- Преподавателю
- Школьному психологу
- Особенности и возможные трудности адаптации пятиклассников
Особенности и возможные трудности адаптации пятиклассников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шнягина Т.Н. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
-
учитывать психологические особенности 10-11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
-
анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
-
Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
-
Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
-
Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
-
Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
-
Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой четверти обучения в школе.
I.Работа с учащимися
4 класс:
1.Итоговая диагностика
2. Изучение классного коллектива
3. Психологическая игра «Дорога в 5 класс»
5 класс:
1. Тематические классные часы «Возможные трудности обучения в средней школе»
2.Такие разные «Деревья» (методика-игра)
3. Психологическая игра «Символ класса», «Планета моего класса».
II. Работа с педагогами. Методическая копилка.
Возрастные особенности младшего подростка:
-
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
-
повышенная утомляемость;
-
стремление обзавестись верным другом;
-
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
-
повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в классе;
-
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
-
отсутствие авторитета возраста;
-
отвращение к необоснованным запретам;
-
восприимчивость к промахам учителей;
-
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
-
отсутствие адаптации к неудачам;
-
отсутствие адаптации к положению "худшего";
-
ярко выраженная эмоциональность;
-
требовательность к соответствию слова делу;
-
повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
-
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
-
ребенок легко справляется с программой;
-
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
-
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
-
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
-
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
-
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
-
нежелания выполнять домашние задания.
-
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
-
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
-
беспокойный сон.
-
трудности утреннего пробуждения, вялость.
-
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь ?
-
Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
-
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
-
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
-
Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Особенности адаптации учащихся при переходе на уровень основного общего образования.
Трудности, связанные с перестройкой сложившихся стереотипов и приспособлением к новой дидактической ситуации:
-
переход на кабинетную систему обучения;
-
возрастание объема и сложности материала, что нередко приводит к перегрузкам учащихся;
-
переход на предметное преподавание;
-
усложнение форм и методов обучения;
-
изучение новых предметов;
-
нестабильность учебного процесса (перестановки, замены уроков); несоответствие учебных программ и учебников; <
-
нет преемственности программ начального и среднего звена;
-
увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся;
-
дефицит свободного времени.
Трудности, связанные с наличным фондом знаний и способностями к усвоению:
-
несоответствие знаний, умений, навыков требованиям программы начальной школы (не усвоенный материал не позволяет успешно продвигаться дальше);
-
неумение учиться;
-
низкий уровень развития интеллектуальной сферы личности;
-
несформированность основных новообразований младшего школьного возраста произвольности и рефлексии.
Трудности, связанные с особенностями личностного развития:
-
низкий уровень учебно-познавательной мотивации;
-
потеря интереса к учебе в целом, определяющее нежелание учиться;
-
слабая информированность учащихся об особенностях перехода в среднее звено;
-
неадекватная самооценка; повышенный уровень тревожности;
-
несформированность таких качеств для обучения как самостоятельность, самокритичность, трудолюбие, усидчивость.
Трудности, связанные с характером межличностных отношений:
-
необходимость общения с новыми учителями, принятие их требований, не являющихся одинаковыми, и отличающихся от требований первого учителя;
-
переход на качественно иной тип взаимоотношений - "взрослый";
-
(потребность быть не только субъектом деятельности, но и утвердиться в сфере взаимоотношений со взрослыми "на равных"); потребность в личностных взаимоотношениях со взрослыми;
-
изменение характера межличностных отношений в семье -повышенное внимание или наоборот отсутствие такового, слабый контроль;
-
неадекватные ожидания от предстоящей деятельности учащихся со стороны значимых окружающих (родителей, учителей, сверстников);
-
наличие стереотипов в ожидании учащихся в отношении будущих учителей и ожиданиях учителей предметников в отношении своих будущих учеников.
Рекомендации по организации учебного процесса в 5-м классе
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2.Уделять особое внимание организации учебного процесса учащихся:
-
готовности к уроку (наличию необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядку на парте);
-
правильности оформления тетради, различных видов работ;
-
требованиям к ведению дневника.
-
Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
-
начинать уроки со звонком;
-
готовиться к уроку на перемене;
-
не перебивать ни учителя, ни ученика;
-
поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
-
при ответе выйти из-за парты, для развернутого ответа - выйти к доске.
-
Не задерживать детей, урок заканчивается со звонком.
-
Домашнее задание не оставлять на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
-
Урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, необходимо проводить физкультминутки.
-
На уроках не должна превышаться норма времени, отводимого для письма, формирования речевых, коммуникативных умений.
-
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
-
Особое внимание на всех уроках следует уделять поэтапному развитию навыков работы с текстом.
-
Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
-
Желательно не использовать дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролировать своевременность записей, заполнять дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверять наличие записей с заданиями на следующий день.
-
Ввести за правило среди учащихся сообщать о домашнем задании отсутствующим на уроке, оказывать им помощь в усвоении пропущенного материала.
-
Задача учителя - знать о затруднениях в усвоении учебного материала у учащихся, своевременно прийти на помощь.
-
Не забывайте! Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным. Учитесь учить, не уча.
Памятка классному руководителю 5-го класса
1.Знакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
2.С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива.
3.Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений, по которым проводилась такая работа в начальных классах.
4.Последовательно и целенаправленно включайте в план работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
5. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, привлекайте к работе психологическую службу школы.
6.Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте самооценку ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
Критерии оценки организации учителем преемственности в обучении
Учитель должен:
-
Вести преподавание на основе:
-
соблюдения единых требований к учащимся;
-
знания и учета особенностей психологического развития детей 10-12 лет;
-
знания и учета уровня познавательной активности учащихся , их психофизических особенностей;
-
знания целей, программы, результатов обучения на уровне начального общего образования.
-
Соблюдать преемственность:
-
в формах;
-
методах;
-
контрольно-оценочной деятельности;
-
в области взаимоотношения с учащимися.
-
Устанавливать требования, соответствующие возможностям ученика.
-
Осуществлять развивающую деятельность:
-
по улучшению познавательной активности;
-
в развитии учебной самостоятельности учащихся;
-
в разнообразии форм уроков;
-
в групповой работе на основе типов познавательной активности учащихся;
-
в развитии рефлексивной и контрольно-оценочной деятельности ученика и учителя.