Родительское собрание с психологом

Родительское собрание с психологом на тему "Всегда ли подросток виноват, что не хочет учиться" раскравыются причины и рекомендации родителям. Цель: проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса к учебе; расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми. Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями.  Даже в наше просвещённое время есть немало неразумных людей, которые полагают, что если у человека что-то не ладится в его ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий родительского собрания для родителей 5-6 классов.

Подготовила: Педагог- психолог Райзвих А.В.

Тема: «Всегда ли подросток виноват, если у него пропало желание учиться?»

Цель: проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса к учебе; расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми.

Подготовка: в начале родительского собрания провести среди родителей экспресс-тестирование «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?» (см. приложение №1).

Здравствуйте уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Начнем наше родительское собрание с экспресс-тестирования «Хорошо ли я занимаюсь воспитание своего ребенка?» Это поможет вам понять причины снижения успеваемости. (анкета проводится без обсуждения результатов).

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями.

Даже в наше просвещённое время есть немало неразумных людей, которые полагают, что если у человека что-то не ладится в его делах, то виноват в этом он сам и только он, то есть перево­дят проблему на поверхностный уровень выбора им конкретных действий, забывая, что возможности у всех разные.

Но чаще обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - след­ствие каких-то подспудных проблем. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие - получает двойки? Давайте рассмотрим возможные причины возникновения проблем:

1 Причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин: врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обус­ловленные слабостью нервной системы, особенностями темпе­рамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруд­нительным успешное и активное освоение школьного материа­ла. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, кото­рый рассчитан на детей со средней скоростью восприятия ин­формации и деятельности. Медлительные дети дольше входят в какой-то процесс, поэтому их бывает нелегко засадить за уроки. Оборотная сторона медлительности часто - добросовестность и основательность. Но негативная реакция родителей и учителей, постоянные упрёки и отсчитывания могут привести к серьёзным последствиям для здоровья, вызвать отвращение к учению вооб­ще. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, де­лать неверные лишние движения и из-за волнения и страха во­обще теряют способность соображать и что-то делать. Чрезмерное же напряжение приводит его к переутом­лению, потере контакта с другими детьми, и ребёнок в итоге со­всем теряет интерес к учёбе, начинает ненавидеть школу.

2 Причина успешной учёбе может помешать целый воз причин меди­цинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, психическая депривация (недоста­точность), расстройства психоневрологической сферы и т.д..

Правило: Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

3 Причина - кислородная недостаточ­ность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобран­ность могут стать прямым следствием, что особенно часто наблюдается у детей, живущих в боль­ших городах, вдали от лесов и парков и с плохой экологией, слиш­ком много сидящих дома, спящих с закрытыми форточками. «Неспортивность» ре­бят, нелюбовь к подвижным играм, длительным прогулкам и по­ходам. А если ещё вдобавок он(-а) отягощен(-а) музыкальной, художественной или какой-нибудь иной школой, то времени на так необходимые дет­ские игры, забавы и вообще активную жизнь на свежем воздухе может не хватать совсем.

Правило: Утренняя зарядка, лучше на свежем воздухе, гимнасти­ческие паузы-разминки во время приготовления уроков, а также бег, лыжи, велосипед, плавание, игры с мячом, в бадминтон, особенно в выходные дни. И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример - это необходимое условие поддержания нормаль­ной работоспособности школьника, закалки воли.

4 Причина - В ребёнке ещё до первого класса сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тре­вожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей вроде «вот отдам тебя в школу, там у тебя отобьют охоту бало­ваться» и т.д. Страх перед школой детям могут передать родите­ли, если у них самих в детстве были проблемы в школе.

5 Причина - особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках2 (И.Гете)

  • Унизительно подрос­тку переминаться с ноги на ногу у доски, краснеть, не зная ма­териала и не понимая каких-то вещей, какие усвоили почти все в классе, когда на него смотрят насмешливые глаза девочек, да ещё учительница того гляди скажет что-нибудь унизительное пе­ред всем классом. И подросток, если ему не удаётся учиться ус­пешно, предпочитает уходить от постыдной ситуации вообще, заявляя всем, что образование ему не так уж и нужно. Ситуацию, увы, часто усугубляют именно такие обидные реплики учителей, будто нарочно желающих ущемить самолюбие подростка.

  • Заявления типа «не хочу учиться, а хочу...» зарабатывать деньги, жить в своё удовольствие, развлекаться с девчонками и т.д. иногда делаются ради того, чтобы нащупать границы своих полномочий в семье и обществе и постараться их расширить.

  • Соблазняет пример приятелей, ко­торые уже бросили школу, упиваются псевдоромантикой воли, возможностью ничем себя не утруждать и презирать «ботаников», демонстрируя перед ними бесшабашную удаль, превосходство якобы более взрослых, независимых и бывалых людей, не "име­ющих никаких обязательств. Однако соблазняются вольной без­заботной жизнью далеко не все подростки. Стало быть, дурной пример приятелей - это лишь поверхностная причина бойкота школы. За нею непременно кроются другие.

6 Причина - Плохая успеваемость часто бывает следствием недостат­ка силы воли.

  • Порой подросток даже ругает себя за лень, сла­бость характера, но толку от этого бывает немного (он только сни­жает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругатель­ные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.

Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления, дамоклова меча и погонщика - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем луч­ше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой.

  • родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разреша­ют не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному.


  • отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь - как Бог на душу положит: обед - когда захочется (да и не обед это, а - схва­тил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора - без оглядки на часы, уро­ки - когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне - гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей - это прежде всего самовоспитание. Беза­лаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет де­тей, убивает усердие, вообще желание трудиться.

Пример: Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказывали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, стирать гладить ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Делайте выводы родители!

7 Причина: эмоциональный дефицит. Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди. Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжён­ная атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто посто­янное несогласие родителей друг с другом. Некоторые родители наивно полагают: мы между собой выясняем отношения, наши проблемы решаем так эмоционально, а ребёнка это не касается, он не реагирует. Большое заблуждение! Пережива­ния детей по поводу дисгармонии супружеских отношений очень глубоки, но не всегда видны внешне. Ребёнок действительно мо­жет не проявлять своей причастности к скандалу, выглядеть ув­лёкшимся , а между тем он от страха боится проявить себя, внутри в нём может всё дрожать от волнения, потому что болез­ненно отзываются и так же непримиримо конфликтуют мамина и папина «половинки». А последствия такого внутреннего противо­стояния, напряжения проявляются, в частности, тогда, когда ре­бёнок плохо усваивает школьный материал. У ребёнка тоже легко меняется настрой, и за уроками ему непросто сосредоточиться, сконцентрироваться на предме­те занятий, вникнуть в материал.

Правило: Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обуче­ние.

8 Причина ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа не­брежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (на­правленную к получению знаний) линию поведения?

Правило: (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны,

9 Причина Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя. Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь сооб­ражаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросают­ся и дорогие родители, и учителя, прицельно убивают веру ре­бёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Да­лее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.

Правило: Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

10 Причина в учебных делах важно соблюдать баланс «похвала -
осуждение». М. Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым»
сообщает о данных, полученных учёными в ходе практических экспериментов. Их результаты говорят о том, что для благопо­лучного существования человека нужно, чтобы раздражители, вы­зывающие положительные эмоции, составляли 35 процентов, вы­зывающие отрицательные эмоции - 5 процентов, а эмоциональ­но нейтральные - 60 процентов. В связи с этим помимо наказа­ний и поощрений автор книги называет ещё один весьма дей­ственный приём - игнорирование. Когда же не соблюдается со­ отношение положительных и отрицательных раздражителей, про­исходит психологическая катастрофа.

11 Причина: превышение разумного порога строгости родителей по
отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учеб­ных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на пло­хую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорче­ния по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родите­лей злосчастную двойку?

Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

12 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложился
культ знаний
, поиска истины. Там, где папа всё свободное вре­мя проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет тра­диции, непременно получить образование, там и у ребёнка не фор­мируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

Правило:

  • Будет очень хорошо, если роди­тели в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пой­дут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.

  • Будьте примером для ребенка - это самый и ненавязчивый прием воспитания.

.

13 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодо­левать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки стано­вятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию.

Правило:

  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

  • При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

14 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и це­лых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях.

Существует противоречие. Большинство родителей - частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах, когда они и так, как правило, с воодушевлением учатся, послушны. Родительско - учительский контакт заметно ослабевает в средних клас­сах, когда это воодушевление угасает, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от роди­телей и учителей намного опережает ответственность за себя.

Правило: регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.

15 Причина: причиной отказа посещать школу может стать преследо­вание ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угод­но. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции не­приятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обяза­тельно найдут что-либо, к чему можно прицепиться. Преследова­ние кого-то из детей иногда начинается с негативного отношения к ребёнку учителя, если он больше заботится о своём авторитете среди учеников и об управляемости класса, чем о психологичес­ком самочувствии отдельных ребят.

Правило: Родители должны ему помочь выстроить стратегию поведения с одноклассниками.

16 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения. Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в шко­лу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осоз­навать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практи­ческого материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.

Тик мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но главное это знания и стремления к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям - это зависит от вас. «Ошибки» у вас будут, но это - ошибки в кавычках, на самом деле они - шаги на пути к успеху.

Известный педагог-новатор М. Щетинин говорил: «Мы ставим целью не столько обучить ученика, но поставить его в позицию активного созидателя себя и других... Ученику невозможно не дышать перспективой».
























Приложение №1.

Тест «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»

  1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

А) 4

Б) 3

В) 2

2) Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?

А) знаю всех,

Б) знаю половину,

В) знаю лишь некоторых.

3)Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

А) постоянно,

Б) 1-2 раза в неделю,

В) ни разу.

4) Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям,

Б) пойду к завучу,

В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.

5) знаете ли вы интересы (увлечения)с своего ребенка?

А) да, знаю,

Б) частично,

В) догадываюсь, но точно не знаю.

6) Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

А) да,

Б) иногда,

В) нет, но догадываюсь.

Анализ результатов теста

Подсчитайте количество отмеченных высказываний «а», «б», «в».

Если больше «а». Вы знаете, что ребенок нуждается вашей помощи.

Если больше ответов «б». Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации все жизнедеятельности ребенка.

Если больше ответов «в». Вы вместе с другими членами семьи должны помочь своему ребенку.




Используемая литература:

  1. Булгагов А.А. Наши неуправляемые подростки. М., 2003.




© 2010-2022