Классный час на тему Ресурс свободного времени

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Тоншаевская средняя школа»




Классный час


на тему:


Классный час на тему Ресурс свободного времениКлассный час на тему Ресурс свободного времени








Материал подготовила

педагог-психолог

МОУ Тоншаевская СОШ

Елькина Ю.А.




Тоншаево 2015


Классный час на тему: «Ресурс свободного времени»

Эпиграф на доске.

«Умение распоряжаться временем один

из важнейших факторов,

предопределяющих успех или неудачу»

Ульрих Зиверт

Цели: Формировать у учащихся умение рационального распределения и использования своего времени, в частности при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Задачи:

  • Развивать умения, у учащихся правильно распределять своё время и рационально его использовать.

  • Провести анализ умения организовывать свое рабочее время. (применяя метод тестирования);

  • Познакомить с советами психологов, которые помогут ребятам научиться управлять своим временем.

  • Учить детей беречь своё время и окружающих.

  • Формировать умения анализировать и делать выводы.

Ход мероприятия.

ВЕДУЩИЙ:

Начинаем работу по составлению сценария собственной жизни. Каждый человек о чем-то мечтает, строит жизнен­ные планы, хочет изменений к лучшему.

Но сколько людей, столько и судеб. Почему-то у одних людей мечты и планы сбываются, а у других так и остают­ся несбыточными фантазиями. Наверное, поэтому одних называют удачливыми, успешными, а других... Но только ли в удаче дело?

Кто поспорит с тем, что для человека естественно посто­янно стремиться к лучшему? Однако для удовлетворения растущих желаний или потребностей человеку необходи­мы определенные средства, или ресурсы.

Как трактуется понятие «ресурсы»? Обратимся к слова­рям. Ресурсы (от франц. - вспомогательное сред­ство) - денежные средства, ценности, запасы, возможно­сти, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы; средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг). Традицион­но понятие «ресурс» используется в прикладном, утили­тарном значении. Такой подход заслоняет другое пони­мание этого термина, необходимое нам для дальнейшей деятельности, а именно: ресурс - внутреннее состояние или внешнее поведение человека, его возможности и лич­ностные качества, а также вещь или человек, которые спо­собны оказать помощь в достижении цели. В такой трак­товке уделяется внимание, главным образом, внутренним ресурсам человека, например его опыту, знаниям, жизнен­ной энергии, способностям, навыкам...

Вы можете заметить, что все вышеперечисленное - об­щие слова. И действительно, ведь каждый человек обладает определенным набором ресурсов: здоровьем, способностя­ми, собственностью, информацией и временем. Объективно нужно признать, что количественный запас большинства ресурсов во многом зависит не от нас. Единственное, что всем отмерено поровну, - это время. У каждого в сутках 24 ч. Но каждый человек способен научиться рациональ­но использовать свои внутренние резервы. Так устроена жизнь, что распорядиться собственными ресурсами может и должен только сам человек, а значит, не в удаче дело, а в убежденности человека в своих силах, стремлении само­му строить свою жизнь. А самое главное - у каждого из нас есть все необходимое для этого!

А теперь, давайте вспомним наши мысли вслух: катастрофически не хватает времени! На что именно? Не хватает времени на отдых? на занятие любимым делом? на подготовку к рабо­чему дню? Почему? В программы курсов по менеджменту авторы обязательно включают раздел, посвященный ра­циональному распределению времени. Это продиктовано жизнью! Управленцы всех уровней захотели понять, как управлять этим ресурсом, чтобы задуманное стало реаль­ным, а не мечтой несбыточной.

Жизнь сегодня движется быстрее, и скорость ее будет постоянно расти, предоставляя еще больше возможностей и предъявляя еще больше требований к нашему времени и умению принимать решения. Добьются успеха только те, кто умеет организовать себя. Тот, кто останется неоргани­зованным, будет чувствовать себя обессиленным, неуверен­ным. В XXI в. организованность становится навыком вы­живания. Специалисты по управлению временем ввели понятие бюджет времени, чтобы подчеркнуть, что у каза­лось бы, абстрактного бесконечного понятия «время» есть четкие определенные границы. Это, пожалуй, единствен­ный ресурс, которым все мы наделены поровну.

