Аналитический отчет по адаптации пятиклассников

Аналитический отчет по результатам адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено. В отчете указаны методики, использованные при диагностике, представлены результаты как в текстовой, так и в табличной форме и диаграммах. Все результаты структуированы по разделам: личностные (мотивация, тревожность, социометрия, оценка психологочиского климата классного коллектива), отношение к учебным предметам, познавательные. Проанализированы причины дезадаптации учащихся, даны подробные рекомендации кл...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитический отчет

по результатам психолого-педагогической диагностики

в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»

Настоящее обследование проводилось по плану психолого-педагогического сопровождения ФГОС в пятых классах.

В 2012-13 учебном году в 5-ых классах МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба» обучается 46 человек. Из них

В 5А классе 3 ребенка - ДД, 1 - соц.приют.

В 5 Б классе 6 детей из ДД

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;

2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;

3. изучалась документация;

4.проводились консультации учителей-предметников, обучающих пятиклассников;

5. проводились консультации классных руководителей пятиклассников.

Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся:

  1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;

  2. Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);

  3. «Социометрия» (Я. Морено);

  4. «Уровень тревожности» (по Кондашу);

  5. модифицированная анкета Лусканова Н. Г.: «Черты идеального учителя»; «Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе»;

  6. Методика определения уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова;

Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.

I. Анализ изучения личностных результатов

1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты:

Аналитический отчет по адаптации пятиклассниковАналитический отчет по адаптации пятиклассников

Оценка мотивации учения 5 А класса:

  1. 74 % - 17 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.

  2. 17% - 4 учащихся, нормальный уровень мотивации.

  3. Учитывая, что у 100% вид мотива - позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.

  4. 17% - 4 учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:

  5. 30% - 7 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):

  6. 57% - 13 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.

Оценка мотивации учения 5 Б класса:

  1. 54 % - 13 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.

  2. 12% - 3 учащихся, нормальный уровень мотивации.

  3. Учитывая, что у 100% вид мотива - позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.

  4. 8% - 2 учащихся имеют учебную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика освоить новые способы получения знаний, интерес к самим знаниям и процессу учения.

  5. 54% - 13 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (социальная мотивация благополучия).

  6. 12% - 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.

2. Изучение уровня тревожности показало следующие результаты:

Аналитический отчет по адаптации пятиклассниковАналитический отчет по адаптации пятиклассников

Аналитический отчет по адаптации пятиклассниковАналитический отчет по адаптации пятиклассников

Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:

«Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.

«Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.

«Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького.

5 А класс:

1. 48% - 11 учащихся адаптировались успешно.

2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА).

3. Дезадаптация 4 человека - 17%.

5 Б класс:

1. 54% - 13 учащихся адаптировались успешно.

2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА).

3. Дезадаптация человека - 5 уч-ся- 22%.

Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.

3. Оценка психологического климата в классе ( по методике Симора):

5 А

5 Б

5 А

5 Б

5 А

5 Б

5 А

5 Б

5 А

5 Б

5 А

5 Б

Параметры

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

1

Психологический климат в классе

2-9%

10-42%

11-48%

6-25%

3- 13%

1-4%

3-13%

3-12%

2-9%

2

Нравятся ли вам люди, с которыми вы учитесь

3-13%

6-25%

10- 44%

10-42%

3 - 13%

1-4%

3 - 13%

2-8%

2 - 9%

1-4%

3

Желание перейти в другой класс

4 - 18%

12-50%

7 - 30%

4-16%

3-13%

1-4%

5-22%

3-12%

2-9%

4

Отношение классного руководителя

8-35%

12-50%

11-48%

7-29%

1-4%

-

1-4%

1-4%

0

-

5

Форма обращения учителя

10-45%

13-54%

6 - 26%

6-25%

5-22%

-

0

-

0

1-4%

6

Дружный и сплоченный коллектив

0

1-4%

5-22%

9-38%

0

-

10-44%

7-58%

4-18%

2-8%

2-9%

1-4%

7

Характер помощи в классе

2-9%

5-20%

4-18%

2-8%

6-26%

8-33%

8-35%

-

0

2-8%

0

3-12%

Оценка психологического климата в классе:

