Досуговая программа внеурочной деятельности «С☼лнце внутри»

Программа  досуговой  деятельности «Солнце внутри» разработана для детей общеобразовательной школы неполного дня, которые сами стремятся научиться  с пользой  проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа внеурочной  досуговой  деятельности - это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность. Последние  десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и осв...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа

№ 180

Красногвардейского района Санкт-Петербурга




Программа принята на педагогическом совете Утверждаю

ГБОУ СОШ № 180 Директор ГБОУ СОШ № 180

Протокол №_________ ___________Н.А.Тронова

____________________ _______________________

(дата) (дата)





Досуговая программа внеурочной деятельности

«С☼лнце внутри»

Возраст детей 7-9лет

Срок реализации 1 год





Составитель:

Педагог-психолог

Маркелова Е.В.












Санкт-Петербург

2014




Пояснительная записка.

Программа досуговой деятельности «Солнце внутри» разработана для детей общеобразовательной школы неполного дня, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа внеурочной досуговой деятельности - это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность.

Актуальность.

6 октября 2009 года Министерством образования и науки РФ введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, подразумевающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм развития детей. Большой интерес вызывают методы, связанные с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением способов решения своих проблем. Занятия по программе решают проблемы социальной и психологической дезадаптации, что в свою очередь является причиной неуспеваемости.

Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.

Цель :

Создание условий для удовлетворения образовательных запросов, а также создание условий для возможности реализовать и развить таланты и способности учащихся разных возрастных групп.

Задачи:

1.Образовательные:

- создать условия для овладения техники рисования смятой бумагой;

- создать условия для овладения техники правополушарного рисования;

- создать условия для обучения навыкам работы в коллективе;

-создать условия для формирования навыков позитивного коммуникативного общения;

2.Развивающие:

- создать условия для развития психологических функций (внимание, наблюдение, воображение, память, мышление);

- создать условия для развития мелкой моторики;

3.Воспитательные:

- создать условия для воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность- терпимость);

- создать условия для приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.

Условия реализации программы:

- программа адресована учащимся 7- 9 лет.

- на занятия по программе принимаются все желающие (заявление заполняется законным представителем ребенка).

- режим работы - 6 часов в неделю;

примечание:

- структура занятия:

  1. Стадия разогрева

  2. Собственно деятельность

  3. Обсуждение полученных результатов

  4. Завершение работы

- занятия проходят в кабинете для групповой интерактивной работы, в специально оборудованном классе (с раковиной), светлом помещении. Приветствуется наличие мультимедиа комплекта.

Формы организации деятельности воспитанников:

- групповая;

- малые группы;

Формы проведения занятия:

- беседа;

- игра;

- интегрированное занятие;

- импровизация;

- фантазия;

Методы:

- словесный (рассказ, беседа, устное изложение, чтение, анализ текста по данному занятию)

- наглядный (работа по образцу)

-практический (упражнение, тренинг, тестирование по тематике занятия)

Виды деятельности:

- игровая деятельность

- художественное творчество

Виды аттестации учащихся:

1 этап- (сентябрь - октябрь) - тестирование (анкета),

2 этап- промежуточный ( в середине года, в декабре)- выставка, конкурс.

3 этап- итоговый ( апрель- май) - контрольное занятие, открытые занятия

Формы подведения итогов реализации программы :


- тестирование

- контрольное или итоговое занятие.


Учебно- тематический план

№п.

Разделы и темы

1 класс

2 класс

3 класс

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Всего

Теория


Практика

Всего

Теория


Практика

Всего

Теория


Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

-

1

-

-

1

-

-

2

Все мы разные

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

3

Образ человека.

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

4

Вот я какой

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

5

Кроткий характер

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

6

Диалог

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

7

Серьезный вопрос

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

8

Компромисс

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

9.

Морской пейзаж

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

10.

В японском саду

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

11

Один за всех и все как один

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

12

Забота о других - забота о себе

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

13

Поляна в горах

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

14

Подарки

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

15

Береги здоровье

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

16

Пионы

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

17

Противоположности

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

18

Не хочу учиться!

