• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Сравнительная психолого-педагогическая характеристика детей разных возрастных групп нормально развивающихся и с нарушениями развития

Сравнительная психолого-педагогическая характеристика детей разных возрастных групп нормально развивающихся и с нарушениями развития

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнительная психолого-педагогическая характеристика детей разных возрастных групп нормально развивающихся и с нарушениями развития

№п,п

Показатели развития

Норма

Ребенок с нарушением развития

1

Психомоторные функции









До 1 года

фиксация взгляда на предмете (1мес. 4дн.+-2дн.); улыбка (1мес. 6дн.+-2дн.); удерживание головы лежа ничком (1мес. 21дн.+-2дн.); поворачивание головы на яркий предмет (2мес. 3дн.+- 2дн.); агукает (2мес. 10дн.+-2дн.); удерживание предмета в руке (3мес. 8дн.+-2дн.); начинает самостоятельно сидеть (5мес. 27дн.+- 2дн.); стоит, держась за опору (6мес. 13дн. +- 2дн.); первые слоги (7мес. 16дн.+-2дн.); самостоятельно садится (7мес. 23дн. +- 2дн.); ходит, держась за руки (8мес. 7дн. +- 2дн.); сам стоит (10мес. 13дн. +- 2дн.); сам ходит (50%- с 11мес. 10дн.).



Овладевает прямохождением, 10-12 слов, играет со взрослыми; интерес к книгам, плоскостным изображениям; понимает количество; конструктивная деятельность.

держать голову лежа ничком только к 6 мес.; сидеть к 10-12 мес.; резко снижен интерес к окружающей действительности; не формируется комплекс «оживления» на взрослого, нет стремления к межличностным контактам; значительно задерживается формирование навыка хватания (к 11-12 мес.); не формируются зрительно-двигательные координации; отстает формирование гуления и лепета (к 12 мес.).























К 1 году нет ходят, нет желания контактировать со взрослыми




2

Предметно-манипулятивная деятельность индивидуальной направленности

Ребенок активно познает предметы окружающей действительности через их практическое использование.

Сензитивный период развития речи-3 года. От 300до 1000 слов. В этом возрасте ребенок пользуется следующими средствами: экспрессивно-мимическими - улыбкой, взглядом, мимикой, выразительными движениями рук и тела, вокализациями и т.д.; предметно-действенными - произвольно употребляемыми усвоенными движениями (позы, удаления, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого и т.п.); речевыми средствами общения - высказываниями, вопросами, ответами. Основные средства общения детей третьего года жизни - предметно-действенные операции. Совместная деятельность служит той основой, на которой вырастает речевое взаимодействие ребенка со взрослым. Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического делового сотрудничества. В раннем детстве у ребенка господствует глобально-подражательное отношение к взрослому, где взрослый выполняет функцию образца для подражания, руководителя, контролера, эксперта по оценке знаний и умений. В совместной Деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций: во-первых, раскрывает ребенку смысл действий с предметом; во-вторых, организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий; в-третьих, через Поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенком.

На этом этапе резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности, что обуславливает кризис трех лет. Его симптомы - упрямство, негативизм, протест против близких родственников, главные изменения в этот период сосредоточены вокруг "Я". Психологическим новообразованием кризиса 3-х лет является возникновение так называемой '"системы Я"; появление личного действия и чувства "Я сам"; личностного новообразования, которое выражается в чувстве гордости за свои достижения. Формируются предпосылки к наглядно-действенному мышлению.

В раннем возрасте предметная деятельность не становится ведущей, у них чаще всего наблюдается «полевое поведение». Ребенок, встретив предмет, берет его в руки, но ограничивается неспецифическими манипуляциями с ним, проявляя лжеинтерес. Речь не набирает необходимых темпов развития, дети чаще всего используют отдельные междометия и сокращенные названия предметов.



Речь фактически не развивается. Могут быть отдельные междометия и звукоподражание. Речь настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности, невербальными (мимикой, жестами).

Не формируются предпосылки к наглядно-действенному мышлению.

3

Познавательное развитие

Внимание

























Восприятие









Память

































Мышление



Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности. Вместе с тем внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью, появляются зачатки произвольного внимания. Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.). (4-5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже и в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы..

К 7 годам диапазон внимания-от15-30 минут.





Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением.

К 3-4 годам-2 величины,3 формы, 1-цвет.

От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения. Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определенным результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.От 1 года до 2 лет.Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания. Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства. От 2 до 4 лет.На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки. От 4 до 6 лет. Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей. При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции





Детское мышление постоянно развивается и в своем развитии проходит определенные этапы:

1. 3-5 лет - наглядно-действенное (практическое мышление). Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом «проб и ошибок». Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку складывать пазлы, собирать конструктор, и различные головоломки.

2. 4-7 лет - от практического мышления дети переходят к наглядно-образному, то есть оперируют не конкретными предметами, а их образами. Это становится возможным благодаря тому, что при решении задачи, дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае - возникает схематический образ предмета, его модель. Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома - это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет, по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование.

3. Словесно-логическое мышление начинает зарождаться в позднем дошкольном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Мышление ребенка раннего возраста - наглядно-действенное, то есть, выполняя действия с предметами, направленные на достижение и, видя результаты своих усилий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление, более чем другие формы психической деятельности, связано у него с активностью. Осваивая орудийные действия, он выделяет в предметах наиболее существенные и общие признаки, что учит его делать обобщения. Объединение предметов по их назначению возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Способ действия объективно является для ребенка раннего возраста тем обобщенным знанием, которое по своему значению для его умственной деятельности эквивалентно роли содержательного понятия в познавательном развитии школьника.

В 5-6 лет-от механического запоминания до логич.



Преобладает непроизвольное внимание. Объем внимания меньше, чем у нормы. При однообразной работе могут долго поддерживать уровень внимания, при этом не снижая результативности. Но испытывают большие трудности в переключении внимания с одного объекта на другой.





















Замедленно зрительное восприятие, недостаточно дифференцированно (путают цвета, не различают оттенки, не могут выделить главные и второстепенные части), низкая острота зрения, свойственно обобщенное узнавание (путают белку и кошку), нарушено пространственное восприятие.

Развитие восприятия только в системе кор.воспит.работы





Преобладает механическое запоминание. дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей. Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.























Наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого он плохо понимает смысл разговоров членов семьи, содержание сказок. Он часто не может быть участником игр, так как не понимает необходимых указаний и инструкций. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений - проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики - предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, - представляет для умственно отсталых детей наибольшую трудность.

Преобладает наглядно-действенное мышление. Свойственна непоследовательность мышления.



© 2010-2022