5 А класс:

Оценка психологического климата в классе:

9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»

«Всегда с хорошим»: 2 уч-ся (9%)

«Чаще с хорошим»: 11 уч-ся(48%)

«С равнодушием»: 3 уч-ся (13%)

«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (13%)

«Всегда с плохим»: 2 уч-ся (9%)

«Отношение классного руководителя»

19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.

1 уч-ся считает, что классный руководитель безразличен

1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен»

«Бывает ли желание перейти в другой класс?»

«Никогда не бывает»: 4 уч-ся (17%)

«Редко бывает»: 7 уч-ся (30%)

«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)

«Часто бывает»: 1 уч-ся (4%)

«Форма обращения учителя»

«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10 уч-ся (44%)

«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (34%)

«Безразлично»: 5 уч-ся (22%)

5 учащихся считает коллектив дружным.

10 учащихся - 44% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.

4 учащихся - 17% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры.

2 учащихся - 9% - считают, что класс очень недружный, трудно в таком учиться.

Оценка характера помощи в классе:

2 учащихся - 9% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.

4 учащихся - 17% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям

6 учащихся - 26% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.

8 учащихся - 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя.

5 Б класс:

Оценка психологического климата в классе:

15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»

«Всегда с хорошим»: 10 уч-ся (42%).

«Чаще с хорошим»: 6 уч-ся(25%):

«С равнодушием»: 1 уч-ся (4%)

«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (12%)

«Всегда с плохим»: 0.

«Отношение классного руководителя»

19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.

1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен».

«Бывает ли желание перейти в другой класс?»

«Никогда не бывает»: 12 уч-ся (50%)

«Редко бывает»: 4 уч-ся (16%)

«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)

«Часто бывает»: 3 уч-ся (12%)

«Форма обращения учителя»

«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 13 уч-ся (54%)

«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (24%)

«В грубой форме, унижающей достоинство»: 1 уч-ся (4%)

10 учащихся считает коллектив дружным.

7 учащихся - 29% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.

2 учащихся - 8% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры

1 учащийся - 4% - считает, что класс очень недружный, трудно в таком учиться

Оценка характера помощи в классе:

5 учащихся - 21% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.

2 учащихся - 8% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям

8 учащихся - 33% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик:

8 учащихся - 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя

«В классе не принято помогать друг другу» - 2 уч-ся - 8%

«В классе отказываются помогать друг другу» - 3 - 12%

5 А класс: 16 баллов - средний уровень групповой сплоченности.

5 Б класс: 18 баллов - высокий уровень групповой сплоченности.

Чувства в школе (по Н. Г. Лускановой)

Я испытываю в школе

5 А

5 Б

Спокойствие

10 - 44%

15- 65%

Усталость

15 -65%

15- 65%

Скуку

11 - 48%

4 - 17%

Радость

7- 30%

12 - 52%

Уверенность в себе

7- 30%

10 - 43%

Беспокойство

7- 30%

6 - 25%

Неудовлетворенность собой

7- 30%

3 - 13%

Раздражение

6 - 25%

4 - 8%

Сомнение

7- 30%

8 - 35%

Обиду

5 - 22%

1 - 4%

Чувство унижения

7- 30%

2 - 8%

Страх

2 - 8%

2 - 8%

Тревогу за будущее

5 - 22%

9 - 39%

Благодарность

2 - 8%

13 - 56%

Симпатию к учителям

3 - 13%

11 - 48%

Желание приходить сюда

6 -25%

15 - 65%




4. Черты идеального учителя (по Н. Г. Лускановой):


Черты учителя

Мне нравится

5 А

5 Б

1. Хорошо знает предмет.

