Рабочая программа по коррекционному курсу Игра. Игрокоррекция ( 1 год обучения)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Игра. Игрокоррекция" предназначена для занятий с детьми с выраженной умственной отсталостью. Коррекционный курс занятий составлен на основе программно – методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» и требований к уровню подготовки обучающихся, воспитанников 1 года обучения с учётом особенностей школы – интерната
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ :

на заседании МО учителей Директор школы-интерната

коррекционных дисциплин А.Г.Краснощекова

«____» ____________ 2014 г. «____» _____________ 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИГРА. ИГРОКОРРЕКЦИЯ»







Составитель:

Кагальницкая Ольга Николаевна





2014 - 2015 учебный год



Игра и игрокоррекция.

Пояснительная записка.

В развитии личности ребенка наиболее важна игровая деятельность - предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.

Наиболее сложна сюжетно-ролевая игра, состоящая из множества компонентов: целевого, потребностно-мотива-ционного, содержательного операционного, результативного.

Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями. Вместе с тем игра является средством обогащения и уточнения представлений, создает условия для освоения способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях, способствует формированию произвольности поведения - ребенок учится выполнять определенные действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.

Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка. У детей с выраженной умственной отсталостью игра в дошкольном, а затем и в школьном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, являются, как правило, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития и наблюдается даже у тех детей, которые воспитываются в специальных дошкольных учреждениях.

У необученных детей 8-10-летнего возраста с выраженной умственной отсталостью, которые поступают в первый класс, оказывается несформированным потребностно - мотивационный компонент игры. Без специального обучения они не обнаруживают потребности в игре, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий. Интерес к игрушкам является разлитым, недифференцированным, неустойчивым. Это проявляется в том, что, как правило, у них не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание, после чего игра прекращается.

К этому возрасту у них не сформирован также и целевой компонент, поэтому их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Они не умеют ставить перед собой конкретную, значимую игровую цель. Те или иные действия с игрушками, как правило, производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно, с помощью взрослого поставить элементарную цель в игре.

В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого.

Умственно отсталые дети склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения, у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик - мыло, стол, стул и т. д., стул - мотоцикл, лошадка и т. п. Неумение детей использовать предметы - заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а также с тем, что у них чрезвычайно беден опыт предметных действий вообще.

Таким образом, успешность процесса обучения игре детей с интеллектуальным недоразвитием будет определяться поэтапностью перехода от предметных игр к сюжетно-ролевым и конструктивным. Последовательное включение ребенка в игру, и его обучение в игре, обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности - целевого, потребностно - мотивационного, операционного, содержательного.

Цель: Формирование игровой деятельности.

Задачи:

  1. Проявлять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам;

  2. Адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;

  3. Выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;

  4. Проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;

  5. Находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий;

  6. Использовать в игре, в ходе игры различные натуральные предметы и их модели;

  7. Производить простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого по ходу игры;

  8. Брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи со стороны взрослого;

  9. Ориентируясь на образец, который дает взрослый, выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений;

  10. Совместно со взрослым или по подражанию моделировать различные постройки из крупного строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр;

Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от применения комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

  • ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;

  • обучающие предметные игры;

  • организация предметно-игровой среды;

  • общение взрослого с детьми в процессе игры.

Нормативно - правовые документы:

  1. Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Программно - методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Москва. Издательский центр «Владос» - 2007 год.

  3. Учебный план ГКОУ РО школы - интерната VIII вида п. Орловского на 2014 - 2015 учебный год.

  4. Годовой календарный учебный график на 2014 - 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе программно - методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» и требований к уровню подготовки обучающихся 1 года обучения с учётом особенностей школы - интерната . Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю - 60 часов в год.

Организация игровой среды для занятий с детьми с выраженной умственной отсталостью:

  • В учебной комнате - небольшой уголок, где хранятся самые необходимые игры и игрушки.

Содержание и перечень игр для детей младшего возраста с выраженной умственной отсталостью:

ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ

Перечень: обыгрывание игрушек (куклы, животные, машины).

Оборудование:

  • куклы-голыши, куклы-пупсы, куклы разной величины с наборами одежды для различных сезонов; коляски, постельные принадлежности для коляски; мебель (стол, стул, кровать, шкаф, плита, умывальник), посуда различной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник); постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простынка); принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце);

  • животные (мягкие, пластмассовые, резиновые и т. п.;

  • двигатели (различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки).

Формируемые игровые действия:

  • укачивание куклы на руках, укачивание куклы в коляске;

  • укладывание куклы в приготовленную кровать, в коляску;

  • подготовка кровати, коляски к укладыванию куклы;

  • усаживание куклы за стол;

  • кормление куклы;

  • раздевание куклы;

  • надевание отдельных предметов одежды;

  • наливание воды в кувшин или в ванночку;

  • умывание рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развернутым полотенцем;

  • прокатывание машины рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражание звукам, характерным для данного двигателя;

  • прокатывание машины, которую ребенок перемещает, держа за веревочку;

  • катание в кузове машины игрушек - животных, отдельных предметов и т. п.;

  • катание игрушек с подвижными частями на колесах, передвигающихся с помощью специальной палочки

Предполагаемые результаты обучения:

  • наличие у детей сформированных действий с игрушками (по подражанию, по образцу),

  • понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий,

  • наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Перечень игр: «У нас в гостях кукла», «Уложим куклу спать», «Кормим куклу», «Купание малышей - голышей», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла проснулась», «Кукла заболела», «Едем на автобусе в школу».