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

19

Зеленая страна

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

20

Умники

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

21

Непонимание

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

22

Новогодняя открытка

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

23

Волшебный магазин

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

24

Любознательность

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

25

Водопад

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

26

Комплименты

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

27

Уроки жизни

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

28

Настроение

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

29

Детям об ответственности

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

30

Дружба в жизни человека

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

31

Рассвет

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

32

Игра в команде

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

33

Я - это я , Я и другие

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

34

Преодолеваем трудности

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

35

Доброе отношение

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

36

Заключительное занятие (тестирование)

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Итого:

108 часов

Содержание программы

Тема

теория

практика

1

Вводное занятие (первая тема)

Знакомство с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей образовательного предмета

-

2

Все мы разные

Доверие к людям. Умение видеть хорошее в другом человеке. Терпимое отношение.

Мастерим иллюстрацию к сказке "Звезды"

3

Образ человека

Методы рисования лица в профиль и анфас.

Рисунок "Портрет"

4

Вот я какой

Знакомство с коллективом. Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты

Игры "Интервью", "Поменяйтесь местами, те кто", "Передай имя", "Зоопарк", "Змеи, пчелы, мед", "Что изменилось", "Горячий мяч", "Японская машинка", "Третий лишний".

5

Кроткий характер

Что такое короткость. Кроткие среди растений и животных(и наоборот). "Родные сестры" кротости - смирение, скромность, нежность.

Мастерим иллюстрацию к сказке "Синяя сказка"

6

Диалог

Начальные сведения о правополушарном рисовании, подготовка основы, фона, смешивание цветов.

Рисунок "Две свечи"

7

Серьезный вопрос

Сензитивность. Тренировка восприятия партнера в общении.

Игры "Аквариум", "Что ты делаешь", "Стиральная машина", "Наяву , а не во сне, что прекрасного во мне?", "Вертушка"

8

Компромисс

Упрямство. Умение найти компромисс, обогащение опытом.

Просмотр мультфильма "На мосту", мастерим сказку "Сиреневый котенок"

9

Морской пейзаж

Техника рисования моря, волн, линия горизонта.

Рисунок "Морской пейзаж"

10

В японском саду

Технология рисования деревьев, понятие о переднем и заднем плане

Рисунок "В японском саду"

11

Один за всех и все как один

Сплочение. Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Игры "Моя комната", "Машина"

12

Забота о других - забота о себе

Относись к другим, так как хочешь, чтоб относились к тебе.

Мастерим сказку "Фонарь для слепого"

13

Поляна в горах

Технология рисования смятой бумагой, технология рисования тумана

Рисунок "Поляна в горах"

14

Подарки

Развитие навыков социальной перцепции. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.

Игра "Зубы дареного коня", Игра "Конспиратор"

15

Береги здоровье

Ценность жизни. Здоровый образ жизни

Мастерим иллюстрацию к сказке "Морковкина жизнь"

16

Пионы

Учимся рисовать цветы. Технология рисования 2-мя цветами на темном.

Рисунок "Пионы"

17

Противоположности

возможность задуматься над вопросом, касающимся отношения к нарушению правил.

Игры "Театр Кабуки", "Кнут и пряник", "Хорошие и плохие поступки ", "Плюсы и минусы",

18

Не хочу учиться!

Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Мастерим сказку "Парусник"

19

Зеленая страна

Технология смешивания тонов и красок

Рисунок "Бамбуковый лес", "Васильки"

20

Умники

Из истории возникновения головоломок. Скорость реакции, развитие памяти и смекалки.

Собираем головоломки

21

Непонимание

Чувства, когда тебя не понимают. Мальчики и девочки - два разных мира.

Мастерим иллюстрацию к сказке "Поговорили"

22

Новогодняя открытка

Техника рисования брызгами

Рисунок "Снежный лес"

23

Волшебный магазин

жизненные ценности, сравнение своих ценностей с ценностями других.

Игра "Волшебный магазин"

24

Любознательность

Кто в семье самый любознательный? Может ли любознательность помочь подружиться, Почему снежинка тает в воде и не тает на асфальте, чем помогут знания о замерзании и таянии воды. Оборотная сторона медали.

Мастерим иллюстрацию к сказке "Лужица"

25

Водопад

Техника рисования движущейся воды

Рисунок "Водопад"

26

Комплименты

Соотношение различных качеств человека в реальности и представлении о нем других.

Игра "Комплименты"

27

Уроки жизни

Страдания и испытания в жизни человека. Что может человеку помочь - обсуждение. Утешение в природе.