18- 78%

19 - 83%

2. Строгий, дает прочные знания.

6 - 25%

6 - 25%

3. Хорошо ко мне относится.

17 - 74%

16 - 69%

4. Дает задания, с которыми я могу справиться.

14 - 61%

15 - 65%

5. Общается с нами после уроков.

9 - 39%

13 - 56%

6. Не требует многого.

11 - 48%

8 - 32%

7. Интересно на уроках.

19 - 83%

17 - 73%

8. Дает работать самостоятельно, делать что-то новое

10 - 44%

10 - 44%

9. Выделяет меня из класса

2 - 8%

2 - 8%

10. Приглашает в гости, разговаривает как с близким.

2 - 8%

6 - 25%



















5Аналитический отчет по адаптации пятиклассников. Отношение к учебным предметам

Аналитический отчет по адаптации пятиклассников

Аналитический отчет по адаптации пятиклассников


















6. Оценка познавательных УУД

Аналитический отчет по адаптации пятиклассников

5 Б

5 А



В 5 А классе впервые диагностировано 7 уч-ся со следующими результатами:

1 уровень(низкий) - 4 человека:

2 уровень( ниже среднего) - 1 человек:

3 уровень (средний) - 1 человек:

При вторичной диагностике выявилась следующая тенденция: снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся.

У 12 уч-ся (52%) произошло снижение интеллектуальных показателей.

Таким образом, на данный момент учащиеся 5 А класса характеризуются, в основном, 3 и 2 уровнем развития интеллектуальных операций - всего 14 (61%) учащихся.

5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.

В 5 Б классе по данной методике 1 уч-ся сохранил показатели на высоком уровне.

У 9 уч-ся (36%) произошло снижение интеллектуальных показателей.

У 3 уч-ся (12%) произошел рост интеллектуальных показателей с 1 до 2 уровня.

Таким образом, на данный момент учащиеся 5 Б класса характеризуются, в основном,

2 и 1 уровнем развития интеллектуальных операций - всего 11(48%) учащихся.

5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.

Это свидетельствует о низкой общей осведомленности учащихся, узком кругозоре; несформированности логических действий, низком уровне способности к абстрагированию и обобщению.

Снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся связано со значительным усложнением интеллектуальной деятельности на фоне различных требований со стороны учителей-предметников, а также неумением самостоятельно организовать свои учебные занятия

Резюме:

Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, ведущие к дезадаптации учащихся, а именно:

  1. Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение

  2. Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником

  3. Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности

  4. Несформированность учебной мотивации

  5. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности

  6. Отсутствие мотивации достижения успеха

  7. Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения

  8. Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность)

  9. Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность)

  10. Интеллектуальная недостаточность

5 А класс: 16 баллов - средний уровень групповой сплоченности.

1. 48% - 11 учащихся адаптировались успешно

2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА)

3. Дезадаптация 4 человека - 17%

Оценка психологического климата в классе:

9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат класса.

12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

5 Б класс: 18 баллов - высокий уровень групповой сплоченности.

1. 54% - 13 учащихся адаптировались успешно

2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» (зона ВДА)

3. Дезадаптация - 5 уч-ся- 22%

Оценка психологического климата в классе:

15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат класса.

5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

Рекомендации:

  1. В связи с недостаточно благоприятным психологическим климатом в классах и высокой межличностной тревожностью необходимо включить в расписание психологические часы для проведения занятий, направленных на сплочение и развитие коллектива.

  2. Провести занятия, обучающие приемам снятия психо-эмоционального напряжения, а также приемам рациональной организации учения.

  3. Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности, необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного взаимодействия.

  4. С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную беседу.

  5. Провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.

  6. Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста».

  7. Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.

  8. Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.

  9. Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.

  10. Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.

  11. Рекомендовать учащимся, родителям, учителям-предметникам консультации педагога-психолога по возникающим проблемам.


Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»:____________ Иванова Е. М.

11


© 2010-2022