Элективный курс Мой Выборю Профессиональное самоопределение личности (9 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»

Утверждена

методическим советом МБОУ «СОШ № 25»

Протокол № 1

«05» 09 2012 г.

Председатель МС________

Новикова Г.А.

Утверждена

Городским экспертным советом

Протокол № ___

от «___»_______________20___ г.

Председатель ГЭС

_______________Н.А. Щербакова

«Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности»

авторская педагогическая разработка

(адаптационная программа)

для 9-10 ых классов

количество часов - 34



Автор:

Плетнева Л.Г., педагог - психолог,

первая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ № 25»

Рецензент:

Серебрякова Н.В., педагог - психолог, высшая квалификационная категория,

МБОУ «Гимназия» города Тулуна



Тулун, 2013 год


ПАСПОРТ

на авторскую педагогическую разработку

«Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности.»

( адаптационная)

I раздел (заполняется автором разработки)

а) Плетнева Лариса Геннадьевна, педагог - психолог МБОУ «СОШ № 25», город Тулун, микрорайон Угольщиков, 43__________________________________

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б) психология _____________________________________________________________

предмет, предметная область

в) для девятых, десятых классов___________________________________________

для каких классов (групп) предназначена разработка

г) 2011 - 2013 уч. год__________________________________________________________

с какого времени разработка используется

д) Элективный курс оказывает школьникам психолого - педагогическую поддержку осмысленного выбора дальнейшего профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего профессионального образования, расширяет и систематизирует знания учащихся в области выбора профессии и планирования карьеры, формирует у учащихся готовность к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, направленному на адаптацию человека в современном мире профессий._____________________________________________________

__________________________________________________________________

авторская оценка разработки

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

а) Данная программа рекомендована к реализации_____________________

оценка разработки

б) учебная___________________________________

форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция,

методические рекомендации)

в) учебная деятельность_____________________________

где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая,

внеклассная работа и т.п.

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских педагогических разработках) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Пояснительная записка



Программа составлена на основе элективного курса профориентационой направленности «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности», автор О.Г.Кондратьева, 2005г. В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».

Курс позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии

Актуальность.

Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии В условиях резких изменений структур рынка труда и ростом безработицы, существенно повышается социально - психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация населения. Это приводит к возрастанию нервно - психического напряжения, неумению сформировать свой профессиональный план, невостребованности на рынке труда у значительной части населения. Особенно это касается учащихся.

Наименее конкурентными на рынке труда и учебных вакансий оказываются выпускники школ, не имеющие, чаше всего, навыков профориентирования. Социально - психологические исследования последних лет показали, что 57,8% выпускников не имеют собственных профессиональных предпочтений и, к моменту окончания школы, не сориентированны на выбор будущей профессии.

Практика же показывает, что большая часть молодежи плохо ориентирована и в современном рынке труда, и в своих профессиональных предпочтениях и возможностях. Выпускники школ имеют более чем скромные представления о мире профессий, о рынке труда своего региона, его потребностях и перспективах.

Новизна курса.

От обоснованного выбора профессии, качественного уровня профессионального информирования, развития навыков конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в итоге - удовлетворенность человека своей жизнью.Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным. Необходимость специальной подготовки учащихся к выбору будущей профессии, к поведению на свободном рынке труда очевидна.

Поэтому необходимо возрастает роль профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся.

Методологические положения. Углубить знания обучающихся в области профессионального самоопределения. Повысить уровень компетенции и мотивации к выбору профессии, что расширяет возможности успешной профессиональной деятельности на мировом рынке. Курс предлагает выполнение тестов, практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях

Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в их профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего профессионального образования.

Задачи курса:

  • развивать у школьников отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • расширять и углублять знания учащихся о самих себе, своих возможностях и способностях;

  • обеспечить овладение способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.

Курс учит раскрывать психологические особенности своей личности, выявить свои способности и профессиональные интересы, ориентироваться в типах и подтипах профессий, составлять свой профессиональный план, проектировать свою профессиональную карьеру.

Изучение курса рассчитано на 34 учебных часа. Каждая тема состоит из теоретических и практических занятий.

Тематическое планирование курса



n/n

Содержание курса

Количество часов

1

Введение. Профессиональное самоопределение.

1

2

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2

3

Мир профессий и мое место в нем.

2

4

Знакомство с ССУЗами города

3

5

Секреты выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.

2

6

Мотивы, потребности ,склонности и интересы.

Их роль в выборе профессии.

2

7

Возможности личности в профессиональной деятельности

6

8

Тренинг способностей учащихся.

Развитие памяти, внимание, оригинальности мышления ,фантазии.

3

9

Социальные потребности труда

2

10

Достижение жизненных целей и самовоспитание

2

11

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.

2

12

Моя профессиональная карьера.

3

13

Экскурсии в ССУЗы и на предприятия города

2

14

Пожелай мне доброго пути.

1

ИТОГО

34

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся должны знать понятия психологические особенности личности , самоопределение, классификация, типы и подтипы профессий, профессиограмма, профессиональные интересы и склонности, типичные ошибки при выборе профессии, самооценка, профпригодность.



