Психологический тренинг Учитель и проблемы дисциплины

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Психологический тренинг Учитель и проблемы дисциплины


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 11

села Золотое Красноармейского района Саратовской области»

Психологический тренинг Учитель и проблемы дисциплины

412 825 Саратовская область, Красноармейский район, село Золотое ул. Красноармейская, 8
Тел/Факс: 8(84550) 3-60-42 E-mail: [email protected]





Программа социально-психологического тренинга

«Учитель и проблемы дисциплины»














Подготовила и провела:

Педагог-психолог Ляхова Елена Викторовна















Саратов, 2015 г.


пояснительная записка


Воспитание - это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. Возможности школы в решении задачи развития личности огромны. Однако порой мы наблюдаем неэффективные профессиональные взаимоотношения педагогов и воспитанников. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится учителю. Педагог влияет на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависит от стиля общения учителя.

Целью социально-психологического тренинга «Учитель и проблемы дисциплины» является психологическое содействие формированию профессионального и личностного развития педагога.

Задачи:

  1. Научить педагогов точно описывать «плохое» поведение ребенка, определять скрытый мотив его поступка;

  2. Научить разрабатывать и осуществлять экстренное педагогическое воздействие в конфликтной ситуации;

  3. Научить разрабатывать и осуществлять систему воздействий, повышающих самоуважение детей и обучающих их достойному поведению;

  4. Научить гибко и конструктивно взаимодействовать с родителями учеников.

Структура занятия:

  • Теоретическая часть (сообщение участникам ключевых понятий, техник педагогического воздействия, принципов)

  • Практическая часть ( отработка практических навыков по заданной теме)

    • Упражнения на разогрев

    • Дискуссия на тему занятия

    • Упражнения на овладение навыком

    • Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

    • Обсуждение итогов работы

Предполагаемый результат:

Психолого-педагогический тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» знакомит педагога с системой эффективных действий для приостановления и последующего элиминирования случаев нарушений поведения. Учитель составляет план взаимодействия с конкретным учеником, имеющим проблемы с поведением.


















Теоретическая часть


  1. Анкетирование.

Участникам предлагается в каждой паре утверждении выбрать то, с которым они в большей степени согласны: А или Б

Если вы набрали пять и более утверждений, обозначенных буквой Б, то вы - наш единомышленник, вы много времени уделяете проблеме дисциплины, и наша встреча поможет вам разрешить многие вопросы.

Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3-4 утверждения, то наша встреча поможет вам обратить внимание на причины «плохого» поведения детей, и, возможно, вы по другому будите рассматривать этот вопрос.

Если из всех выбранных вами утверждений не более двух обозначены буквой Б, то наша встреча навряд ли покажется вам полезной, вы не готовы решать проблему дисциплины.


  1. Философия дисциплины

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Непослушные ученики встречаются в каждом классе. Как учитель реагирует на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую проповедует конкретный педагог. Можно выделить три разных подхода:

  • «Руки прочь» Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода. Они считают, что дети постепенно сами научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения.

  • «Твердая рука» Педагоги, которые верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников, они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж.

  • «Возьмемся за руки» Педагоги, которые считают. Что конкретные поступки учеников - это результат действия обоих сил: и внутренних побуждений, и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора.

Эта тренинговая программа реализует третий подход в отношении нарушений дисциплины.

Для изменения поведения ребенка необходимо составить индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, разработать оптимальную стратегию и тактику общения с ним пошагово:

  • понимание мотива «плохого поведения»

  • выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке

  • разработка педагогической поддержки ученика для повышения его самоуважения

  • включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного плана


  1. Определение мотива «плохого» поведения

  1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения.

Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обязательно предназначаются учителю. В средних и старших - одноклассникам и учителям.

  • Общая характеристика поведения.

Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей. Но есть люди и дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Направленное на привлечение внимания поведение проявляется в активной и пассивной формах.

  • Активная форма поведения

Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания» (МПВ).

Второклассник Сеня имеет тысячу и один таких МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, постоянно просит ее помочь и т.д.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, и если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

  • Пассивная форма поведения

В отличие от активных детей, привлекающие к себе внимание ученики пассивного типа редко «заводят» класс. Они не отказываются выполнять ваши требования, но делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке». Исправить пассивных труднее, чем активных. Они часто говорят: «за что вы меня ругаете ? Я не делаю ничего «плохого»!». Активные же не могут так оправдываться, их выходки слишком вызывающи и заметны.

