Обобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихся

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование профессионального самоопределения учащихся».

Что может быть для человека сложнее, чем выбор будущей профессии? Это один из важнейших моментов, определяющих его жизненный путь. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.

Завершая обучение в IХ классе, выпускники должны определиться с жизненными и профессиональными ориентирами и тем самым заложить фундамент своего будущего. Для этого выпускнику 9 класса следует разобраться в собственных интересах и склонностях, оценить свои способности, побольше узнать о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит ему, а также о конкретных способах достижения мастерства в избранной области.

Мои наблюдения показывают, что далеко не все учащиеся к моменту окончания основной школы в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Более того, проводя ежегодно исследование эмоционального состояния старшеклассников, отмечаю, что именно у этих подростков возрастает. уровень тревожности, чему способствует отсутствие четкого представления о завтрашнем дне. И это ведет к эмоциональному напряжению и страху перед любым выбором.

Исследования также показывают, что многие девятиклассники склонны продолжать обучение в школе, но на их выбор чаще всего влияют мнение родителей, привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками. Другие же их ровесники, наоборот, стремятся поскорее покинуть школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это вызывает опасения.

Проводя работу со старшеклассниками по профессиональному определению, я обратила внимание на то, что в основе их отношения к профессиям чаще всего не собственные, а чужие убеждения: родителей, друзей, знакомых, значительна и роль СМИ. Наряду с этим у подростков отсутствует адекватная оценка своих способностей и возможностей. Анализируя результаты диагностических исследований, проведенных в 9 классах, прихожу к выводу, что именно школа должна вести серьезную работу по подготовке учащихся к выбору будущей профессии. И здесь важна роль психолога в сопровождении профессионального самоопределения учащихся.

Направления деятельности в рамках предпрофильной подготовки основываются на современной системе профориентационной работы и включают следующие этапы.

Информационный: Он является традиционным в профориентации. Основная задача этого этапа - формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. Ведь именно дефицит знаний является основной проблемой при выборе профессии.

Ведущие формы работы - лекции, семинары, индивидуальные консультации, встречи с представителями различных профессий, экскурсии.

Один из используемых мной приемов - мозговой штурм. Учащимся задается вопрос: «Какие имеются возможности у подростков для получения работы?». Они называют варианты трудоустройства, которые, по их мнению, подходят для данного возраста.

Предлагается совместными усилиями определить, где и как можно найти работу. Идет составление кластера.

Знакомые, друзья, родственники

Объявления в газетах, журналах, Интернете

Объявления по телевидевию, радио

Поиск работыОбобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихсяОбобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихсяОбобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихся

«Стучись в каждую дверь» по городу

Выставки, ярмарки рабочих местОбобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихсяОбобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихся

Служба занятостиОбобщение опыта работы Формирование профессионального самоопределения учащихся







Использую и упражнение «Телефонный звонок». К нему необходима тщательная подготовка. На доске вывешиваем объявление о приеме на работу и список вопросов, которые может задать работодатель.

Например: Фирме «Созвездие Девы» требуются:

парикмахеры; художник; секретарь; бухгалтер; водитель.

Звоните скорее! 8-902-2473-373

Возможные вопросы работодателя: «Какой вакансией вы интересуетесь? Вы занимались работой такого рода раньше? Какое у вас образование? Сколько вам лет? Сообщите ваше имя и адрес. Вы приглашены завтра в 11.00 на собеседование».

После выполнения данного упражнения уместно проведение упражнения «Работодатель - безработный». Это ролевая игра, которая помогает учащимся развивать умение задавать правильные и точные вопросы и отвечать на них, то есть вести деловой диалог. Работа идет в парах: один ученик - работодатель, а другой - безработный. Пары поочередно после подготовки выходят и показывают всем, как должна проходить беседа работодателя и претендента на имеющуюся вакансию.

Проводятся на занятиях и минутки «В мире профессий», когда учащиеся знакомятся с какой-либо новой профессией или уточняют свои знания об уже знакомой. Здесь использую игровую технологию. Капитаны команд выбирают конверты с карточками - заданиями, члены команды распределяют между собой, кто о какой профессии будет рассказывать, обсуждают варианты ответов, отмечают наиболее удачные, оригинальные и содержательные выступления - презентации профессий, аргументируют свой выбор. Потом идет обсуждение услышанного. Алгоритм ответа: значение профессий; в какой области применяется; примерная зарплата; востребована ли она; в каком учебном заведении можно получить эту профессию; знание каких школьных предметов для этого особенно важно

Помогает в проведении профориентационной работы и упражнение «Самореклама». Учащиеся должны научиться правильно себя подать, прорекламировать, ведь от этого может зависеть их будущее. Часто люди стесняются говорить о своих достоинствах и в большинстве своем не любят хвастаться , однако научиться себя рекламировать очень важно. Для подготовки к собеседованию предлагаем такие вопросы: «Чем вы больше всего любите заниматься? Что вы умеете? Что вам в себе нравится? Что другим людям в вас не нравится? Сколько времени у вас займет дорога на работу? Были ли у вас ошибки, разочарования? Какие ваши самые важные достижения? На какую зарплату вы рассчитываете?»

