«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»

1. Психолого-педагогическая компетентность является необходимой составной частью профессиональной компетентности педагога и оказывает существенное влияние на эффективность его профессиональной деятельности. 2. Структурные компоненты психолого-педагогической компетентности подлежат надежному диагностированию, содержательной интерпретации и целенаправленному развитию. 3. Повышению уровня компетентности способствует также авторская модель аттестации педагога. Из чисто оценочной процедуры аттестация становится многоэтапным процессом, включающим в себя подготовку, обучение аттестуемого, прогнозирование развития, стимулирование профессионального роста.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»«Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования»Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях модернизации образования

В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. В связи с этим актуальной задачей становится повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;
- участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;
- психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренний) на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.

Есть два понятия: психологическая компетентность и психологическая грамотность.

Компетентность предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный - может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему.

Таким образом, основное отличие психологической грамотности от психологической компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный педагог знает психологию, а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. знает и реально учитывает психологию взрослых и детей. Задача развития психологической компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включать эти знания в психологическую практику школы.

В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

  • компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;

  • интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;

  • социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.

Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.

В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?

В модели профессиональной компетентности учителя в сфере модернизации образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.

Хотелось охарактеризовать пути повышения психолого-педагогической компетентности учителя:

Использование методов социального психологического тренинга профессиональной компетентности учителя с целью совершенствования профессиональной позиции учителя, развития психических процессов (педагогическое мышление, педагогическая рефлексия и другие качеств личности), совершенствования педагогических умений по развитию приемов психологической разгрузки, расширение профессиональных знаний.

Анализ конкретных педагогических ситуаций с целью совместного решения общих профессиональных задач (низкая успеваемость, конфликтные ситуации в классе, в коллективе и др.).

Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма.

Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя, приемы умственного тренинга синектики, приемы дискуссий и приемы мозгового штурма и др.)

Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.

Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику - значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста.

Профессиональные позиции, установки, педагогические умения, личностные качества как структурные элементы профессиональной компетентности могут быть предметом становления профессионализма педагога.

В заключении подведены основные итоги исследования и сформулированы основные выводы.

Определено содержание психолого-педагогической компетентности педагогов как обобщенное личностное образование, включающее адекватные ценностные ориентации, мотивы деятельности, оптимальный стиль деятельности и взаимоотношений, психологические знания, умения, необходимые для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности. Экспериментальное исследование подтвердило наличие различных уровней развития психологической компетентности педагогов гимназических классов.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Психолого-педагогическая компетентность является необходимой составной частью профессиональной компетентности педагога и оказывает существенное влияние на эффективность его профессиональной деятельности.

2. Структурные компоненты психолого-педагогической компетентности подлежат надежному диагностированию, содержательной интерпретации и целенаправленному развитию.

3. Повышению уровня компетентности способствует также авторская модель аттестации педагога. Из чисто оценочной процедуры аттестация становится многоэтапным процессом, включающим в себя подготовку, обучение аттестуемого, прогнозирование развития, стимулирование профессионального роста.

4. Установлено неоднозначное влияние стажа педагогической деятельности как на общую, так на психологическую компетентность учителя, поскольку непосредственный педагогический опыт является лишь одним из факторов профессионального развития, влияние которого является как глубоко индивидуальным, так и социально обусловленным (статус профессии, тип школы, стиль руководства в коллективе и др.).

В качестве перспективы дальнейшего исследования выступает необходимость более глубокой и разносторонней разработки критериев психологической компетентности, а также ее места в общей структуре целостной профессиональной педагогической компетентности. В конечном счете, для эффективной педагогической деятельности необходимы психологически обоснованные ответы на следующие вопросы: чему учить? (предметная компетентность); как учить? (методическая компетентность); кого и кто учит? (психологическая компетентность). В реальной жизни и практике все эти компетентности существуют в единстве, а их целостность обеспечивает конкретный педагог и его конкретная психика.


Приложение

Методика

«Профессиональные установки учителя»

Отметьте педагогические умения, которые, на Ваш взгляд, наиболее важны в профессии педагога.