Временные возможности у всех одинаковые: 24 ч в сут­ки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, а распределяем мы этот ресурс все по-разному.

А теперь давайте подумаем, на что и как мы тратим это свое драгоценное время? Какими делами обычно заполнены наши 24 часа? ( Дискуссия )

ВЕДУЩИЙ: Умение рационально использовать свое время, не тратить его по пустякам, напрямую связано с умением организовать свою деятельность. Давайте, сейчас выполним тест, который позволит определить уровень вашей организованности на данный момент времени.

( Анкета « Организация времени» представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1)

ВЕДУЩИЙ: По результатам анкеты каждый из вас может сделать вывод и успеть еще многое изменить, т.к. впереди у вас еще целая жизнь. Только не откладывайте эти изменения в долгий ящик, иначе вы не успеете воспользоваться результатами перемен.

ВЕДУЩИЙ: Куда же девается наше быстротекущее время?

Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Много воды утекло с тех пор, как был сделан этот беспристрастный вывод. Что же изменилось за прошедшее время? Почти нечего. Как известно, статистика знает все, в том числе, на что расходуется наше время.

УЧАЩИЙСЯ:

Статистика распределения времени жизни.

Подсчитано, что в течение средней продолжительности жизни человека 1/3 времени спит, 1/12- ест, 1/12-едет в транспорте, 1/20- читает развлекательную литературу, 1/18- смотрит телевизор, 1/15- почесывается, зевает, переходит с места на место, думает, что бы поделать, и так далее. Получается, что примерно 2/3 жизни статистического человека проходит в «околополезном» времяпровождении.

ВЕДУЩИЙ: Что же нужно знать и делать для того, чтобы не сожалеть потом об ушедшем и потерянном безвозвратно времени?

Во-первых, нужно выявить помехи в своей работе.

Что мешает нам в работе и в жизни, что « съедает» наши драгоценные минутки? ( Перед вами карточки, в которых перечислены основные причины потери времени. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Проанализируйте этот перечень «ловушек», выберите из них те, которые свойственны только вам и подумайте как с ними бороться.

Дискуссия ( выскажите пожалуйста свое мнение ). Можно выполнить по кругу, передавая слово друг другу.

Во-вторых; попробуйте ответить на следующие вопросы:

Вопросы написаны на доске

( Можно сделать слайд с вопросами и использовать проектор)

  • Чувствуете ли вы время?

  • Сколько времени вы проводите у телефона?

  • Как вы относитесь к хронофагам?

  • Как вы ведете себя в непредвиденной ситуации?

  • Как вы относитесь к своему делу?

  • Есть такое правило: « Точность- вежливость королей». Стараетесь ли вы следовать ему?

  • Уважаете ли вы время?

Помните! Беречь свое и чужое время - высокий человеческий талант!

Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои.

ВЕДУЩИЙ: Как организовать рабочий день?

Достижение различных целей возможно при условии планирования, и план должен быть на каждый день, в пер­вую очередь на рабочий. Планируют свой рабочий день ра­ботающие родители, ученики. Учеба в школе, колледже, институте является тоже работой, и трудовых дней на не­деле у учащихся не меньше, чем у взрослого человека. Спе­циалисты считают, что план должен быть в одном месте (блокнотике, тетрадке, ежедневнике) и обязательно в пись­менном виде. Планирование должно быть гибким, удоб­ным. Не стоит загонять себя в жесткие рамки.

Планировать свой рабочий день можно с вечера. Этот способ более подходит для стабильной деятельности (для учащихся, например). А можно планировать с утра. Этот способ удобен в менее предсказуемой деятельности, когда требуется согласование встреч, уточнение распоряжений. В любом случае план должен корректироваться в зависи­мости от обстоятельств.