  • Природа поведения, направленного на привлечение внимания

  1. Еще в раннем детстве ребенок получал много внимания при «плохом» поведении и мало внимания при «хорошем».

  2. Никто не учил ребенка, как просить внимания в приемлемой манере, а потребность во внимании - базовая психологическая потребность, также как еда и питье с точки зрения физиологии.

  3. Чем меньше внимания дома - тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.

  • Сильные стороны поведения

Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере.

  • Реакция учителя

  • Чувства: раздражение и возмущение

  • Действия: словесные замечания, выговоры и угрозы

  • Ответы ученика на реакцию учителя

  • Прекращает тут же выходку, но только на короткое время

  • Принципы профилактики

  • Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо (в 10 раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое).

  • Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у родителей или класса, когда они нем особенно нуждаются.


  1. Власть как цель «плохого» поведения

  • Общая характеристика поведения.

Очень часто причиной «плохого» поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей. Но есть люди и дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Направленное на привлечение внимания поведение проявляется в активной и пассивной формах. Поведение учеников, ищущих власти также имеет активную и пассивную формы.


  • Активная форма поведения

  • Вспышки негодования. Ученики демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать. Такие вспышки нужны для манипулирования взрослыми для достижения желаемого.

  • Словесное негодование. Ученики просто хамят (неуважительно и вызывающе) или выдают «синдром адвоката» (эти дети не хамят, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего «плохого» поведения). (с 45 пример) Их дружелюбие часто сбивает с толку, и учитель поддается. Повторные попытки приводят нас в замешательство, и мы быстро раздражаемся от их словесной акробатики.

  • Пассивная форма поведения

  • Тихое непослушание. Ученики, выбирающие пассивное непослушание избегают сцен. Они не демонстрируют явную конфронтацию и много не говорят. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать, а затем делают то, что хотят они.

  • Оправдание ленью.

Искренность и самокритичность обычно производит впечатление на большинство учителей. И если разгадать такое поведение как пассивное властолюбие, то можно начать работать, чтобы изменить его.

  • Оправдание плохим вниманием. Некоторые ученики оправдывают свое плохое поведение, ссылаясь на проблемы с вниманием. Они стараются выглядеть совершенно растерянными и беспомощными. И только в разговорах с родителями мы выясняем, что этот ученик часами сосредоточенно играет в компьютерные игры.

  • Оправдание забывчивостью. Говоря «я забыл», ученик на самом деле говорит «я отказываюсь», понимания при этом, что еще никого не выгнали из школы за забывчивость. Дети, постоянно забывающие делать домашнее задание, наверняка помнят программу телевидения на несколько дней вперед, и, демонстрируют забывчивость только тогда, когда им это выгодно.

  • Оправдание физическим состоянием. Если ученик ссылается на свое плохое состояние здоровья, лишь в тех ситуациях, когда ему необходимо выполнить требование учителя, то это тоже пассивный властолюбец.

  • Сильные стороны властолюбивого поведения

Многие ученики, демонстрирующие властолюбивое поведение, особенно в активной форме - интересные, незаурядные личности, которые обладают:

  • лидерскими способностями.

  • честолюбием, склонностью к самоутверждению,

  • независимым мышлением.

Сложность для педагогов представляет лишь то, что они пытаются манипулировать другими людьми, в том числе и учителем.

  • Реакция учителя

Есть два существенных признака, по которым легко определить было ли то или иное поведение властолюбивым. Речь идет об эмоциях учителя и его первом побуждении. Первый признак - это возникающее в ответ на выходку эмоции гнева, замешательства из-за своей беспомощности, или даже страх. И второй признак - это естественный импульс - немедленно прекратить выходку, возможно даже физическим действием.

  • Ответы ученика на реакцию учителя

Другим существенным признаком для уточнения цели поведения ученика можно считать его реакцию. Это реакция - конфронтация «Ты мне ничего не сделаешь», даже если оно не высказано вслух. Властолюбивые ученики спокойно наблюдают за тем, что вы делаете, продолжают гнуть свою линию, пока не будут уверены, что все присутствующие видели: они прекратили выходку, не потому, что вынудили, а потому, сто сам так захотели.


  • Принципы профилактики властолюбивого поведения

  • Уход от конфронтации и снижение напряженности.

  • Передачи ученику части своей организаторской власти.

Месть как цель «плохого» поведения.

  • Общая характеристика мстительного поведения

Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть вполне обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это самый тяжелый случай для воспитания. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое родитель или учитель ответили применением силы. Такой способ воздействия в душах детей сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. И в ответ мы можем получить выходки через две минуты, через два часа, через две недели, а может даже через два года после нанесения обиды. Но она обязательно последует, в этом можно не сомневаться.