1. В любой ситуации помнить, что школьник это личность.

2. Умение грамотно и правильно говорить.

3. Умение доверительно и открыто говорить, обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом.

4. Умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса.

5. Умение ставить на место нарушающих дисциплину, беречь достоинство учителя.

6. Умение слушать ребенка, интересоваться его мнением.

7. Знание потребности и интересы учащихся.

8. Оберегать симпатичных Вам учащихся от мешающих им учиться, невоспитанных, дурно на них влияющих учеников.

9. Умение обеспечить активную роль учащихся на уроке.

10. Умение адаптировать любой материал к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

11. Умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с учениками.

12. Умение добиться того, чтобы все ученики следовали за ходом мысли учителя, слушали его внимательно.

13. Не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся.

14. Умение достигать дисциплины на уроке, добиваться того, чтобы все ученики усвоили материал.

15. Умение при любых обстоятельствах следовать плану урока.

16. Умение выделять в ученике главное - его учебные возможности и работоспособность, отвлекаясь от второстепенных черт его личности.

17. Умение оставить все свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учениками только целесообразностью.

18. Умение вчувствоваться во внутренний мир учащихся, сопереживать им.

Ключ: Вопросы разбиты на пары: 1-5; 13-8; 3-11; 9-14; 4-15; 6-12; 7-16; 10-2; 18-17.

Первый номер - свидетельство по интереса к личности учащихся, ориентация на их творческое развитие и сотворчество с ними, желание вжиться в их внутренний мир независимо от того, нравятся или не нравятся они нам. Стремление адаптировать учебные материалы к ученику. Второй номер в паре говорит о том, что Вы, мало интересуясь личностью ученика, ориентируясь в основном на действия, независимо от их влияния на детей, не стремитесь к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делите детей на любимых и нелюбимых.

В соответствии с этим подсчитать общую сумму баллов ответов «да» на вопросы 1,3,4,6, 7, 9, 10, 13, 18 и ответов «нет» на вопросы 2, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17.

Общая сумма ответов или баллов свидетельствует о профессиональных установках учителя. Чем ближе эта сумма к 18, тем более учитель отражает соответствие принципам гуманистической педагогики. Если общая сумма баллов:

18-14 - профессиональная установка учителя - гуманизм;

14-10 - профессиональные установки учителя в основном гуманные, но иногда в деятельности педагога проявляется авторитаризм.

Менее 10 баллов - учитель с авторитарным стилем поведения.

1 10 14 18

Методика

«Психологическая компетентность учителя»

Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «».

  1. Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.

  2. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

  3. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства.

  4. Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.

  5. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.

  6. Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.

  7. Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.

  8. Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.

  9. Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.

  10. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.

  11. Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.

  12. Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.

  13. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.

  14. Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.

  15. Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.

  16. Сотрудничать с детьми - это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.

  17. Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо».

  18. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.

  19. Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно.

  20. Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.

  21. Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.

  22. Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.

  23. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое.

  24. Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно.

  25. Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.

  26. Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так.

  27. Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый.

  28. Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.

  29. Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме.

  30. У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.

Если «да» («+») по шкале компетентности (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу.

Если «нет» («») по шкале компетентности (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.

Шкала лживости: (вопросы: 6; 19; 21; 22; 25; 29). Если «да» на 4 и более ответов, то Вы отвечали неискренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.

Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам.

0 12 18 24

Чем ближе к 24 баллам, тем выше психологическая компетентность учителя.

До 12 баллов - некомпетентен,

От 12 до 18 баллов - малая степень компетентности,

От18 до 24 баллов - достаточная степень компетентности.


Список использованной литературы:

Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.  М., 1985.

Зимняя И.А. Педагогическая психология.  М., 2002.

Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников.  М., 2002.

Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития.  М., 2004.

Маркова А.К. Психология труда учителя.  М., 1993.

Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис…  докт. психол. наук.  М., 1995.

Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.

Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4.

Петровская Л.А. Компетентность в общении.  М., 1989.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.  Томск, 1997.

Шепель В.М. Школа менеджмента.  М., 2005.



© 2010-2022