Программа внеурочной деятельности Калейдаскоп

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Калейдоскоп»

Направление - общеинтеллектуальное

Возраст обучающихся - 7- 10 лет

Срок реализации - 3 года









Автор:

Педагог - психолог: Липатова Ирина Владимировна




















Пояснительная записка


Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак


Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.

Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

Одной из ведущих задач современного обучения детей считается достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам - логическое - лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности - умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Актуальность появления курса «Калейдоскоп» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Курс «Калейдоскоп» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Курс включает 102 занятия: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год со второго по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 45 минут, 1 раз в неделю.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу «Калейдоскоп» позволяет решать следующие задачи:

Познавательные задачи

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающие задачи

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающие задачи

  • воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения по данной программе является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.


1 год

Личностные результаты:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметные результаты:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

  • находить ошибки в построении определений;

  • делать умозаключения.

2 год

Личностные результаты:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

3 год

Личностные результаты:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы;

  • самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

80 - 100% - высокий уровень освоения программы;

60-80% - уровень выше среднего;

50-60% - средний уровень;

30-50% - уровень ниже среднего;

меньше 30% - низкий уровень.


Учебно-тематический план 1 год


Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудитор

ных занятий

1

Вводное занятие (тестирование)

1

1

0

2

Свойства, признаки и составные части предметов


4

3

0

3

Сравнение


7

5

0

4

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями


4

4

0

5

Комбинаторика


4

4

0

6

Элементы логики


7

7

0

7

Развитие творческого воображения




2

2

0

10

Практический материал


3

3

0

11

Итоговый тест.

1

1

0

13

Работа над ошибками. Итоговое занятие

1

1

0


Всего

34

34

0







Календарно-тематическое планирование 1 год


Тема занятия

Форма

Провед

ения

Кол-во

часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

План

Факт

1

Входной тест

тестирование

1

Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



2

Выделение признаков.

Мини

лекция ; игра - тренинг.

1

Познавательные УУД: учиться выделять частное из множества, основы синтеза.

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.



3

Различие.

Мини

лекция ; игра - тренинг

1

Регулятивные УУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.



4

Сходство.

Мини-

лекция ; игра - тренинг

1

Регулятивные УУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.



5

Существенные признаки.

Ролевая игра

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов;

Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; перерабатывать полученную информацию:

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе; развивать доброжелательность и отзывчивость;



6

Характерные признаки.

Мини

лекция ; игра - тренинг

1

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

Коммуникативные УУД: учиться выражать свои мысли, аргументировать с целью быть понятыми



7

Упорядочивание признаков.

Типовое занятие

1

Регулятивные УУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.



8

Правила сравнения.

тренинг

1

Регулятивные УУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



9

Значение сравнения.

Игра - тренинг

1

Регулятивные УУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: находить и формулировать решение Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым:



10

Тест «Сравнение».

тестирование

1

Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



11

Истинные и ложные высказывания.

Игра - викторина

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов

Познавательные УУД: находить и формулировать решение; перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым:



12

Отрицание высказывания.

Игра-тренинг

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов

Познавательные УУД: находить и формулировать решение; перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым:



13

Понятие о классах.

Типовое занятие

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



14

Правила классификации.

Мини

лекция ; игра - тренинг

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



15

Вопросы.

Мини

лекция ; игра

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



16

Алгоритм.

Мини

лекция ; игра

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



17

Тест «Алгоритм».

тестирование

1

Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.




18

Закономерность в числах и фигурах.

Мини

лекция ; игра

1

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатыватьполученную информацию;

находить и формулировать решение задачи

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.



19

Закономерность в буквах и словах.

Мини

лекция ; игра

1

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатыватьполученную информацию;

находить и формулировать решение задачи

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.




20

Комбинаторика. Перестановки.

Ролевая игра

1

Познавательные УУД: овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)



21

Комбинаторика. Размещения.

тренинг

1

Познавательные УУД: овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)



22

Комбинаторика. Сочетания.

тренинг

1

Познавательные УУД: овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)



23

Причина и следствие.

тренинг

1

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатыватьполученную информацию;

находить и формулировать решение задачи

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.




24

Причинно-следственные цепочки.

