личности
1
Анализ.
1
2
Важность отношений.
1
3
Дистанция.
1
4
Проигрывание ситуаций.
1
5
Тело и эмоции.
1
6
Ответственность.
1
7
Развитие воли.
1
8
Жизненная цель.
1
9
Сочинение.
1
-
№
Тема
Количество часов
Неустойчивый тип личности
1
Анализ.
1
2
Навыки рефлексии.
1
3
Эмоции.
1
4
Взаимоотношения.
1
5
Управление своими мыслями.
1
6
Концентрация.
1
7
Дерево цели.
1
8
Медитация.
1
8
Моя жизнь.
1
-
№
Тема
Количество часов
Циклоидный тип личности
1
Какой я?
1
2
Как снять эмоциональное напряжения.
1
3
Копилка.
1
4
Поток сознания.
1
5
Развитие воли.
1
6
Невосприимчивость.
1
7
Позитив.
1
8
Встреча через несколько лет.
1
Календарно-тематическое планирование
-
Дата
№
Тема
Количество часов
Истероидный тип личности
1
Кто я?
1
2
Анализ.
1
3
Познание воли.
1
4
Диалог.
1
5
Роль.
1
6
Чувства.
1
7
Дерево цели.
1
8
Встреча через пять лет.
1
-
Дата
№
Тема
Количество часов
Шизоидный тип личности
1
Ситуации.
1
2
Конкретные виды деятельности.
1
3
Чувства.
1
4
Равновесие.
1
5
Роль.
1
6
Самосознание.
1
7
Чувство юмора.
1
8
Монолог одного актера.
1
-
Дата
№
Тема
Количество часов
Эпилептоидный тип личности
1
Взаимосвязь.
1
2
Анализ.
1
3
Уничтожение и развитие.
1
4
Исследование.
1
5
Концентрация.
1
6
Развитие воли.
1
7
Самодиагностика.
1
-
Дата
№
Тема
Количество часов
Гипертимный тип личности
1
Анализ.
1
2
Важность отношений.
1
3
Дистанция.
1
4
Проигрывание ситуаций.
1
5
Тело и эмоции.
1
6
Ответственность.
1
7
Развитие воли.
1
8
Жизненная цель.
1
9
Сочинение.
1
-
Дата
№
Тема
Количество часов
Неустойчивый тип личности
1
Анализ.
1
2
Навыки рефлексии.
1
3
Эмоции.
1
4
Взаимоотношения.
1
5
Управление своими мыслями.
1
6
Концентрация.
1
7
Дерево цели.
1
8
Медитация.
1
8
Моя жизнь.
1
-
Дата
№
Тема
Количество часов
Циклоидный тип личности
1
Какой я?
1
2
Как снять эмоциональное напряжения.
1
3
Копилка.
1
4
Поток сознания.
1
5
Развитие воли.
1
6
Невосприимчивость.
1
7
Позитив.
1
8
Встреча через несколько лет.
1
Литература
1.Алмазов Б.Н. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
2.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Львов, 1983.
3.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. Москва, 1999.
4.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Львов, 1991.
5.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Москва, 2001.
6.Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург, 2003.
7.Тарасова Н.Н. Психологическое сопровождение подростков//Журнал практического психолога. 2004. №4.
8.Федосенко Е.В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Санкт-Петербург: Речь, 2006.
9.Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2009.
10.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.