• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Выступление на тему Организация профилактической работы в образовательных учреждениях по профилактике жестокого обращения с детьми, раннему выявлению семейного неблагополучия

Выступление на тему Организация профилактической работы в образовательных учреждениях по профилактике жестокого обращения с детьми, раннему выявлению семейного неблагополучия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1

Выступление Коробкиной С.А., педагога-психолога МОУ гимназии № 15 на семинаре на тему "Организация профилактической работы в образовательных учреждениях по профилактике жестокого обращения с детьми, раннему выявлению семейного неблагополучия"

Слайд 2

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью.

Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

Слайд 3.

В жизни каждой семьи может возникнуть трудная жизненная ситуация.

  • Инвалидности

  • Неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью

  • Безработицы

  • Сиротства

  • Одиночества

  • Безнадзорности

  • Малообеспеченности

  • Конфликтов и жестокого обращения в семье

  • Нарушения прав и законных интересов (в том числе и детей)

  • Отсутствия определенного места жительства т.д.

Которую семья не может преодолеть самостоятельно

Такие семьи попадают в категорию семей, находящихся в социально опасном положении.

Слайд 4

120 Федеральный закон «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующее понятие:

Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Слайд 5

Очень часто в таких семьях выявляются факты жестокого обращения с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей или лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Слайд 6

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка.

Слайд 7

Все педагогические работники должны знать и обращать внимание на следующие показатели возможной беды. Если вам кажется, что ребенок выглядит боязливым, проявляет страх ко взрослым, проявляет тревогу в форме тиков, сосания пальца, раскачивания, боится идти домой, жестоко обращается с животными, проявляет агрессию к более слабым и беззащитным, стремится скрыть причину травм, голоден. Во всех этих случаях не будет лишним обратиться к классному руководителю, социальному педагогу, психологу, администрации и выяснить причины.

Слайд 8-11

Документы, которые помогают защитить права ребенка, если имеет место жестокое отношение к нему со стороны семьи: Конвенция ООН о правах ребенка, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

Слайд 12

Для выявления семей, находящихся в СОП фактов жестокого обращения с детьми в каждом образовательном учреждении проводится профилактическая работа, которая включает следующие направления: работа с родителями, работа с учащимися, работа с педагогами.

Обязательна слаженная работа, взаимодействие всех педагогических работников и узких специалистов образовательного учреждения. Только в этом случае помощь семье будет эффективной. Большое значение также имеет работа с субъектами профилактики района и города в рамках межведомственного взаимодействия.

Слайд 13

На примере работы нашего образовательного учреждения я хочу обозначить основные этапы работы по раннему выявлению семьей, находящихся в СОП.

Я их разделила на 2 блока. Работа по выявлению семей, находящихся в СОП:

Социальный паспорт ОУ (мы выявляем основные социальные категории, такие как опекаемые, неполные семьи, дети-инвалиды, дети родителей-инвалидов, дети и семьи, состоящие на различных видах профилактического учета и другие))

  1. Посещение семей 1, 5 классов в сентябре-октябре во вновь образованных классных коллективах

  2. Посещение семей учащихся в течение всего учебного года

  3. Ежедневное отслеживание посещаемости учащихся ОУ, внешнего вида, санитарно-гигиенического и эмоционального состояния учащихся

Слайд 14

В своей работе мы опираемся на «Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области», которое описывает порядок действий при возникновении подобной ситуации. За последние 5 лет в нашем образовательном учреждении таких фактов жестокого обращения с детьми выявлено не было, но профилактическая работа ведется постоянно, заведен журнал учета сведений о нарушении прав и законных интересов детей.

Слайд 15

2 блок. Работа с семьей, находящейся в СОП:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

  2. Первичное обследование жилищных условий, знакомство со всеми членами семьи, её окружением.

  3. Ведение личного дела семьи, учащегося: социальный паспорт семьи, журнал учета индивидуальной профилактической работы, карточка семьи, характеристики, документация, отчеты, акты о посещении семьи и другие)

  4. Составление программы работы с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и ее реализация, в рамках которой организуется внеурочная занятость учащихся, проводятся различные профилактические мероприятия, в том числе общественно значимые, с учащимися и их родителями.

  5. Текущие и контрольные обследования семьи.

  6. Итоги работы с семьей заслушиваются на заседании Координационного совета.

Слайд 16-26

Существуют различные формы профилактической работы с семьями, оказавшимися в СОП:

  • родительские собрания

  • классные часы

  • профилактические занятия

  • акции

  • беседы и консультации

  • конференции родителей и детей

  • анкетирование

  • дни открытых дверей

  • организация клубов

  • вовлечение в общественно значимые мероприятия

  • организация деловых игр

  • тематические совещания для учителей

  • семинары для учителей и родителей;

  • лектории для подростков;

  • постановка на учет в РБД семей, несовершеннолетних.

  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

  • Взаимодействие с субъектами профилактики.

И в завершении хотелось бы подвести итог.



Слайд 27

Чтобы ребёнок был защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, необходимо слаженно работать всем участникам образовательного процесса.



4


© 2010-2018