тренинг

1

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатыватьполученную информацию;

находить и формулировать решение задачи

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.




25

Противоположные отношения между понятиями.

Ролевая игра

1

Регулятивные УУД: учиться выражать свои мысли, аргументировать

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.



26

Отношения: род-вид.

Типовое

занятие

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



27

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Типовое занятие

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



28

Виды отношений.

Ролевая игра

1

Регулятивные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе



29

Тест «Отношения».

тестирование

1

Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.




30

Определения.

тренинг

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



31

Ошибки в построении определений.

викторина

1

Регулятивные УУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, находить ответы на заданные вопросы логическим путем

Коммуникативные УУД: учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации



32

Суждения.

тренинг

1

Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД: развивать способность вступать в общение с целью быть понятым



33

Итоговый тест.

тестирование

1

Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.




34

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Типовое занятие, беседа.

1

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации


















Содержание программы 1 год


  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение (6 часов)

Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика (4 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики (7 часов)

Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

  1. Практический материал (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.







Учебно-тематический план 2 год


Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие (тестирование)

1

1

0

2

Свойства, признаки и составные части предметов


3

3

0

3

Сравнение


3

3

0

4

Комбинаторика


2

2

0

5

Действия предметов

4

4

0

6

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями


2

2

0

7

Элементы логики

11

11

0

10

Развитие творческого воображения

3

3

0

11

Практический материал

4

4

0

13

Работа над ошибками. Итоговое занятие

1

1

0


Всего

34

34

0







Календарно-тематическое планирование 2 год


Тема занятия

Форма

Провед

ения

Кол-во

часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

План

Факт

1

Входной тест.

тестирование

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии.



2

Закономерности в чередовании признаков.

Мини

лекция ; игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



3

Классификация по какому-то признаку.

Мини

лекция ; игра

1

Регулятивные УУД: формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться аргументировать, доказывать;




4

Сравнение предметов по признакам.

Мини

лекция ; игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



5

Тест «Сравнение».

тестирование

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии.



6

Состав предметов.

Типовое занятие

1

Личностные УУД: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи



7

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

Тренинг - игра

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии

Познавательные УУД: соблюдать нормы этики и этикета; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе



8

Найди отличия.

Игра-викторина

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии

Познавательные УУД: соблюдать нормы этики и этикета; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе



9

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

Тренинг-игра

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии

Познавательные УУД: соблюдать нормы этики и этикета; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе



10

Комбинаторика Перестановки, размещения.

Мини

лекция ; игра - тренинг

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



11

Функциональные признаки предметов.

Мини

лекция ; игра - тренинг

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



12

Симметрия. Симметричные фигуры.

Типовое занятие

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



13

Логическая операция «и».

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



14

Координатная сетка.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии

Познавательные УУД: соблюдать нормы этики и этикета; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе



15

Решение логических задач и задач-шуток.

Типовое занятие; игра

1

Личностные УУД: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

Познавательные УУД: выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;



16

Результат действия предметов.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

Коммуникативные УУД: рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.



17

Обратные действия.

Мини - лекция; ирга

1

Познавательные УУД: описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

Коммуникативные УУД: рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.



18

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Тренинг-игра

1

Личностные УУД: сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Регулятивные УУД: формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.



19

Тест «Отношения».

тестирование

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии.



20

Порядок действий, последовательность событий.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

Коммуникативные УУД: рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.



21

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: соблюдать нормы этики и этикета; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе



22

Составление загадок, чайнвордов.

Типовое занятие;

1

Личностные УУД: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

Познавательные УУД: выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;



23

Множество. Элементы множества.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



24

Классификация по одному свойству.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи. Выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



25

Тест «Классификация».

тестирование

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии.



26

Способы задания множества.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



27

Сравнение множеств.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



28

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию



29

Решение задач с использованием понятий о множествах.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Регулятивные УУД: формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: учиться аргументировать, доказывать



30

Выражения и высказывания.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию; приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;



31

Высказывания со связками «и», «или».

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию; приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;




32

Отрицание.

Типовое занятие; тренинг - игра

1

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, синтеза; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учиться вести дискуссию;

приводить примеры отрицаний;




33

Итоговый тест.

тестирование

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии.