Формируемые игровые действия: выполнение детьми цепочки игровых действий, связанных с определенной ролью;

Предполагаемые результаты обучения:

  • овладение детьми последовательными действиями, характерными для определенных ролей,

  • выполнение их по образцу или по словесной инструкции взрослого,

  • использование элементарных речевых средств в процессе игры, адекватное эмоциональное сопровождение действий.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Режиссерские игры (настольный плоскостной театр, плоскостной театр на фланелеграфе или магнитной доске, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр на рукавичках и т. п.)

Перечень режиссерских игр: игры-импровизации «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера» и т. п.

Формируемые игровые действия: овладение умениями: передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного, пальчикового театра и т. п. в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с учителем, по подражанию и образцу.

Предполагаемые результаты обучения: овладение умениями: передвигать с помощью учителя фигурки плоскост- ного, пальчикового театра и т. п. в соответствии с ролью; имитировать движения персонажей совместно с учителем, по подражанию и образцу.

При подборе учебного материала использована психолого - педагогическая характеристика обучающихся, подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующие наилучшей социальной реабилитации обучающихся, прослежены межпредметные связи.















Содержание учебного предмета

п\п

Содержательные линии

Количество часов

Коррекционно - развивающие задачи

Проблемы, возникающие при изучении темы

1.

Настольно - печатные игры

4

Развитие мелкой и общей моторики. Формирование интереса и стойкого положительного отношения к игре.

Развитие умения создавать воображаемую игровую ситуацию, переключаться с одной роли на другую.

Воспитание чувства партнерства, взаимопомощи.

Обучение умению отражать в играх приобретенный жизненный опыт.

Развитие мимики и жестов.

- моторное недоразвитие

- замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность,

- несформированность речевых процессов.

2.

Ролевые игры

16

3.

Предметные игры

26

4.

Театрализованные игры

14


Общее количество часов

60

















Календарно - тематическое планирование

Название игры

Кол-во часов

Дата

Вид деятельности

Обязательный минимум

1 четверть - 14 часов


1.

Игры с крупной мозаикой.

1

20.09

Урок

Подбирать предметы по цвету и форме

2.

Подбор предметов по цвету и форме.

1

20.09

С/р.

Подбирать кубики по образцу и подражанию

3.

Укачивание куклы

1

27.09


Урок

Понимать значение слов

Укачивать куклу на руках.

4.

Укачивание куклы в коляске

1

27.09

С./р.

Понимать значение слов

Укачивание куклы в коляске

5.

Укладывание куклы в кровать

1

04.10


Урок

Понимать значение слов

Укачивание куклы в кроватке.

6.

Уметь подготавливать кровать к укладыванию

1

04.10

С./р.

Уметь подготавливать кровать, коляску к укладыванию куклы;

7.

Раздевание куклы

1

11.10

Урок

Совершать действия по раздеванию куклы;

8.

Надевание отдельных предметов одежды


11.10

С./р.

Совершать действия по надеванию отдельных предметов одежды

9.

Усаживание куклы за стол.

1

18.10


Урок

Совершать действия по усаживание куклы за стол; и кормлению куклы;

10.

Кормление куклы

1

18.10

С./р.

Совершать действия по кормлению куклы;

11.

Умывание куклы

1

25.10

Урок

Совершать действия по наливанию воды в кувшин или в ванночку;

12.

Умывание рук куклы с мылом и без мыла.


25.10

С./р.

Совершать действия по умыванию рук куклы без мыла и с мылом

13.

Вытирание рук куклы.


01.11

Урок

Совершать действия по вытиранию рук куклы развернутым полотенцем;

14.

Вытирание рук куклы развернутым полотенцем.


01.11

С./р.

Совершать действия по вытиранию рук куклы развернутым полотенцем;

11 четверть - 14 часов


1.

Обыгрывание игрушек - животных

1

15.11

Урок

Понимать значение слов, уметь подражать звукам, характерным для данного животного;

2.

Уметь воспроизводить движения кошки

1

15.11

С/р.

Уметь воспроизводить движения животных соответствующим игрушкам - кошке

3.

Уметь воспроизводить движения собаки.

1

22.11


Урок

Уметь воспроизводить движения животных соответствующим игрушкам - собаке

4.

Уметь воспроизводить движения утки.

1

22.11


С./р.

Уметь воспроизводить движения животных соответствующим игрушкам - утки

5.

Укачивание игрушек - животных на руках

1

29.11


Урок

Укачивать животных-игрушек на руках и в коляске;

6

Укладывание животных в кровать

1

29.11


С./р.

Уметь укладывать животных-игрушек в кровать, в коляску

7.

