Проблема бродяжничества среди детей подросткового возраста. Профилактические рекомендации

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Проблемы детской беспризорности и безнадзорности на сегодняшний день приобрели угрожающий характер, так как число беспризорных детей из года в год неуклонно растет. Влияние различных экономических и социальных факторов, привело к резкому увеличению числа детей и подростков, оказавшихся вне дома.

Бродяжничество - это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей личности. Бродяжничество является одной из форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе.

Дромомания - склонность человека к бродяжничеству. Это импульсивное влечение, обусловленное психическим заболеванием, т.е. это неудержимое влечение к дальним странствиям. Побег таких подростков обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег.

Синдром уходов и бродяжничества у детей и подростков практически всегда имеет социальные аспекты. Опыт работы показывает, что уходы и бродяжничество могут возникать как форма реагирования незрелой личности (протест, уход от трудностей), может быть связан с аддиктивными расстройствами) или отражать симптомокомплекс патологии влечений в целом.

На формирование синдрома бродяжничества оказывают влияние и микросоциальные факторы. Одним из ведущих негативных условий в формировании форм асоциального поведения является неблагополучная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка.

Очень часто фактором, провоцирующим совершение самовольного ухода, является обострение, при определенных условиях, акцентуаций характера и темперамента. В данном случае всегда имеет место определенная избирательность и направленность реакции оппозиции или протеста, которые проявляются первоначально в той микросреде, где возникли конфликтные переживания и направлена против того, кто, по мнению подростка, виноват в их возникновении. Причины таких реакций разнообразны: конфликты между родителями, равнодушие в семейных отношениях, несправедливое и оскорбительное наказание, школьная не успешность и др.

Различают реакции активного и пассивного протеста, с которыми практически каждый сталкивался. Активный протест - непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение. Пассивный протест - отказ от еды, уход из дома, учреждения, попытки суицида, отказ от общения, замкнутость. Сравнительно распространенной формой пассивного протеста являются побеги из дома. Первые побеги, как правило, случаются из-за страха наказания или как реакция протеста на раздражающий фактор.

Побег (самовольный уход) - это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, которые рассматривает подросток как невыносимые. Побег рассматривается как один из способов защитного поведения и какими бы причинами он ни объяснялся, - это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения.

Каждый трудновоспитуемый подросток, как и любой ребенок вообще, неповторимо индивидуален. Но на его индивидуальность наслаиваются те особенности, которые делают его «трудным».

Сегодня мне хотелось бы остановиться на некоторых психологических особенностях подростков, склонных к бродяжничеству.

Основные черты, которые присущи подросткам, склонным к бродяжничеству:

  • утрата ощущения допустимого и недопустимого, которая ведет к непредсказуемости их поведения;

  • пассивная защита от трудностей;

  • пренебрежительное отношение к учебе; очень низкая учебная мотивация, можно даже говорить об ее отсутствии;

  • отсутствие индивидуальных увлечений, несмотря на большое количество свободного времени;

  • поиск новых острых ощущений;

  • негативизм;

  • высокий уровень агрессии; эмоциональная неуравновешенность;

  • интерес к ярким впечатлениям улицы.

У данной категории подростков наблюдается ярко выраженное нарушение аффективной и поведенческой сфер, для них свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

У них искажены представления об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях. Поскольку нормы поведения в обществе не были усвоены ребенком, он с легкостью идет на их нарушение.

Отношение к будущему у подростков является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются. Самой большой ценностью в жизни подростки считают деньги свободу в выборе образа жизни. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия - являются типичными для таких подростков.

Подростки, склонные к аддиктивному поведению, то есть это те дети, которые замечены в употреблении алкоголя, наркотических и токсических препаратов, наблюдается сниженная переносимость трудностей, проблем повседневной жизни; скрытый комплекс неполноценности, стремление уйти от ответственности в принятии решений; высокий уровень тревожность.

Определяющую роль в совершении самовольного ухода играют длительно действующие факторы:

  • Внутренние (затяжные внутрисемейные конфликты, непедагогический воспитательный подход, как в семье, так и в учебном процессе, длительное эмоциональное напряжение),

  • Внешние (неблагоприятный микросоциальный климат, педагогическая запущенность).

Для того чтобы понять, почему совершаются самовольные уходы, правонарушения и даже преступления, необходимо найти первопричину, основную проблему, которая волнует подростка.

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков (самовольные уходы, побеги), как правило, относят:

  1. Индивидуально-типологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений ДРО.

  2. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

  3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития. Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется.

  4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками обучения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу.

  5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья и школа.

  6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появлений девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности.

Трудный подросток, как правило, старается не раскрывать себя, не показывать своих слабостей. Он, как броней, прикрыт всевозможными защитными приспособлениями и для каждой ситуации у него вырабатывается свой особый стереотип поведения. Те личностные свойства, которые лежат на поверхности и демонстрируются трудным подростком, как правило, приводят его к приспособлению к своей роли и положению в системе межличностных отношений в среде сверстников, а те, которые лежат глубоко, зачастую открыто не проявляются, но именно эти качества в работе реабилитации берутся за основу.

Формы профилактической работы с подростками, склонным к самовольным уходам:

  1. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций.

  2. Информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов.

  3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов (ассертивности, резистентности, формирование жизненных навыков).

  4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

  5. Организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

  6. Активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

  7. Минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Таким образом, основой профилактической работы с самовольными уходами подростков, является комплексная работа всех специалистов. Помимо этого, необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален, и у одного процесс происходит заметно, а у другого процесс внутренне длительный, малозаметный.

© 2010-2022