Программа по психологии для подростков

Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА ПОЗНАЙ СЕБЯ.

8 КЛАСС.






Составитель: Роменская Л.Ю.

Данная программа

соответствует государственным

требованиям и может быть

рекомендована в качестве рабочей






Ижевск 2015

Пояснительная записка.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы.

Развитие современного общества и вхождение его в информационно - техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России.

На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает влияние социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в образовательном учреждении должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Это находит своё отражение в создании программ, ориентированных на обучение и воспитание способных и одарённых детей.

Одарённость есть сочетание трёх характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),

  • креативности

  • настойчивости (мотивации, ориентированной на определённую задачу).

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

  • дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

  • дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Одарённый ребёнок - ребёнок, который развивается по - другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно своевременно заметить такого ребёнка. Следует помнить, что одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Однако, если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учёбе, поведении, общении педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то иначе обстоит дело с одарёнными.

Чтобы работа с одарёнными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одарённость - это не просто результат высоких способностей ребёнка, но и в первую очередь это проблема становления его личности.

Из всего спектра проблем обучения одарённых детей можно выделить две стратегические линии. Первая - не важно, будет ли одарённый ребёнок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога - учить ребёнка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия - необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей ребёнка;

2) адекватное содержание обучения;

3) внедрение личностно - ориентированной и развивающей технологией;

4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;

5) побудительно - интенсифицирующая деятельность учителя.

Из данных условий необходимо выделить важное и стоящее на первом месте: педагогическое сопровождение учащихся.

Внедрение психолого - педагогического сопровождения создаёт условия для обеспечения собственной учебной деятельности школьников, учёта и развития их индивидуальных способностей, а в центре внимания - способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детей.

Данная программа является авторской.

Из компонента образовательного учреждения и национально - регионального компонента учебного плана общеобразовательного учреждения выделен 0,5 часа для информационной работы психологического направления в рамках социализации подростков.

Программа включает 17 часов; 1 час в неделю в течение одного полугодия.

Данная программа рассчитана на обучающихся 8 классов, так как именно в этом возрасте подросток начинает задавать себе вопросы, касающиеся его предназначения в этом мире. В 14 - 15 лет происходит личностное самоопределение подростка, а также закладываются основы профессионального самоопределения.

Программа включает 17 часов; 1 час в неделю в течение одного полугодия.

Цель: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, обеспечивающей их личностные саморазвитие, самореализацию, самоопределение и социализацию.

Задачи:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых и способных детей

  2. Развитие у школьников умений выделить главное, существенное в материале

  3. Развитие у школьников самостоятельного мышления

  4. Развитие речи детей: обогащение словарного запаса и смысловых функций речи ученика в ходе решения образовательных задач

  5. Развитие воображения, памяти, внимания одарённых детей

  6. Способствовать социализации подростка

  7. Развитие поисково - исследовательских методов получения знаний по образовательным областям

Требования к результатам освоения программы (компетенции, формируемые программой).

При усвоении данной программы у обучающегося формируются компетенции:

  1. Коммуникативные

  • Умение работать в паре; выслушивать мнение партнёра и высказывать своё

  • Умение работать в группе и принимать единое решение

  • Владение монологической речью.

  • Умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

  1. Регулятивные:

  • Умение слушать и дополнять другого.

  • Умение самостоятельно находить информацию и выделять главное.

  • Умение сопоставить свои знания с наглядной демонстрацией материала

  • Умение структурировать знания

  1. Умение сопоставить свои интересы и интересами общества Предметные:

  • Проведение аналогий

  • Умение сопоставить свои знания с наглядной демонстрацией материала

  • Умение анализировать

  1. Личностные:

  • Формирование собственного отношения к своей личности; к личностям других людей

  • Осознание собственной системы ценностей

На занятиях по факультативу не выставляются отметки. Но все ученики должны в конце курса сдать зачёт в тестовой форме. Для зачёта ученик должен освоить данную программу.

Требования к результатам освоения программы (компетенции, формируемые программой).

При усвоении данной программы у обучающегося формируются компетенции:

  1. Коммуникативные

  • Умение работать в паре; выслушивать мнение партнёра и высказывать своё

  • Умение работать в группе и принимать единое решение

  • Владение монологической речью.

  • Умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

  1. Регулятивные:

  • Умение слушать и дополнять другого.

  • Умение самостоятельно находить информацию и выделять главное.

  • Умение сопоставить свои знания с наглядной демонстрацией материала

  • Умение структурировать знания

  1. Умение сопоставить свои интересы и интересами общества Предметные:

  • Проведение аналогий

  • Умение сопоставить свои знания с наглядной демонстрацией материала

  • Умение анализировать

  1. Личностные:

  • Формирование собственного отношения к своей личности; к личностям других людей

  • Осознание собственной системы ценностей

Для формирования оценки знаний учитель использует следующие формы контроля и измерители:

 Практические занятия

 Самостоятельная работа

 Тестовые задания

 Опорный конспект

 Написание вывода

 Сообщения

 Ситуационные задачи

 Беседа по вопросам

 Терминологические диктанты.

 Выполнение рисунков, схем.

 Игровые ситуации

Учебно - тематический план факультатива

«Познай себя» (8 класс)




Раздел


Количество часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Лабораторные и практические работы

Контроль

1

Личность

4

2

2

1

2

Возможности личности

4

2

2

3

3

Успешность личности

4

2

2

1


Социализация личности

5

2

3

2


Итого

17

8

9

7






Рабочая программа психолого - педагогичесого сопровождения одарённых детей

«Познай себя» (8 класс)

Раздел 1. Личность


№ учебной недели


№ урока

в году

№ урока в разделе

Тема урока

Форма урока

Основные дидактические единицы

Формы контроля


1


1


1

Личность

Урок - беседа

Определение личности ведущими учёными психологами

УПЗ

2

2

2

Структура личности

Урок - беседа

Основные качества личности

УПЗ


3


3


3

Личность в современном обществе

Урок - беседа

Пять типов людей

УПЗ


4


4


4

С чего начинается личность

Урок - исследование

Являюсь ли я личностью?

Сочинение


Раздел 2. Возможности личности

5

5

1

Творчество

Урок - беседа

Виды творчества

УПЗ

6

6

2

Личность и творчество


Урок - беседа

Особенности

различных видов творчества

УПЗ

7

7

3

Мотивационная сфера творчества личности

Урок - исследование

Определение мотивационной сферы обучающихся

в творчестве

Тест

8

8

4

Влияние творчества на личность

Урок - беседа

Позитивные отличия творческой личности от пассивной

УПЗ

Раздел 3. Успешность личности

9

10

9

10

1

2

Индивидуальные и профессиональные качества личности

Урок - беседа

Сочетание видов творчества с индивидуальными качествами личности

Таблица соотношений

11

11

3

Интеллект, способности и личность

Урок - беседа

Целеполагание; соотношение своих целей с целями других

Сочинение

12

12

4

Успешность и неудачи личности

Урок - беседа

Соотношение трёх китов: «Я могу»; «Я хочу»; «Я должен»

Творческая работа

Раздел 4. Социализация личности

13

13

1

Ответственное поведение

Урок - беседа

Основные признаки ответственного поведения

УПЗ


14


14


2

Становление личности

Урок - беседа

Стадии становления личности

Таблица


15


15


3

Индивидуальная стадия становления личности

Творческий урок - исследование

Самостоятельное определение и обоснование своей стадии развития личности

Письменная работа

16

16

4

Психологические типы личности

Урок - беседа

Основные психологические типы

УПЗ

17

17

5

Ценности личности

Итоговое

Урок - обобщение

Зачёт

Решение ситуативных задач

Список литературы:

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. «Одаренный ребенок в массовой школе» Москва. Просвещение, 2006.

  2. Д.Б.Богоявленская «Психология творческих способностей». Москва. Просвещение. 2002.

  3. Д.Б.Богоявленская «Основные современные концепции творчества и одарённости». Москва 1997

  4. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. «Одаренный ребенок: дар или наказание». Книга для педагогов и родителей. - СПб, 2009.

  5. Лейтес Н.С. «Возрастная одарённость школьников» Москва 2000

  6. Теплов Б.М. «Способность и одарённость. Избранные труды» в 2 т.-Т.1.- М., 1985.



© 2010-2022