- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое тренинговое занятие Радость человеческого общения
Психологическое тренинговое занятие Радость человеческого общения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова С.Ю. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект психологического тренингового занятия
«Радость человеческого общения»
Цель: формирование коммуникативной культуры
образовательная : знакомство с качествами, которые положительно и отрицательно сказываются на общении между людьми, с понятием конфликт, со способами решения конфликтов
воспитательная: воспитание культуры речи и культуры поведения в групповой работе
развивающая: развитие у детей навыков общения в группе и в парах, развитие творческого воображения, активности, самостоятельности, интереса к самопознанию
Задачи:
- развивать умение структурировать знания (общеуч.)
- научить осуществлять поиск, анализ и выделение необходимой информации (общеуч.)
- формировать интерес к самопознанию (личн.)
- применять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (личн.)
- научить осуществлять выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов (логич.)
- развивать умение осуществлять действие по заданному правилу (регулят.)
- развивать умение контролировать свою деятельность по результату (регулят.)
- формировать умение слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог (коммуник.)
Тип занятия: решение практических, проектных задач
Технологии: диалогового взаимодействия, арт-терапевтическая, проблемного обучения, интерактивная.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, магниты, листы в клетку по количеству человек в классе, цветные карандаши, 2 ватмана (разрезанные на 4 части).
Структура занятия:
-
Орг. момент - 2 минуты
-
Вступление - 2 минут
-
Разминка - 5 минут
-
Представление работ, обобщение - 5 минут
-
Основная часть - 12 минут
-
Практическая часть - 13 минут
-
Рефлексия - 5 минут
-
Ритуал прощания - 1 минута
Пред началом занятия на парты детям раскладываются цветные карандаши, листок бумаги.
1.Организационный момент.
Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, сокращение эмоциональной дистанции между участниками.
Приветствие педагога-психолога с детьми. Психолог предлагает познакомиться друг с другом. Ритуал знакомства происходит следующим образом: дети по цепочке передают друг другу мяч, называя при этом свое имя и любимое занятие. Упражнение начинается с педагога-психолога.
2. Вступление.
Цель: включить в работу участников.
Обозначение темы занятия.
«А вот так говорили про общение известные философы и мыслители».
Педагог-психолог показывает слайды презентации с высказываниями.
3. Разминка.
Цель: актуализации знаний и представлений о правилах общения.
«Общения - важная и неотъемлимая часть человеческой жизни. Человек, умеющий правильно и тактично подбирать слова становится приятным собеседником и ему всегда рады. А что в вашем понимании значит «быть приятным в общении человеком», какими качествами должен обладать такой человек? Сейчас я предлагаю вам ответить на этот вопрос в группах с помощью рисунка».
Далее педагог-психолог проходит по рядам и обозначает команды (группы выбираются по 4 человека - две рядом стоящие парты).
Дальше идет работа в группах.
4. Представление работ, обобщение.
Цель: обмен опытом.
Каждая команда за 1 минуту должна представить свою работу. Представление работ сопровождается вопросами педагога-психолога: Какими качествами обладает этот челок? Почему он приятен в общении? А какие качества мешают человеку стать приятным в общении?
По окончанию представления работ педагог-психолог выводит на проекторе слайд с качествами, помогающими в общении и мешающими ему.
5. Основная часть.
Цель: предоставление теоретических знаний по теме.
«У всех людей есть разный набор качеств: одни приближают нас друг к другу, другие - отдаляют. Именно поэтому часто общение людей не бывает безоблачным. И наступают моменты непонимания, ссор и конфликтов.
Поднимите руки те, кому приходилось в своей жизни сталкиваться или решать конфликты. Спасибо. Мы видим, что почти каждый сталкивался с конфликтами. А как вы понимаете конфликт? Назовите ассоциацию с этим словом».
Дети по цепочке передают мяч и называют свою ассоциацию.
Педагог-психолог обобщает ассоциации детей, называя наиболее часто встретившиеся.
«Посмотрите на слайд. Сейчас я познакомлю вас с тем, какие дают определения конфликтов психологи и конфликтологи».
«Как говорила Марина Цветаева - в диалоге с жизнью важен не вопрос, а наш ответ. Так и в конфликте - важно не его наличие, а как мы с ним поступаем, как его решаем. Рассмотрим какие способы решения конфликтов существуют. Сейчас я включу вам видеоролик, а вы на своих листочках запишите какими способами выходят из конфликта герои».
Идет просмотр. Педагог-психолог останавливает видео в нужные моменты и просит записать, что это за способ решения конфликта.
«Хорошо. Что ж сейчас мы познакомимся с научными способами решения конфликтов и проверим себя! (способы решения конфликта выводятся на слайде)
Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Теперь давайте вернемся к просмотренному ролику. Какие способы решения конфликтов нам там встретились?
Хорошо. Молодцы.
6.Практическая часть.
Цель: формирование осознанного отношения к своим способам решения конфликтов.
«Сейчас я предлагаю вам узнать: а какими же способами в решении конфликтов чаще всего пользуетесь вы?»
Предлагается тест Томаса на определение типов поведения в конфликте (Приложение 1).
7.Рефлексия.
Цель: обобщение, подведение итогов, получение обратной связи.
Обладаете ли вы качествами
Конфликты как обратная сторона общения. Хорошо это или плохо?
Какие способы решения конфликтов, по-вашему, наиболее приемлемы? Почему?
Какими способами вы будете пользоваться в жизни?
Спасибо!
«Напишите, пожалуйста, в облачке, которое у каждого на парте свое мнение об уроке: что понравилось и запомнилось, а что было не совсем понятно».
8.Ритуал прощания.
«Ребята, сегодня мы с вами погрузились в тему общения. Рассмотрели те, качества, которые помогают нам быть приятным в общении человеком и мешают. Но и без конфликтов, конечно, прожить жизнь нельзя. Но можно научиться из них выходить с пользой для себя.
Я хочу поблагодарить вас за это занятие. Вы все хорошо работали. Спасибо!
А теперь давайте встанем из-за парт и похлопаем друг другу!
До свидания!»
Литература:
-
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005.
-
Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. М:Гардарики, 2000.
-
18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. Под редакцией В.А.Чикер. СПб.: Речь, 2011.
-
Интернет-источники (высказывания, ролик)
Приложение 1
Тест Томаса - типы поведения в конфликте
Текст опросника
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В, Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.