  • Активная форма поведения

  • Прямые физические акты насилия (бывают редко).

  • Непрямые физические акты насилия (случаются часто). Ученики совершают действия. Направленные не на самого учителя, а на то, что с ними связано: они ломают, портят. Крушат школьную мебель или оборудование. Они могут изрезать ножом ваш стол или стул, срезать комнатные цветы, украсть кошелек, испортить книги и т.д.

  • Психологические акты насилия - оскорбление и хамство. Такие психические атаки редко совершаются в сердцах, сгоряча. Часто они продуманы и являются способом манипулирования учителем, и под каждой фразой подразумевает смысл «я тебя ненавижу». (пример с.58)

  • Оскорбление действиями. Ученики хорошо знают слабое место учителя, поэтому любимый способ отомстить - подвергнуть атаке эти ценности. Подавляющее большинство юных мстителей выбирают активные формы поведения.

  • Пассивная форма поведения

Единственной пассивной формой является отчуждение, избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы и не коммуникабельны. Вы распинаетесь перед ним в надежде на какой-нибудь ответный импульс, но не получаете ничего, и в конце концов чувствуете свою вину и полную неспособность что-то сделать.

  • Сильные стороны поведения

Обижая других людей, они как бы защищают себя от обид. Такие ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли и других негативных воздействий.

  • Реакция учителя

Реакции очень характерны:

  • Если в ответ на властное поведение учитель испытывает гнев, негодование и страх, то при мстительном поведении к этим чувствам добавляются обида, боль, опустошение.

  • Первые импульсивные движения:

1. Немедленно ответить силой, поставить на место, подавить любой ценой.

2. Уйти, убежать из ситуации.

  • Ответы ученика на реакцию учителя

  • Выходки продолжаются до тех пор, пока сам ученик не решит прекратить их, независимо от вмешательства учителя.

  • Принципы профилактики

  • Строить отношения со своими учениками по принципу заботы о них.

  • Учить учеников выражать душевную боль и сострадание приемлемыми способами.

Избегание неудачи как цель «плохого» поведения.

  • Общая характеристика поведения.

Избегание неудачи становится проблемой, когда ученик постоянно использует это способ защиты в течение определенного периода времени.

  • Активная форма поведения

Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

  • Пассивная форма поведения

  • Откладывание «на потом»

  • Недоведение до конца

  • Официальные диагнозы

Практическая часть


1. Упражнение на овладение навыком о возможных целях «плохого» поведения детей

Предложить участникам группы следующую ситуацию для определения мотива плохого поведения: «Ученица сидит и рыдает на уроке». Выслушать различные мнения. Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

- если вы подошли к ней и плач затих - это «привлечение внимания»

- если вы подошли к ней и плач стал громче - это «власть»

- если это происходит на открытом уроке или в присутствии других - это «месть»

- если ученице нужно отвечать - это «избегание неудачи»

Участникам предлагается заполнить таблицу самостоятельно, а затем сравнить заполненную таблицу с правильным вариантом.

Таблица мотивы «плохого» поведения



Привлечение

внимания

Власть

Месть

Избегание

неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

нет

Эмоции и

желания учителя

Раздражение, негодование Сделать замечание

Гнев, негодование, может быть, страх Прекратить выходку с помощью физического воздействия

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Профессиональная беспомощность Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакции ученика

Временно прекращают выходку

Прекращают выходку, когда сами решат

Прекращают выходку, когда сами решат

Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

Способы профилактики

Учить детей просить внимания приемлемым способом. Оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

2. Упражнение на овладение навыком «Стратеги экстренного вмешательства»

Участникам предлагается разбиться на 4 группы и предложить свой вариант стратегии экстренного вмешательства в предложенном примере конфликтной ситуации. Поэтапно предлагаются 4 конфликтных ситуации с различными мотивами поведения и проходит обсуждение каждого случая:

Привлечение внимания.

Ваня Иванов на уроке математики неожиданно для всех залез под парту.

Власть.

При объяснении нового материала по природоведению Петя Петров постоянно поправляет учителя, дополняет его объяснения, пытается увести разговор на другую тему. Его поведение не дает возможности провести урок.

Месть.

Машу Иванову на уроке литературы нечаянно толкнул сосед по парте. Маша начала обзывать его нецензурными словами и плюнула ему в лицо. При попытке учителя пресечь конфликт, агрессивное поведение перекинулась на нее.