34

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

Типовое занятие; беседа.

1

Регулятивные УУД: осваивать начальные формы рефлексии

Коммуникативные УУД: рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.


















Содержание программы 2 год

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (2 часа)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (2 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (4 часа)

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (10 часов)

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (4 часа)

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.







Учебно-тематический план 3 год


Название разделов

Общее кол-во часов

Часы

аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие (тестирование)

1

1

0

2

Сравнение


2

2

0

3

Комбинаторика


3

3

0

4

Элементы логики

12

12

0

5

Развитие творческого воображения

12

12

0

6

Практический материал

3

3

0

7

Работа над ошибками. Итоговое занятие

1

1

0


Всего

34

34

0








Календарно-тематическое планирование 3 год


Тема занятия

Форма

Провед

ения

Кол-во

часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

План

Факт

1

Входной тест.

тестирование

1

Регулятивные УУД: рефлексия

Коммуникативные УУД: формировать мотивацию к работе на результат



2

Повторение основных мыслительных операций.

Обзорная лекция

1

Личностные УУД: формировать личностный смысл учения

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



3

Причинно-следственные цепочки.

Типовое занятие; игра

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



4

Интегрированный: логика в окружающем мире.

Типовое занятие; ролевая игра

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



5

Интегрированный: логика в русском языке.

Типовое занятие; ролевая игра

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



6

Виды отношений между понятиями.

Игра-тренинг

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



7

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

Типовое занятие;

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



8

Понятие о графах.

Тренинговое упражнение; мини-лекция

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



9

Рефлексивность отношений.

Беседа; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



10

Симметричность отношений.

Беседа; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



11

Тест «Отношения между понятиями».

тестирование

1

Регулятивные УУД: рефлексия

Коммуникативные УУД: формировать мотивацию к работе на результат



12

Классификация.

Беседа; тренинговое упражнение

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



13

Язык и логика. Фразеологизмы.

Беседа; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



14

Язык и логика. Образность и меткость речи.

Беседа; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



15

Язык и логика. Речевые ошибки.

Беседа; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



16

Язык и логика. Пословицы.

Беседа; небольшая викторина

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



17

Тест «Язык и логика».

тестирование

1

Регулятивные УУД: рефлексия

Коммуникативные УУД: формировать мотивацию к работе на результат



18

Работа над ошибками.

Тренинговое упражнение; беседа

1

Личностные УУД: формировать личностный смысл учения

Регулятивные УУД: осваивать формы познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



19

Логические связки «или», «и».

Типовое занятие; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



20

Логическая связка «если …, то».

Типовое занятие; тренинговое упражнение

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



21

Логические возможности.

Типовое занятие; тренинговое упражнение

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



22

Ситуативная связь между понятиями.

Ролевая игра; беседа

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



23

Оценка ситуации с разных сторон.

Тренинг

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



24

Образное сравнение.

Тренинг

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



25

Синонимы. Многозначность

Беседа; игра-тренинг

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



26

Антонимы.

Беседа; игра-тренинг

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



27

Тест «Языковая логика».

тестирование

1

Регулятивные УУД: рефлексия

Коммуникативные УУД: формировать мотивацию к работе на результат



28

Работа над ошибками.

Тренинговое упражнение; беседа

1

Личностные УУД: формировать личностный смысл учения

Регулятивные УУД: осваивать формы познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



29

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

Типовое занятие

1

Личностные УУД: формировать целостный взгляд на окружающий мир

Регулятивные УУД: определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



30

Рассуждения.

Типовое занятие

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



31

Выводы в рассуждениях.

Типовое занятие

1

Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера;

Познавательные УУД: овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения

Коммуникативные УУД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других



32

Юмор и логика.

Ролевая игра

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



33

Юмор и логика.

Тренинговое упражнение; беседа

1

Личностные УУД: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности

Познавательные УУД: учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами



34

Конкурс эрудитов.

викторина

1

Регулятивные УУД: рефлексия

Коммуникативные УУД: формировать мотивацию к работе на результат

















Содержание программы 3 год

  1. Сравнение (2 часа)

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика (2 часа)

Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики (11 часов)

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения (11 часов)

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал (3 часа)

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.













Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).

  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. - (Стандарты второго поколения).

