- Преподавателю
- Школьному психологу
- Информация для родителей: Я - пятиклассник!
Информация для родителей: Я - пятиклассник!
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крученецкая В.И. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пятиклассники - существа совершенно особенные.
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Пятиклассники - существа совершенно особенные. Во многом - по духу, интересам, манере поведения - они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Для ученика пятого класса, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Адаптация в пятом классе традиционно считается одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
-
Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
-
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
-
Стремление отвлечь взрослого, от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
-
Нежелание выполнять домашние задания.
-
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
-
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
-
Беспокойный сон.
-
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
-
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
-
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
-
Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
-
Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
-
Соматическая ~ отклонения в здоровье ребенка.
-
Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Рекомендации родителям.
-
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
-
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
-
Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
-
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
-
Создавайте условия для успеха ребенка - дайте ему почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
-
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
-
Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или психологу школы