Прокатывание машины

1

06.12

Урок

Уметь прокатывать машину рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражать звукам, характерным для данного двигателя;

8

Подражание звукам, характерным для машин.

1

06.12

С./р.

Уметь прокатывать машину рукой на столе, на полу, по наклонной плоскости и подражать звукам, характерным для данного двигателя;

9.

Катание в кузове игрушек - животных

1

13.12


Урок

Понимание названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.

10.

Прокатывание машины по наклонной плоскости

1

13.12


С./р.

Понимание названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия.

11.

Катание игрушек с подвижными частями на колесах.

1

20.12

Урок

Уметь катать игрушки с подвижными частями, адекватно эмоционально реагировать на игрушки и выполняемые с ними

12.

Катание игрушки с помощью специальной палочки

1

20.12

С./р.

Уметь катать игрушки с помощью специальной палочки, адекватно эмоционально реагировать на игрушки и выполняемые с ними

13.

Дидактическая игра «Найди игрушку»

1

27.12

Урок

Уметь соотносить предмет и изображение

14.

Игры на соотношение предмета и изображения

1

27.12

С./р.

Уметь соотносить предмет и изображение

111 четверть - 18 часов

1.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

17.01

Урок

Выполнять действия по образцу учителя.

2.

Игры на соотношение предметов и изображений

1

17.01

С/р.

Уметь соотносить предмет и изображение

3.

Ролевая игра «У нас в гостях кукла»

1

24.01

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки

4

Подбор атрибутов одежды для кукол

1

24.01

С./р.

Уметь правильно подбирать одежду для кукол по сезону

5.

Ролевая игра «Уложим куклу спать»

1

31.01

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки

6

Уметь подготавливать кровать к укладыванию.

1

31.01

С./р.

Уметь заправлять кровать постельным бельём, понимать названия используемых предметов

7.

Ролевая игра «Кормим куклу»

1

07.02

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки

8

Подбор посуды для принятия пищи, сопровождение действий речью

1

07.02

С./р.

Уметь правильно подбирать посуду, сопровождать свои действия речью

9.

Ролевая игра «Купание малышей»

1

21.02

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия, давать адекватные эмоциональные реакции на игрушки

10.

Уметь наливать воду в кувшин или ванночку.

1

21.02

С./р.

Уметь правильно наливать воду в ванночку, сопровождать свои действия речью

11

Ролевая игра «Оденем куклу на прогулку»

1

28.02

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия

12

Подбор атрибутов одежды для выхода на прогулку.

1

28.02

С./р.

Уметь правильно подбирать одежду для проведения прогулки, сопровождать свои действия речью

13.

Ролевая игра «Кукла проснулась»

1

07.03

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия

14.

Сопровождение действий речью - использование потешки.

1

07.03

С./р.

Уметь согласовывать свои действия со словами потешки

15.

Ролевая игра «Кукла заболела»»

1

14.03


Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия

16.

Сопровождение действий речью - использование потешки.

1

14.03


С./р.

Уметь согласовывать свои действия со словами потешки

17.

Ролевая игра «Кукла заболела»

1

21.03

Урок

Понимать название используемых игрушек и словесно обозначать выполняемые действия

18.

Сопровождение действий речью - использование потешки.

1

21.03

С./р.

Уметь согласовывать свои действия со словами потешки

1V четверть - 14 часов

1.

Плоскостной театр «Три медведя»

1

04.04


Урок

Передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного театра в соответствии с ролью,

2.

Самостоятельно подбирать фигурки персонажей для сказки «Три медведя»

1

04.04


С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)

3.

Плоскостной театр «Колобок»

1

11.04

Урок

Передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного театра в соответствии с ролью,

4.

Самостоятельно подбирать фигурки персонажей для сказки «Колобок»

1

11.04

С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)

5.

Пальчиковый театр «Репка»

1

18.04


Урок

Передвигать с помощью учителя фигурки плоскостного театра в соответствии с ролью,

6

Самостоятельно подбирать фигурки персонажей для сказки «Репка»

1

18.04


С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)

7.

Игры - импровизации «Кошка и котята

1

25.04

Урок

Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств

8.

Самостоятельно подбирать атрибуты к играм

1

25.04

С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)

9.

Игры - импровизации «Бабочка на лугу»

1

16.05


Урок

Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств

10

Самостоятельно подбирать атрибуты к играм

1

16.05


С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)

11

Игры - импровизации «Курица и цыплята»

1

23.05


Урок

Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств

12.

Самостоятельно подбирать атрибуты к играм

1

23.05


С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)

13.

Игры - импровизации «Зайчики на полянке»

1

30.05

Урок

Осуществлять речевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью неречевых средств

14.

Самостоятельно подбирать атрибуты к играм

1

30.05

С./р.

Имитировать движения персонажей в соответствии с ролью по подражанию (мимика, жесты)


Общее количество часов

60


30 часов - урок

30 часов - самостоятельная работа





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Под редакцией А.Р. Маллер . М.,1984.

2. Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. Под редакцией В. Е. Воронковой. М., 1994.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Санкт-Петербург,2008.

4. Дети-олигофрены. Под ред. М.С. Певзнер . М.,1959.

© 2010-2022