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - ( стандарты второго поколения).

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).

  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

  9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.

  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.

  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.











Приложение

1 год

Тест «Сравнение»

  1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:

  • Деревянный, удобный, письменный … .

  • Летний, солнечный, праздничный … .

  • Узкий, длинный, кожаный … .

  • Черная, рыхлая, влажная … .

  • Большие, сине, грустные … .

  • Душный, сухой, пыльный … .


  1. Подбери близкие по значению слова.

  • Друг - товарищ.

  • Храбрый - … .

  • Скоро - … .

  • Разломать - … .

  • Думать - … .

  • Редко - … .

  1. Сравни самолет и автобус.

    Сходство

    Различие

    Самолет

    Автобус

  2. Какой признак отличия лежит в основе деления:

  • Перелетных и зимующих птиц;

  • Хвойные и лиственные деревья.

  1. Выдели признаки сходства.

  • Песок, крупа - … .

  • Глина, снег - … .

  • Книга, телевизор - … .

  • Чайник, утюг - … .

  1. Напиши красивое сравнение.

Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.

  • Красногрудые снегири похожи на … .

  • Волосы мягкие, как … .

  • Голос звучал нежно, как … .

  1. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.

Например: друг ( старый) шкаф.

  • Настроение ( … ) утро.

  • Обида ( … ) таблетка.

  • Торт ( … ) загар.

Дополнительное задание.

а) Пропали гласные:

Н … В … Д … Н … Н

К … Р … С … Л

Р … С … Н … К

б) Восстанови порядок букв и получи слово.

ИКОРКДОЛ

ЯЯЛБНО

1 год

Тест « Отношения».

  1. Определи тип отношений, запиши рядом.

  • Телевизор - экран Воробей - утка

  • Брюки - одежда Горький - сладкий

  • Почтальон - письмо Сегодня - завтра

  • Гололед - перелом руки Карман - кнопка

  1. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.

а) Вид - род

лето - …

столяр - …

поезд - …

б) Целое - часть

растение - …

рыба - …

воздух - …

в) Противоположности

аккуратный - …

прямой - …

бросил - …

г) Рядоположности

люстра - …

Буратино - …

сердце - …

д) Функциональные

уши - …

гитара - …

корова - …

е) Последовательности

седьмой - …

завтра - …

молния - …

ж) Причина - следствие

игра со спичками - …

долго был летом на солнце - …

погибло много птиц - …

  1. Составить самостоятельно пару понятий:

  • род - вид;

  • рядоположности;

  • целое - часть;

  • причины - следствия.

  1. Зачеркни неверные пары.

Род - вид: звери - животные.

Противоположные: жара - засуха.

Причина - следствие: утро - вечер.

Последовательные: последний этаж - чердак.

Функциональные: медведь - берлога.

Целое - часть: озеро - глубина.

Рядоположности: река - рыба.


  1. Напиши противоположные понятия:

  • свежая газета - …

  • свежая рубашка - …

  • свежий хлеб - …

  1. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).

  • Спортивная обувь, кеды, обувь.

  • Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.

  1. Построй сам такую цепочку.

Роза - … - … - … .

Расшифруй слова.

а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А

К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л

З М Л Т Р С Н - …

1 год

Итоговый тест

  1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.

  • Мера длины, равная 100 см, - … .

  • Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .

  • Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .

  • Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .

  • Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .

  • Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .

  • Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .

  • Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .

  1. Дополни определение.

  • Час - это единица времени.

  • Гроза - это явление природы.

  • Корень - это часть растения.

  1. Самостоятельно составь определение.

  • Дневник - это … .

  • Делитель - это … .

  • Береза - это … .

  • Справедливость - это … .

  1. Вычеркни определения с ошибками.

  • Враг - это человек, который желает тебе зла.

  • Утюг - предмет бытовой техники для одежды.

  • Чай - это кипяченая вода чайнике.

  • Шуба - зимняя верхняя одежда из меха.

  • Лимон - это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.

  • Корова - животное, которое дает молоко.

  • Ствол - это древесный стебель.

  1. Объясни своими словами крылатые выражения.

  • Юмор - это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.

  • Глаза - зеркало души.

2 год

Входной тест

1. Логика - это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка - … .

  • сметана, кефир, майонез - … .