Заведите ежедневник. Он должен быть красивым, удобной формы, с обзором дня или недели. Задачи, не относя­щиеся к конкретному дню, лучше написать на отдельной закладке.

Планируя день, необходимо учитывать три типа задач:

1) жесткие - относящиеся к конкретному моменту времени (например, уроки в школе, занятия в музыкаль­ной школе, тренировки в спортивной секции);

2) гибкие - у этих задач может быть срок, но нет кон­кретного момента времени, в который вы должны их ре­шать (например, занятие с репетитором, просмотр фильма);

3) бюджетируемые - у этих крупных приоритетных задач нет жесткого срока исполнения, но для их решения требуется достаточно большой ресурс времени (например, сдача зачета, написание реферата).

Все задачи необходимо последовательно записать. При­оритетные дела - то, что мы делаем в первую очередь. Приоритезированный список задач фактически является гибким планом, он не привязывает задачи к жесткому вре­мени исполнения, но диктует последовательность их вы­полнения.

В жизни хочется многого: успехов в учебе, побед в спор­те, сходить куда-нибудь с друзьями, почитать любимую книгу и т. д. Но все не успеешь, приходится выбирать. Вся наша жизнь - непрерывный выбор. И лучше, если этот выбор будет делаться осознанно, а не «как придется». Пер­вое, с чего начинается расстановка приоритетов, - расчи­стка жизни от навязанных дел. На уровне конкретного дня это, в частности, означает говорить «нет» делам, которые не соответствуют вашим целям, ценностям или принципам или потакают вашим слабостям. Давайте сейчас с вами разделимся на группы, каждая из которых проиллюстрирует нам на конкретном примере одну из стратегий отказа. А вы подумайте и скажите, в чем, на ваш взгляд «+» и «- « каждой стратегии. Давайте обсудим.

( Работа в группах ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

УЧЕНИКИ:

Как рационально использовать свое время?

Для этого существует много способов. Предлагаем неко­торые из них.

1. Учитесь слушать: это позволит избежать серьезных ошибок, неверных действий, переделок.

2. Не упускайте из виду мелочей. Например, решайте вечером, какую одежду наденете утром.

3. Можно сберечь время, если быть разборчивее при выборе телепередач, книг, журналов, развлечений.

4. Воспитывайте в себе уважение к своему и чужому времени.

5. В конце дня составьте список учебных и домашних дел на завтра.

6. Экономьте время на телефонных разговорах.

7. Помните, что любая работа выполняется намного быстрее, если к ней относиться с интересом.

ВЕДУЩИЙ: И в заключении несколько советов:

Советы психологов: как начать работать над собой.

  1. Определите цель.

  2. Составьте план.

  3. Наметьте сроки.

  4. Придумайте стимул, он поможет сделать то, чего не хочется.

  5. Скажите себе «нет».

  6. Начните с главного.

  7. А теперь скажите себе « ПОРА»

  8. используйте время полностью.

Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

Находите время для ДРУЖБЫ - это основа счастья.

Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

Находите время для ВЕСЕЛЬЯ - это муза души.

ВЕДУЩИЙ: Надеемся что, это занятие принесет вам пользу, заставит вас задуматься о времени , как своем ресурсе и воспользоваться им сполна.



Литература

1. Залог успеха : управление собственными ресурса­ми : пособие для учащихся / Е. Г. Баранюк, Н. В. Во­ронова. - М. : Просвещение, 2009. - 1 76 с:. - (Элек­тивный курс).

2. Залог успеха : управление собственными ресурса­ми : программа и метод, рекомендации / Е. Г. Баранюк, Н. В. Воронова. - М. : Просвещение, 2009. - 111 с. - (Элективный курс).

3. Материалы Кл. рук. 11 «А» класса В. В. Раскаткиной, МОУ СОШ №10 г.Бор Нижегородской области, размещенные в медиатеке сайта dnevnik.ru

Классный час на тему Ресурс свободного времени

7

© 2010-2022