Избегание неудачи.

На контрольной по математике Маша Иванова отказалась выполнять работу. После того, как учитель хотел привлечь ее внимание к работе, девочка расплакалась.

Таблица «Техники экстренного педагогического вмешательства»

стратегии

Техники

Ищите изящный уход

Признайте силу ученика

Уберите зрителей

Перенесите обсуждение вопроса

Назначьте специальное время для обсуждения вопроса

Озадачьте ученика

Устанавливайте санкции

Лишение ученика правом распоряжаться своим временем

Лишение права пользованием предметами

Лишение права доступа в различные помещения школы

Встреча с администрацией школы

Информирование родителей

Починка, ремонт предметов

Возмещение убытка

Используйте удаление

Удаление в пределах классной комнаты

Удаление в другой класс

Удаление в специальное помещение

Таблица «Меры экстренного педагогического воздействия»

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение

Зрительный контакт

Становитесь рядом

Упоминайте имя ученика

Посылайте «секретный сигнал»

Делайте письменные замечания

Используйте «Я-высказывание»

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения

Доведите до абсурда демонстративную выходку

«Разрешенная квота»

Неожиданное поведение

Выключите свет

Используйте музыкальный инструмент

Говорите тихим голосом

Измените манеру речи

Говорите со стеной (или портретом)

Временно прекратите вести урок

Отвлечение внимания ученика

Задавайте прямые вопросы

Попросите об одолжении

Измените деятельность

Поощрение хорошего поведения

Благодарите учеников

Пересаживание учеников

Просите ученика сесть на другое место

«Стул размышлений»

3. Дискуссия по теме «Санкции»

Если в опыте школьной жизни ребенка не было переживания за свой проступок - можно считать, что ни один конфликт не пошел ему на пользу. Если ученик сам не столкнется с необходимостью исправить испорченное (будь то вещь или отношения), ни капли ответственности у него не прибавится. Физическое наказание дезориентирует детей, как и одно и то же по силе наказание за проступки разного веса.

1. Что можно считать санкциями, а что - наказаниями? Почему наказания не воспитывают ответственность?

2. Есть учителя, которые не хотят конфликтов, поэтому долго могут терпеть выходки учеников. Потом их терпение заканчивается и, устанавливая санкции за очередной проступок, такой учитель припоминает детям все грехи и говорит все, что думает о них. У таких педагогов много проблем с учениками. Почему? Что делается неверно? (учитель дезориентирует ученика дважды: когда не дает обратной связи в ситуации, требующей санкции, и когда выдает неадекватную обратную связь в конце. Нельзя суммировать проступки («включать счетчик»). Нельзя переходить на личности. Санкции устанавливаются не для личности, а для поведения.)

3. Какими могут быть санкции за словесное оскорбление?

Таблица «Правила трех «С» - три отличия санкций от наказаний

Первое «С»: санкции соответствуют проступку по содержанию

Второе «С»: санкции соразмерны проступку

Третье «С»: санкции созидательны, они исключают обсуждение личности и оскорбления

4. Упражнение на овладение навыком

Предложить участникам группы ситуации, требующие установления санкций:

  • Ученик 6-го класса порвал портфель первоклассницы (хотел проверить крепкий крепкий ли он). Мальчик должен возместить стоимость портфеля и извиниться при всех перед девочкой.

  • На уроке у учителя сидит проверяющая комиссия. В середине урока опоздавший Миша потихоньку открывает дверь и вползает в класс на четвереньках, чтобы «никому не мешать». Миша должен извиниться при всех.

  • Старшеклассник Валера очень просил взять его на экскурсию. Когда учительница отказала ему, он при всех выкрикнул ей в лицо: «Ты дура!» Валера должен извиниться при всех перед учительницей.


Три способа «испортить» ребенка

Мы балуем ребенка, когда

  • Видим, что он ведет себя плохо, безответственно, и не реагируем должным образом

  • Делаем для него слишком много того, что он сам бы смог сделать для себя

  • «Вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору

5. Рефлексия «Откровенно говоря…»

Участникам предлагается заполнить анкету, начатые предложения.

Дата занятия __________________

Мое имя _____________________________________


  1. во время занятия я поняла, что

  2. самым полезным для меня было

  3. я была бы более откровенной, если

  4. своими основными ошибками на занятии я считаю

  5. мне не понравилось

  6. больше всего мне понравилось, как работала

  7. на следующем занятии я хотела бы

  8. на месте ведущего я



© 2010-2022