  • Земля, Луна, Венера, юпитер - … .

  • дуб, баобаб, береза, осина - … .

  • предательство, доброта, честность - … .

б) Сравнение.

Солнце - Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  • Вверх - вниз

  • Говорил - …

  • Думать - размышлять

  • Ломать - …

  • Брюки - штанина

  • Рубашка - …

  • 1 2 3 - 2 3 4

  • 3 4 5 - …

3. Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

2 год

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.

  • Коза, корова, лось, лошадь - … .

  • в, з, ш, д - … .

  • Апельсин, груша, малина, яблоко - … .

  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .

  • Добрый, жадный, честный, голодный - … .

  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).

  • Ель ромашка шиповник

  • Клен ландыш смородина

  • Береза колокольчик сирень


  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

    Посуда

  2. Произведи классификацию самостоятельно.

    Геометрические фигуры

  3. Исправь ошибки в классификации.

  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.

  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.

  • Водоемы делятся на океаны и моря.

  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.

  • Люди делятся на детей и взрослых.

  • Машины делятся на грузовые и легковые.

  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.

  • Горы делятся на старые и молодые.

  • Меры веса - это тонна, центнер, килограмм, грамм.

  • Час состоит из минут и секунд.

2 год

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство: Различие:

_а)_________________ a)_________________

_b)_________________ b)_________________

_c)_________________ c)__________________

_d)_________________ d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;

  2. __________;

  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

2 год

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:

  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;

  2. 8, 17, 24, 32, 2;

  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;

  2. _____________;

  3. _____________ .

  1. Укажи родовое понятие:

  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;

  2. Пятиугольник, круг, квадрат;

  3. Пчела, муха, бабочка;

  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________

  2. ______________

  3. ______________

  4. ______________ .

  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:

  • быстрая, бурная, горная, … .

  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .

  • летняя, теплая, звездная, … .

  • меткая, поучительная, мудрая, … .

  1. Вычеркни неверные сравнения.

  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.

  • Курица - домашняя птица, а лебедь - дикая.

  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.

  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров - с трех сторон.

  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации - вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3


  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.

  • Яблоко, желудь, шишка - … .

  • Тополь, кошка, мухомор - … .

  • Шелк, ситец, вельвет - … .

  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

… - одна сторона листа.

… - знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан - это … .

  1. Напиши противоположное понятие.

  • Замерз - … .

  • Огорчить - … .

  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что … .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

Входной тест 3 год

  1. Логика - это наука о том, как нужно …, …, … .

  2. Назови одним словом, исключив лишнее.

  • Злость, радость, восторг - … .

  • Пингвин, журавль, верблюд - … .

  • Тюмень, Киев, Москва - … .

  • Желудок, позвоночник, череп - … .

  1. Сравнение.

Сравнить - это значит найти признаки … и … .

  1. Классификация.

Сходство

Различие

Книга

Тетрадь



  1. Аналогия.

  • Продолжи по аналогии:

  • Побежал, подарок, походка;

  • 701, 6002, 50003, … .

  • Маленький, умненький, кисленький, … .

  1. Расшифруй слова:

А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …

П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …

3 год

Тест «Отношения между понятиями»

  1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.

____________

Дятел - птица

Учитель - …

Часы - …

_____________

Улыбнулся - нахмурился

Упрямый - …

Заболел - …

______________

Книга - страница

Здание - …

Рассказ - …

________________

Чай - кофе

Ручка - …

Землетрясение - …

_________________

Кровь - кислород

Яблоко - …

Овца - …

__________________

Ноябрь - декабрь

Утро - …

1/7 - …

__________________

Грубость - обида

Шутка - …

Дождь - …

  1. Напиши аналогичную пару:

Стол - мебель

Китай - …

Машина - кузов

Паровоз - …

Глаза - картина

Уши - …

Широкий - бескрайний

Безымянный - …

Лето - июль

Рубашка - …

  1. Выполни аналогичное задание.

А) Лук - связка лука.

сыр - … чай - …

бензин - … песок - …

суп - … клей - …

молоко - …

Б) Лиса - хищный зверь - зверь - животное - живая природа.

Ель - … - … - … - … .

Апельсин - … - … - … - … .

В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

  • Вымыть посуду.