Методы и приемы обучения



Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Формы контроля



При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы

(мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.





Критерии оценок



Сообщения в устной и письменной речи должны соответствовать заданной тематике, быть логично построенными и содержать аргументированные высказывания и личную точку зрения.

Методический аппарат программы:



  1. Александрова Э.М. Программа сопровождения подростков в школе.-М.,2000

  2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.-М.:ВАКО,2004

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? -М.,1990

  4. Психология популярных профессий/ Под редакцией Л.А.Головей.-СПб.:Речь ,2003

  5. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха./ С.Н.Чистякова. - М.,2003

  6. azps/ru





РЕЦЕНЗИЯ

на программу элективного курса предпрофильной подготовки по выбору профессии для учащихся 9-10 ых классов: «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности» разработанную , педагогом - психологом МБОУ СОШ № 25 г. Тулуна

Плетневой Ларисой Геннадьевной.

Представленная к рецензированию программа содержит:

  • Пояснительную записку с описанием актуальности, целей, задач и особенностей курса;

  • Описание ожидаемых результатов обучения;

  • Тематическое планирование с распределением учебных часов;

  • Ожидаемый результат;

  • Методы и приёмы обучения;

  • Формы контроля, виды практической деятельности учащихся.

Предлагаемый элективный курс, несомненно, актуален. Он помогает учащимся раскрыть психологические особенности своей личности, подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии, расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей; обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях, обучить планированию профессиональной карьеры.

Предложенные для работы тесты, упражнения доступны для выполнения обучающимися 9-10ых классов. Курс рассчитан на 34 часа.

Содержание программы соответствует целям и задачам предпрофильной подготовки учащихся.

Программа курса «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности» может быть рекомендована к реализации.

Рецензент: Педагог - психолог гимназии

высшей квалификационной категории,

Серебрякова Н.В.

Приложение


Конспекты занятий


Занятие1.

Тема: Введение в курс «Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности»

Цель: познакомить учащихся с целью и задачами курса , его структурно-логической схемой. Сформировать положительную мотивацию к изучению курса.

Информационная часть.

Вы вступаете в наиважнейший период своей жизни: 9классом заканчивается общее обязательное образование , и вы должны будите сделать выбор пути дальнейшей жизни, определить свою социальную ориентацию:

  • на общее образование(продолжение учебы в школе);

  • на профессиональное образование (поступление в ССУЗы);

  • на труд без специальной профессиональной подготовки.

Но профессия - это не все, что вам придется выбирать, в чем самоопределится.

Главные области самоопределения:

  • профессиональная (кем быть);

  • личностная(каким быть, с кем быть);

  • духовная (во что верить).

Профессиональное самоопределение -процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Практическая часть.

Чтобы получить общее представление о содержании и уровне самоопределения, учащимся предлагается заполнить анкету, оценив себя по пятибалльной системе по всем позициям.

Упражнение «Лестница»

1.Учащимся предлагается составить лестницу самых значимых событий в их жизни, начиная с того времени, как они начали себя осознавать.

2.Затем учащимся предлагается «подняться по лестнице»- определить главные события своей жизни в будущем.

3.После определения главных событий жизни ребята объясняют, какие качества им будут необходимы для продвижения по лестнице жизни.

Занятие 2.

Тема: Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «самопознание», «самооценка», развивать культуру самопознания, способствовать формированию адекватной самооценки.

Информационная часть

Оценивали ли вы когда-нибудь себя? Свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли ваша оценка себя с оценкой других?

Слово «самооценка» записано на доске. Ребята по цепочке дают объяснение слова. На доске записываются самые неожиданные и интересные объяснения.

Самопознание - процесс познания, заключающийся в наблюдении собственной психической жизни без использования каких либо инструментов.

Учащимся предлагается продолжить фразы записанные на доске и высказать свое мнение:

Мне необходимо познавать себя для того, чтобы…

Я не хочу познавать себя,потому- что…

На основе самопознания формируется самооценка.

Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой.

Характер самооценки существенно влияет на все стороны жизни человека. Поэтому очень важно научиться объективно оценивать себя. Самооценка важна. поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальная- высокая самооценка, уважение к себе при реалистичной оценке своих возможностей и способностей в результате сравнения себя с другими людьми. Верная самооценка дает человеку нравственное удовольствие и поддерживает его человеческое достоинство.

Практическая часть

Игра «Алфавит»

На доске написан русский алфавит. Учащимся предлагается найти слова- прилагательные на каждую букву. Главная задача- найти как можно больше слов на каждую букву и оценить себя объективно. Затем ребята должны подсчитать ,каких слов в характеристике больше - положительных или отрицательных.

Игра «Коллаж достоинств»

Учащимся предлагается сделать коллаж из собственных достоинств, отвечая себе на вопрос: «Что я умею делать лучше всего?»

Для этого нужно вырезать из старых журналов картинки и заголовки, которые могут стать иллюстрацией достоинств.

11


© 2010-2022