Методический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельности

В представленном методическом докладе "Формы межличностных отношений в педагогической деятельности" раскрыты особенности взаимодействия преподавателей и обучающихся. Даётся краткая история вопроса, изучение этого вопроса известными педагогами, их отношение к проблеме. В докладе приводятся примерные схемы взаимоотношений, например, преподаватель-шеф, преподаватель-партнер, преподаватель-друг, раскрывается их положительные и отрицательные стороны. Обращается внимание на систему взаимоотношений обу...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиМетодический доклад Формы межличностных отношений в педагогической деятельностиФормы межличностных отношений обучающихся и педагогов.

Общение между учителем и учеником - одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.

Центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель - садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое зна¬чение. Ей посвящены труды многих известных психологов - А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Е. С. Кузьмина, В. В. Знакова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагоги¬ческого общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

Содержание и характер взаимодействия людей определяются не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы) и особенностями выполняемой деятельности, но и отношениями друг к другу. Отношения - это взаимосвязи между людьми: общественные и межличностные.

Общественные отношения реализуются в деловом взаимодействии людей через социальные роли. Например, отношения в сфере образования - через роли «педагог - обучающийся».

Межличностные отношения с одной стороны - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах общения, с другой стороны - это система установок, ориентаций, стереотипов через которые, люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку.



Межличностные отношения включают в себя три элемента:

когнитивный (информационный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (практический).

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу отношений между ними. Он, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях:

  • от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот.

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношения с данным партнёром.

Поведенческий элемент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях.

Преподавателю в общении с обучающимися следует учитывать эту психологическую сторону межличностных отношений.

Общение - это форма взаимодействия людей, когда они передают друг другу информацию, эмоциональное состояние, знания, умения, навыки. в процессе общения человек реализует ряд потребностей:

  • потребность в безопасности - человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта;

  • потребность в познании - человек желает расширить возможности своего мышления, уточнить свои представления, узнать человека;

  • потребность в престиже - в общении получает признание, восхищение, положительную оценку окружающих;

  • потребность в доминировании - оказывать влияние на поведение, вкусы, образ мыслей другого человека;

  • потребность в подчинении - человек рассматривает партнёра как человека, берущего на себя тяжесть принятия решения;

  • потребность в покровительстве - стремление кому-то помочь и испытать при этом удовлетворение;

  • аффилиация - сама потребность в общении, стремление быть в контакте с себе подобными, ради устранения дискомфорта одиночества.

Выстраивая отношения с обучающимися, преподаватель должен учитывать перечисленные коммуникативные действия.

В межличностных отношениях с обучающимися следует помнить, что учебный коллектив - это группа людей, а любая группа имеет свою социально-психологическую структуру.





С точки зрения социометрии социально-психологическая структура учебной группы выглядит так:

звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые - выделяется несколько кругов. В повседневной речи педагогов и научной литературе для описания отношений в группах учащихся часто используются такие понятия как «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер». Лидеры могут быть как положительные (принимающие правила транслируемые педагогами), так и отрицательные (конфликтующие с учителями и школьными порядками).

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек подросткового возраста);

- притеснение одними учениками других;

- успешность и не успешность учеников;

- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Известным фактом является наличие в классах микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать педагогу.

Не редки проблемы, возникающие между учащимися и учителями, и они обусловлены тем, что каждый учитель имеет свой стиль, симпатии, антипатии. Не всегда стиль учителя совпадает со стилем класса, тем более, если есть другой пример. Часто у учителей просто не хватает терпения и это вызывает проблемы в межличностных отношениях учителя и учащихся.

В этом объективном многообразии проблем возникает вопрос - что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации? Он должен определенным образом смягчать возможные трения в данной сфере.

Прежде всего, задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому педагогу просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях.

«Внимательно наблюдать за отношениями». Для изучения межличностных отношений нередко применяется такая общеизвестная методика как социометрия. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Здесь индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами.

Важно опираться на лидеров. Однако, для того, чтобы лидеры могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение. Не делая секрета из того, что с ними классный руководитель советуется. Здесь важно уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.

Необходимо защищать выпадающих (уатсайдеров, изгоев и т.д.). В любой человеческой группе есть люди, которые здесь оказались не принятыми. Причин этому так много, что даже перечислить их трудно.