  • Передохнуть.

  • Справиться с напряжением.

  • Находиться в отпуске.

  • Тянуть лямку.

  • Гнуть спину.

  • Испытывать судьбу.

  • Потерять почву под ногами.

3 год

Тест «Язык и логика»

  1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.

  • Старые лебеди склонила над ним горые шеи.

  • Зимой в саду расцвели яблони.

  • Внизу над ними расстилалась пустыня.

  • В ответ я киваю ему рукой.

  • Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.

  • Сорняки шипучи и плодовиты.

  • Настоле лежала карта нашего города.

  • Самолет сюда, чтобы помочь людям.

  • Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.

  • Дети страдали от недоедания пищи.

  1. Закончи фразеологизмы:

  • Ни к селу, … .

  • В час по … .

  • Как снег … .

  • Совать нос … .

  • … из мухи … .

  1. Продолжи пословицы.

  • Январь - году начало, зиме … .

  • … всякий молод.

  • Красна птица пером, а человек … .

  • Крепкую дружбу … .

  • Мал золотник, да … .

  1. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.

  • Вести честную игру.

  • Играть со смертью.

  • Быть хозяином своей судьбы.

  • Играть по правилам.

  1. Объясни смысл следующих фразеологизмов:

  • с минуты на минуту;

  • утереть нос;

  • перемывать кости;

  • говорить в глаза.

  1. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :

  • полной темноте;

  • том, кто сам не пользуется т и другим не дает;

  • делах, которые идут успешно, удачно;

  • том, что одно плохое портит много хорошего.

  1. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

  1. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:

  • Я под синим пулогом

  • На холме полугом.

  • Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:

  • На двери замка ни … .

  • Живет щегол здесь - первый … .

  • И утром белка из …

  • Ему готовит гоголь-моголь.


3 год

Тест «Языковая логика»

  1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:

  • дом бабочка

  • книга лекарство

  • класс дорога

  • аппетит взгляд

  • лето кресло

  1. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.

Хлеб - ручка.

а) …

б) …

  • Вымыть посуду. В мгновение ока.

  • Передохнуть. Пока еще не поздно.

  • Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.

  • Находиться в отпуске. В два счета.

  1. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.

Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

  1. Объясни смысл следующих сравнений:

  • Медвежья услуга - … .

  • Заячья душа - … .

  • Волчьи законы - … .

  1. Найди синонимы и подчеркни их.

  • Больной, необычный, усталый, странный, далекий.

  • Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.

  • Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.

  1. Угадай многозначное слово.

  • Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.

  • Часть книги ( … ) часть дерева.

  • Древнее оружие ( … ) овощ.

  • Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.

  • Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.

  1. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:

  • Свежая газета - …

  • Свежая рубашка - …

  • Свежий воздух - …

  • Свежие новости - …

  1. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном.

  • ____________________________ хвост, холод.

  • ____________________________ характер, перстень.

  • ____________________________ нервы, труба.

  • ____________________________ жизнь, конфета.

  1. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.

К О Х Й Е К

СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т

3 год

Конкурс эрудитов

  1. Закончи фразеологизмы.

  • Ни в зуб … .

  • Как снег … .

  • Ждать у моря … .

  • Язык … .

  1. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.

  • ГОР ( … ) ОЛАД.

  • КАБ ( … ) ОШКО.

  • ЗА ( … ) ЕЦ.

  1. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?

  2. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.

Какие эпитеты употребляются со словами:

  • Ночь Сокол

  • Вода Леса

  • Горы Поле

  • Солнышко Реки

  1. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.

  2. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.

  3. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:

… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.

  1. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

И радостен для глаза

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы (заря)

Я наблюдать за ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  1. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

Ю К И Л Т

Л Ю Т А Н Ь П

ОЗАР
А Л И Ф К А

  1. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:

Квадрат - куб; d) Жара - зной;

Треугольник - …; Смелый - …;

Дуб - дерево; e) Дерево - ствол;

Стакан - …; Человек - …;

Река - озеро; f) Молоко - сыр;

Яблоко - …; … - печенье.

  1. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

  • Куй железо, пока горячо.

  • Один в поле не воин.

  • Лес рубят - щепки летят.

  • Не все золото, что блестит.

  • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

54



© 2010-2022