• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Рекомендации «Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Рекомендации «Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Составитель Токарева А.А.,

зав. отделом ГБУ ВО «ЦПППиРД»

В настоящее время - проблема жестокости и насилия в детстве в связи с ее большой социальной значимостью во всем мире признана одной из наиболее приоритетных, что закреплено в Международной конвенции о правах ребенка.

Жестокое обращение крайне негативно влияет на эмоциональное благополучие ребенка и ведет к психогенному развитию личности. Так называемый синдром «избиваемого ребенка» проявляется в многочисленных патологических симптомах, эмоциональных и поведенческих нарушениях - тревога и страх потери, агрессивность, склонность к саморазрушающему поведению, криминализация с включением в делинквентные группы.

Психологические травмы, с которыми сталкиваются дети, связаны с различными видами жестокого обращения: физическим, психологическим, сексуальным насилием, пренебрежением нуждами.

К этой категории психологических травм относятся и ситуации, когда ребенок становится свидетелем домашнего насилия (например, нападения одного из родителей на другого), физического наказания брата или сестры. Серьезным психотравмирующим событием в жизни ребенка может стать конфликтный развод родителей, включающий в себя, например, запрет на общение с другим родителем, похищение ребенка родителями друг у друга, изъятие из семьи, потеря близких, попадание в ситуацию, несущую угрозу жизни, как своей, так и близких (пожары, нападения, природные и техногенные катастрофы, автомобильные аварии, межнациональные конфликты и т.д.).

Реакции детей и последствия травмирующих событий обусловлены не только тяжестью того, с чем им пришлось столкнуться, но и семейной ситуацией, условиями жизни и психологическими особенностями самого ребенка. Необходимо изучать не только последствия интенсивных травмирующих ситуаций (например, изнасилование или избиение на глазах у ребенка одного из родителей другим), но и последствия, обусловленные неблагополучными условиями жизни.

Общими характеристиками психологических особенностей детей, пострадавших от жестокого обращения является:

  1. Потеря доверия к миру (потеря чувства, что мир - безопасное и справедливое место);

  2. Потеря доверия к взрослым, что приводит к трудностям формирования отношений;

  3. Выраженное внутреннее напряжение;

  4. Легко возникающий страх повторения психотравмирующей ситуации;

  5. Растерянность;

  6. Большое количество негативных эмоций;

  7. Потеря позитивной перспективы будущего.

Это приводит к нарушениям адаптации ребенка в семье, школе, трудностям взаимоотношений со сверстниками, дезадаптивному поведению, компенсирующему тяжелые эмоциональные переживания.

Признаки, указывающие на психологическое насилие:

эмоциональные нарушения: страх, тревога, подавленность, поведение может быть чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным (оппозиционным по отношению к родителям и взрослым вообще), агрессивное, либо робкое поведение.

Характерные симптомы эмоционального неблагополучия: беспричинный подъем температуры, боли в животе, головные боли, ПТСР.

(необходимо помнить, что в уязвимом положении находятся дети из неблагополучных семей, с одной стороны они вызывают на себя большое количество негативных реакций, т.к. плохо выглядят, неухожены, не умеют себя вести, а с другой стороны они не имеют поддержки в семье).

Признаки, указывающие на физическое насилие: повышенная тревожность, подавленность и страх, легкое возникновение агрессивных реакций, стабильное агрессивное поведение по отношению к другим детям, выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство.

Пролонгированные последствия физического насилия выражаются в задержке психофизического развития, в появлении неврозоподобной симптоматики: расстройство сна, аппетита, повышенной тревожности, энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи. У подростков - протестные реакции, уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, суицидальное поведение.

Психологической особенностью детей, подвергшихся физическому насилию, является нарушение чувства физической неприкосновенности.

В рисунках мир представляется угрожающим, видны проявления страха, тревоги, часто выделяются признаки физической силы (кулаки, мускулы и т.д.)

Признаки, указывающие на сексуальное насилие:

тревога, интернализация (избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития, чрезмерный контроль ребенка за окружением, экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение), неадекватное сексуальное поведение.

Симптоматика: страх, невротические расстройства, агрессия, ночные кошмары, ПТСР.

Психологической особенностью детей, подвергшихся сексуальному насилию, является: страх, выраженная тревожность, подавленность, гнев, отвращение, чувство вины (особенно усугубляется, если дети получали от действий насильника удовольствие или подарки, аутоагрессия, самоуничижение (нередко сохраняются долгие годы), перенос эмоционального отношения к насильнику: страх, отвращение, ожидание угрозы, на других людей.

Последствия сексуального насилия:

Низкая самооценка, нарушение общения, страх сексуальных отношений, неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет (беспорядочные половые связи), по-видимому, такое поведение является попыткой отреагировать психологическую травму, неосознанным стремлением к девальвации сексуальных отношений вообще), нарушение полоролевой идентификации (сексуальные отношения с мужчинами кажутся грубыми, отвратительными).