Не надо влюблять воспитанников в себя. Встречаются такие педагоги, которые, признаются себе в этом или нет, но стремятся влюбить в себя своих ребят. Воспитателю, наверное, как и родителю не обязательно подчеркивать свое превосходство, стремится поддерживать имидж небожителя, если со всей ответственностью относиться к своей работе, то некое подобие нимба постепенно появляться. Можно предложить несколько иной подход - совершенно искренне говорить о том, что получается, а что нет. Говорить о своих ошибках, просчетах, недостатках, спокойно, буднично, «без фанатизма».

Выяснять причины жалоб, обид.

Жалобы и просьбы вещь обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы педагог остановил самые важные и необходимые действия и начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний обучающегося, тем не менее, совершенно необходимо сделать несколько вещей. Начинать лучше с того, чтобы успокоить, для этого важно сделать так, чтобы обучающийся смог вас услышать, затем следует предложить пройтись, или наоборот остаться в аудитории без лишних глаз и ушей. Через некоторое время уже можно начинать разговаривать.

- Сережа (Маша, Петя, Саша , Наташа, и т.п.) я вижу, что ты расстроен, я хочу помочь тебе. Тебе нужна помощь? Ты можешь сейчас спокойно разговаривать? Ты готов принять помощь от меня? Как ты смотришь на то, что ты сначала просто попьешь чаю?

Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность. Конечно, деятельность - это не панацея, вообще в педагогической деятельности не бывает панацей. И все же… совместная деятельность определенным образом заставляет обучающихся сотрудничать, искать точки соприкосновения.

Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям. Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в группе, могут стать социальные, культурные, национальные отличия. Действительно, если в одном коллективе оказываются представители разных национальностей, отношения между которыми во взрослом мире весьма неоднозначные. Самое главное для воспитателя занять позицию ответственности за то, что сейчас он, желая или не желая того, формирует будущее - те отношения, которые будут связывать или разъединять представителей разных национальностей. Единственное самое точно пожелание - быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.

Исходя из отношений, которые выстраивает преподаватель с группой обучающихся, складываются и индивидуальные отношения:

преподаватель - обучающийся

Эти формы межличностных отношений можно обозначить так.

Преподаватель - шеф (действует система подчинения, в основе отношений авторитарный стиль, навязывание своих взглядов, образа мыслей, действия по принципу «Делай как я»).

Преподаватель - друг (демократическая основа отношений, доверительные отношения, взаимное уважение и общее согласие).

Преподаватель - партнёр (стратегия сотрудничества и соблюдения принципов взаимного уважения и доверия, свободы выбора, делегирования полномочий, индивидуально-личностного подхода).

В каждой из перечисленных форм межличностных отношений есть свои положительные и отрицательные стороны. Учитывая практический опыт педагогической деятельности, каждый преподаватель знает, чтобы успешно передать знания и умения, важна форма: преподаватель - шеф, однако, обучающиеся, в силу их возрастных особенностей (14 - 17 лет), долго не выдерживают командного стиля отношений. А форма межличностных отношений: преподаватель - друг, иногда приводит к панибратским отношениям, стирается дистанция между преподавателем и обучающимся.

Форма межличностных отношений: Преподаватель - партнёр зачастую возможна лишь с небольшим количеством обучающихся (сильные по успеваемости, лидеры, активисты)

Учитывая вышесказанное, следует помнить -надо постоянно учитывать и возрастные особенности, и особенности контактной группы, и определенные ситуационные моменты.

Система педагогических средств по формированию партнерских
отношений между преподавателем и студентами конструируется на основе
диалоговых технологий обучения с учетом целей и задач этапов. На первом этапе приоритет получают ситуации обучения в парах, на втором - ситуации обучения в малых группах, на третьем - проектное обучение. Ситуации выбора, стимулирования инициативы и нацеленности на успех не находятся в отношении следования, а присутствуют на всех этапах с качественным различием в их характеристиках. Данные средства оказываются эффективными при наличии широкого спектра стратегий сотрудничества и соблюдении принципов взаимного уважения и доверия, свободы выбора, делегирования полномочий, индивидуально-личностного подхода.





































© 2010-2022