Мастерим иллюстрацию сказки "Бусы"

28

Настроение

Техника индивидуального рисования

Рисунок в мандале

29

Детям об ответственности

Исследование понятий свобода и ответственность, изучение своего поведения в ситуации группового отвержения или обретения власти.

Тренинг "Принц и нищий"

30

Дружба в жизни человека

Помощь другу облагораживает человека. Кто такой друг. Обсуждение "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей". Что такое иметь много друзей

Мастерим иллюстрацию к сказке "Если хочешь иметь друзей"

31

Рассвет

Техника рисования отражения в воде

Рисунок "Рассвет у реки"

32

Игра в команде

Восприятие инструкции и следование ей, бережное отношение к творчеству других, коммуникативные контакты с группой.

Игры "Остров", "Звездные войны", "Панно"

33

Я- это я , Я и другие

способствование сплочению участников;

приобретение опыта в публичном одобрении другого;

осознание собственной реакции на признание со стороны других. Технология создания рекламного ролика

Игры "Рекламный ролик", "Психологический портрет группы",

34

Преодолеваем трудности

Дать представление о понятии психологической защите, её видах. Уверенный человек

Угадываем психологическую защиту, составляем словарь уверенного человека

35

Доброе отношение

Солидарность и понимание, поддержка и сопереживание.

Игра "Доброе животное ", "Пирамида любви", «Мечты»

«Я в тебе уверен»

«Сбор рукопожатий»

36

Заключительное занятие

-

Тестирование "Мое отношение к кружку"









Ожидаемые результаты в конце обучения:

- овладеют элементарными знаниями о правополушарном рисовании

- научатся правильно употреблять свой повседневный опыт для работы над конкретным заданием;

- проявят познавательный интерес при выполнении творческих заданий;

- смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать различными творческими заданиями: сравнивать объекты);

- начнут выражать свое отношение к чему-либо (по темам занятий) через различные виды творчества (слово, рисунок, поделку);

Методическое обеспечение:

1.Дидактический материал:

- методические разработки по темам занятий.

- подборка материалов по темам (сказки, головоломки, игры)

- конспекты, разработки дополнительного материала к некоторым занятиям;

2.Раздаточный материал:

- карточки (по темам занятий);

- схемы (по темам занятий);

3.Материально- техническое оснащение:

- материалы для оформления и творчества детей (папка, папка-файлы, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, пластилин)- для каждого учащегося;

-канцелярские принадлежности (ножницы, клей, кисти , стакан непроливайка, гуашь, цветные карандаши и т.п. ) - для каждого учащегося;

- аудиоматериалы (согласно темам занятий)

- мультимедиа (1 комплект)

- компьютер(1 шт.)



Списки литературы.

Для педагога:


  1. М.В Киселева "Арт-терапия в практической психологии и социальной работе", Спб, Изд-Речь, 2007.

  2. Рахманинова И.В. Вместе играем, учимся, переживаем.- Москва: «Школьная Пресса», 2005.

  3. Бе́тти Э́двардс «Художник внутри вас» (1979), переиздания в 1989, 1999 и 2008 годах

  4. Бе́тти Э́двардс «Откройте в себе художника» (2000), переиздания в 2004 и 2009 годах

  5. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / ред.

Лавриненко В.Н. - М.: Юнити. 2006.

  1. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. - М.: Высшая школа. 2000.

  2. Герценовские Чтения. Начальное образование современной России Санкт-Петербург 2010

  3. Щукина Г.И. Сущность процесса обучения // Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. - С. 252-291.

  4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г."Практикум детского психолога" , Ростов-на-Дону, Изд. Феникс, 2004 г. - 320с

  5. В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова "Развитие и воспитание в играх",Москва, Изд. Владос, 2010г., 206 с.



Для детей и родителей:


  1. А. Лопатина, М. Скребцова "Ступени мудрости", Москва, Изд. - Амрита-Русь, 2005.

  2. Н.В. Володина "Сказкотерапия, или как стать победителем", Ростов-на-Дону, Изд. Феникс, 2006.

  3. Бе́тти Э́двардс «Цвет: искусство смешивания цветов» (2004)

  4. standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

  5. Занимательные головоломки (коллекция логических игр от Deagostini)








© 2010-2022