Учащиеся, отвечая на эти вопросы, учатся рекламировать себя на рынке труда.

При приеме на работу необходимо также умение написать резюме. Мы учимся и этому. После написания резюме ученики обмениваются друг с другом образцами. Представив себя в роли работодателя, анализируют резюме друг друга, деликатно и тактично указывают на ошибки. Все раздаточные материалы раздаются каждому учащемуся в портфолио.

Диагностический. Основная задача этого этапа - содействие самопознанию учащихся, изучению индивидуальных и личностных особенностей; выявление профессиональных интересов и склонностей.

Применяется разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности, сообщение учащемуся и его родителям результатов тестирования и рекомендации по выбору профессий, соответствующих психологическим особенностям подростка.

Консультационный. Основная задача этого этапа - оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и создание условий для повышения готовности к профильному и социальному самоопределению; актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения.

Основная проблема подростка заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Человек не в состоянии безошибочно выбрать лучшие решения (альтернативы выбора), которые характеризуются более чем четырьмя значимыми признаками. Именно такие задачи жизнь заставляет решать детей в юношеском возрасте: учиться, кем работать сейчас и после учебы, какую специальность получать и в каком учебном заведении.

Принятие решений - это волевое действие. В результате формируются принципиально новые оценочные суждения. В нашем случае школьник сможет выработать свою индивидуальную точку зрения на ценностную значимость для него конкретной профессии.

Мною часто используется метод таблиц. Рассмотрим его применение для принятия решения о выборе между тремя профессиями: инженер в области радиолектроники, газоэлектросварщик широкого профиля и водитель междугороднего автобуса.

Алгоритм применения таблицы:

  1. Определить наиболее значимые признаки профессий, консультируясь с родителями, учителями, знакомясь с представителями интересующих профессий.

  2. Оценить значимость («вес») каждого признака по 3-бальной шкале и внести в графу «вес» таблицы.

  3. Оценить уровень проявления каждого признака также по 3-бальной шкале. Оценка может быть как положительной, так и отрицательной.

(В таблице это отмечают соответствующим числом знаков «+ » или « - », например «+ +» означает два балла положительной оценки, «- - - » - три балла отрицательной оценки).

  1. Подсчитать значимость каждого варианта решения по каждому признаку путем вычисления алгебраического произведения «веса» признака на уровень проявления этого признака в каждой профессии. Например, для профессии «газоэлектросварщик» признак «востребованность на рынке труда» имеет «вес» 2 балла, положительное решение по этому признаку также оценено в 2 балла (++), значимость данного признака составит (2* 2= 4). Для профессии «водитель» востребованность на рынке труда также имеет «вес» 2 балла, положительное решение по этому признаку оценено в 3 балла (+++), общая значимость данного признака составляет (2*3=6).

  2. Подсчитать алгебраическую сумму значимостей всех признаков по каждой профессии и определить наиболее предпочтительную.

Опыт работы с таблицей позволяет в качестве базового набора признаков, значимых для выбора профессии с точки зрения подростков, предположить следующие: перспективы роста зарплаты; устойчивая востребованность на рынке труда; низкий уровень напряженности труда; уровень культуры общения и взаимоотношений на службе; отсутствие жесткого графика работы, минимум затрат времени на дорогу до работы и обратно; возможность трудоустройства; перспективы карьерного роста; соответствие личным психологическим особенностям; конкурентоспособность; минимум вреда для здоровья.

Естественно, что каждый подросток составляет перечень, взвешивает и в дальнейшем оценивает каждый признак самостоятельно, но предварительно, как уже указано, он обсуждает эти вопросы с взрослыми.

Приведем вариант заполнения и расчетов таблицы для рассматриваемого случая.

Итого для профессии инженер в области радиоэлектроники сумма баллов +7, газоэлекторосварщик +19, водитель +11.

Таким образом, рациональный выбор профессии в рассмотренном случае - газоэлектросварщик широкого профиля.

Значимые признаки

Вес

Инженер-радиоэлектрик

Газоэлетросварщик

Водитель

+

-

+

-

+

-

1.

Перспективы роста зарплаты

2

+

2

+++

6

+

2

2.

Востебованность на рынке труда

2

-

2

++

4

+++

6

3.

Низкая напряженность труда

2

++

4

+

2

-

2



Сумма баллов

7

19

11

Достоинство этого метода в том, что он позволяет определить деятельность по анализу, оцениванию и сопоставлению различных факторов выбора профессии.

Результирующий этап. Основная задача этого этапа - оценка результативности психолого-педагогического сопровождения учащихся 9 классов; дать прогноз успешности профессионального самоопределения учащихся. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы.

Таким образом, опираясь на результаты внутришкольных исследований, можно сказать, что система работы по профессиональной ориентации оказала воздействие на изменение личностных качеств учащихся подросткового возраста, вследствие чего повысился уровень их профессионального самоопределения.













© 2010-2022