Создание психологической комфортности, как одно из условий формирования учебной мотивации

Мотивация к обучению — одно из главнейших условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование у обучающихся мотивации к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современного  образования. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, познав...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края









Методическая разработка

семинара - практикума по теме:


«Создание психологической комфортности, как одно из условий формирования учебной мотивации»

для педагогов







автор (составитель)

педагог - психолог

Одинцова С.В.


Рассмотрено на цикловой комиссии

общеобразовательных предметов

протокол №_________________

председатель:_________А.Г. Кива







г. Лабинск 2015





Содержание методической разработки



Название разделов:

1. Актуальность проведения семинара - практикума

2. Психологический настрой

3. Теоретический ввод

  1. Выполнение специальных упражнений на уроках.

5.Ты и я сообщение

6. Вербальные проявление педагога.

7. Заключение





Актуальность проведения семинара - практикума

Мотивация к обучению - одно из главнейших условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование у обучающихся мотивации к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции.

Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются студенты с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует студентов без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу педагогам и мешают другим обучающимся. Поэтому формирование мотивации к учёбе - одна из задач педагогики. Проблемами мотивации занимались и классики педагогики - Эльконин, Гальперин, Коломинский, но мало внимания уделялось именно условиям способствующим повышению мотивации на уроках.

Основной целью моей методики является формирование интереса к обучению посредством анализа и разработки условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.

Задачи: Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе;

Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках;

.Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта;

Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках;

Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка;

Сформулировать представления о позитивных и негативных вербальных и не вербальных проявлениях педагога на уроке.

Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя обучающийся в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

1. Психологический настрой

1.1. Тренинг

Уважаемые коллеги! Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: » Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.

И мне очень приятно с вами работать.

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в коллективе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолиться. Как создать такой « рассол» ?Что взять за его основу?

2. Теоретический ввод

Разобраться в понятии « комфорт» нам поможет игра- ассоциация.

Что такое комфорт?

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово « комфорт»?

Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…

Озвучим полученное.

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает « поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М.Шанский)

Комфорт - это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобства, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегова)

Существует три структурные составляющие данного понятия

Комфортность:

1.Психологическая

2.Интеллектуальная

3.Физическая

Психологический комфорт - условия жизни при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. ( Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)

Источником психологической комфортности является:

- положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя ;

- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавление личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

3. Выполнение специальных упражнений на уроках.

Часто от психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на урок, типа:

« Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества»,

« Мотивируйте учащихся»,

« Учитывайте психологические особенности детей» и т.д.

Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящена наша беседа.

Мы условно разделим урок на 3 части

Организационный момент

Основная часть

Заключительная часть

Выделим основные педагогические ошибки, а так же и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.

Рассмотрим организационную часть урока

Готовясь к сегодняшней встрече, я обратилась к обучающимся, попросила вспомнить и ответить на вопрос: « Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувстовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» И вот такие ответы я получила.

- Я чувствовал себя тревожно, когда преподаватель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимание на самочувствие студентов.

И наоборот, ощущали спокойствие, когда преподаватель входил с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к студентам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, не тратил времени на поиски страницы предмета в журнале, соблюдал порядок на рабочем столе, ориентировался на эмоциональное состояние студентов.

Студенты отмечали, что корректность поведения преподавателя, способность сделать замечание в деликатной форме снижает напряжение в общении.

Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру- тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.

Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки.

Рассмотрим основную часть урока

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятные психологический климат на уроке.

Игра « Ассоциации» (была в начале работы)

Перечень упражнений, их цель:

Комплимент: Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.

Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определение, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение. Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.

Ассоциации. Студенты подбирают ассоциативный ряд к какому- либо определению, другая команда должна догадаться о чем идет речь. Формирует адекватное понимание, восприятие партнера, развивает активное внимание, групповую сплоченность.

Поменяйтесь местами те, кто… Учитель называет, какой либо признак и учащиеся местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, « Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов»,

« … свойство абзацев», « Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», « … писал прозу». Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

Сообщение. Студентам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажение (тему урока, новый термин и т.д.) Формирует чувство принадлежности к группе.

4. Ты и я сообщение

Немаловажным для создание психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к студенту.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: « ты» и « я» сообщение.

« Ты»- сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у студента чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда педагог (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…)

«Я»- сообщение является более эффективным способом влияние на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между студентом и педагогом. ( Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

Практическое задание: переформируйте ты - сообщение в я - сообщение.

Ты - сообщение:

Ты сегодня опять забыл тетрадь?;

Ты всегда плохо выполняешь задания;

Тебе не надоело весь урок болтать?

Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь»,

« Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным студентам»…

5. Вербальные проявление педагога.

Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные средства общения использует педагог. От этого будет завесить эмоциональное состояние ребенка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности.

Работа с таблицей.

Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?»

( Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения)

Так говорить не стоит! А вот так надо:

Ты какой-то неуравновешенный, Мне кажется, ты был взволнован,

нервничаешь вечно! когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я Ты сейчас очень громко говоришь

несправедливо тебя оцениваю?

Только бездельники и дураки Мне не приятно видеть, как ты списывают на контрольной списываешь

Ты не когда не умел объяснять материал, Я думаю, что ты объяснил

опять никто нечего не понял слишком сложными фразами

Опять ты обзываешься! Сейчас ты ведешь себя

не совсем корректно

Ты должен относиться к урокам Возможно, в следующий раз стоит серьёзнее! больше времени уделить

подготовке

Я тут целых полчаса распинаюсь! Для меня важно, чтобы

Ты меня не слушаешь! Как с тобой мы друг друга выслушали

можно разговаривать?!

Да отвлекись ты, я хочу тебе Когда закончишь свои дела, сказать… дай мне знать. Мне хотелось бы

поговорить с тобой

Ты, конечно, молодец, но у тебя Ты действительно написал

много ошибок, плохой почерк интересное сочинение. Однако

и сложные формулировки над грамматикой следует

ещё поработать

«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя , работы и настроя на урок студентов, так и самооценка своей деятельности самих студентов.

Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих студентов, можно использовать такие примеры как:

- « Нарисуй своё настроение( или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот пример развивает умение рефлектировать своё эмоциональное состояние.

- Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой- то знак (можно смайлик).

- Можно поставить оценку своего психологического состояние на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроение своего класса.

6. Заключение

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

-Уважайте детей!

- не навредите, ищите в детях хорошее!

- замечайте и отмечайте малейший успех студента,

- от постоянных неудач дети озлобляются!

- не приписывайте успех себе, а вину ученику!

-ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже!

-будьте великодушны, умейте прощать!

-на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

-не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

-хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

-только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

-не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную

-беспомощность в общении с детьми;

-оценивайте поступок, а не личность;

-дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего о нем, несмотря на его оплошность.

Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:

Надо обладать немалым мужеством,

чтобы сказать самому себе:

«Этому мне надо научиться,

а вот от этого надо себя отучить».






Так говорить не стоит! А вот так надо:

Ты какой-то неуравновешенный, Мне кажется, ты был взволнован,

нервничаешь вечно! когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я Ты сейчас очень громко говоришь

несправедливо тебя оцениваю?

Только бездельники и дураки Мне не приятно видеть, как ты списывают на контрольной списываешь

Ты не когда не умел объяснять материал, Я думаю, что ты объяснил

опять никто нечего не понял слишком сложными фразами

Опять ты обзываешься! Сейчас ты ведешь себя

не совсем корректно

Ты должен относиться к урокам Возможно, в следующий раз стоит серьёзнее! больше времени уделить

подготовке

Я тут целых полчаса распинаюсь! Для меня важно, чтобы

Ты меня не слушаешь! Как с тобой мы друг друга выслушали

можно разговаривать?!

Да отвлекись ты, я хочу тебе Когда закончишь свои дела, сказать… дай мне знать. Мне хотелось бы

поговорить с тобой

Ты, конечно, молодец, но у тебя Ты действительно написал

много ошибок, плохой почерк интересное сочинение. Однако

и сложные формулировки над грамматикой следует

ещё поработать


Так говорить не стоит! А вот так надо:

Ты какой-то неуравновешенный,

нервничаешь вечно!

Ты что кричишь, думаешь, я

несправедливо тебя оцениваю?

Только бездельники и дураки

списывают на контрольной

Ты не когда не умел объяснять материал,

опять никто нечего не понял

Опять ты обзываешься!

Ты должен относиться к урокам

серьёзнее!

Я тут целых полчаса распинаюсь!

Ты меня не слушаешь! Как с тобой

можно разговаривать?!

Да отвлекись ты, я хочу тебе

сказать…

Ты, конечно, молодец, но у тебя

много ошибок, плохой почерк

и сложные формулировки




Ничему меня не учит то, что тычет, талдычит, жучит.

Борис Слуцкий





1.Выполнение специальных упражнений на уроках.

2.«Ты и я сообщение».

3.Вербальное проявление педагога



К - красота

О - обстановка

М - мечта

Ф - фантазия

О - оазис

Р - радость

Т - тишина









© 2010-2022