Психологические травмы, возникающие в процессе жестокого обращения с детьми, оказывают влияние на все сферы жизни: (для специалистов эти нарушения являются индикаторами ЖО)

- в физическом плане - задержка развития, соматические заболевания, энурез, энкопрез

- в когнитивном - снижение продуктивности, нарушение памяти, трудности сосредоточения внимания, неправильные представления о травме, себе и окружающих

- в эмоциональном - переживание большого количества негативных эмоций, таких как страх, стыд, вина, гнев и др., которые могут быть как постоянными, так и возникать время от времени

- в поведенческом - нарушение социальных норм, агрессия или выраженная неуверенность, уходы из дома, прогулы школы, самоповреждающее поведение, употребление ПАВ и др.

Прежде, чем приступать к диагностическим процедурам, специалисту необходимо помнить о том, что процесс формирования отношений с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения, имеет определенную динамику:

  1. Основные усилия должны быть направлены на формирование у ребенка чувства безопасности во взаимодействии (проявление позитивного отношения, внимание к его переживаниям потребностям, снижение тревожности за счет того, что специалист объясняет весь процесс взаимодействия. Работа должна быть регулярной и постоянной (в противовес картины мира ребенка с непостоянствами, нестабильностью, ненадежностью)

  2. После установления доверительных отношений ребенок может начать проверять их, проявляя гнев, агрессию, другие негативные реакции и ожидая отрицательного отношения к себе. Важно дать понять ребенку, что как бы он не поступал, его не отвергнут, но и не допустят насильственных действий. Обсуждение таких моментов позволяет сформировать более позитивные ожидания и достичь изменений в общении ребенка с окружающими.

  3. После проведения диагностических процедур ребенок может воспринять прекращение работы как подтверждение того, что его рано или поздно бросят. Психологу необходимо убедить ребенка в том, что это только завершение очередного этапа работы и того, что он достиг каких-либо успехов, а не тем, что он как-то неправильно ведет себя.

  4. Специалисту необходимо помнить то, что дети могут не иметь достаточного запаса слов для выражения своих переживаний, поэтому необходимо помочь ребенку обучиться распознаванию эмоций. Психолог может сам называть их.

Для выявления личностных особенностей, эмоциональных нарушений детей и подростков, пострадавших от жестокого обращения, нами было обследовано 54 ребенка в возрасте от 6 лет до 17 лет. В результате использования тестов, анкет, опросников, мы сформировали диагностический блок, позволяющий отследить эмоциональное состояние ребенка, увидеть его слабые стороны и раскрыть ресурсы, на которые специалист может опираться в своей работе по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.

Для изучения психологических характеристик нами используется набор диагностического материала:

- тест «Нарисуй историю», с целью оценки особенностей защитно-приспособительных реакций у жертв насилия, механизмов копинга и защиты, динамической оценки изменений в состоянии детей, достигнутых в результате проведенной с ним коррекционной работы, в том числе для подтверждения терапевтической эффективности вмешательства;

- кинетический рисунок семьи для изучения межличностных отношений в семье и выявления психологических проблем ребенка;

- исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан - для детей 8-10 лет;

- тест "Семейная социограмма", для выявления положения субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определения характера коммуникаций в семье - прямого или опосредованного;

- проективную методику «Цветная автобиография»:

1.Выбери карандаш и напиши свою фамилию.

Как ты думаешь, какой цвет подходит для твоей фамилии?

2.Выбери карандаш и напиши свое имя

Как ты думаешь, какой цвет подходит для твоего имени?

3.Выбери карандаш и напиши свой возраст

Как ты думаешь, какой цвет подходит для твоего возраста?

4.Твой любимый цвет - нарисуй любую фигуру

5.Здесь нарисовано солнышко, расположи на его лучиках имена близких тебе людей, тех, кого ты любишь

Рекомендации «Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

6. Это - волшебный цветик - семицветик, остался один лепесток, раскрась его и подумай, какое самое заветное желание ты загадал бы?

Рекомендации «Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

7. На линейках, которые расположены в сердечке, напиши те слова, которые тебе приятно слышать

Рекомендации «Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

8.Нарисуй свое любимое место дома

9.Видишь, какой грустный Чебурашка, ему не нравятся грубые, плохие слова, а какие слова тебе неприятно слышать, напиши их

Рекомендации «Психологическая диагностика эмоциональных нарушений детей, получивших психические травмы в результате жестокого обращения с ними»

Также в своей работе с детьми младшего школьного возраста мы используем интервью с применением рисунков и 10-модульное интервью для подростков, предложенное И.А. Алексеевой, И.Г. Новосельским.





© 2010-2022