Некоторые особенности при проведении социально-психологического тренинга с подростками 14-15 лет

 Одно из приоритетных направлений в работе педагога-психолога - профилактика девиантного поведения подростков.  Своевременным вмешательством часто удается предотвратить завершение формирования личностных расстройств подростков, способствовать адаптации личности. Необходимо как можно раньше готовить человека к эффективному освоению новых для него социальных норм. Именно  на решение этой проблемы направлены действия школьного психолога в работе с подростками  в группах тренинга. Обычно подростки к...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Некоторые особенности при проведении социально-психологического тренинга с подростками 14-15 лет.

Одно из приоритетных направлений в работе школьного психолога - профилактика нарушений. Своевременным вмешательством часто удается предотвратить завершение формирования личностных расстройств подростков, способствовать адаптации личности.

Обычно подростки крайне редко соглашаются на долгосрочную психокоррекционную работу с ними, так как она требует много времени, которое приходится "выкраивать" из учебы, встреч с друзьями, привычных занятий. Поэтому психокоррекционные занятия с подростками следует проводить, исходя из запросов и условий, от которых будет зависеть эффективностьоработы.
Кулаков С.А. [10] выделяет несколько основных условий работы в краткосрочнойОгруппе:

  1. Эмоциональные и поведенческие проблемы у подростка возникли недавно.

  2. Его прежняя социальная адаптация была удовлетворительной.

  3. На этапе предподготовки подросток хорошо раскрылся.

  4. Собственная мотивация на работу в группе была высокой.

  5. Во время первого интервью была сформирована реалистичная и достижимая цель.

Именно эти условия целесообразно взять за основу и примененять на практике.

А в качестве основных приемов выбирать те, которые направлены:

  • На создание у участников тренинга соответствующего эмоционального настроя (разминочные упражнения).

Например:

"Здравствуй". Начинает один из участников и, обращаясь к соседу с чувством радости от встречи с ним, заканчивает фразу "Здравствуй…", выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

"Здравствуй, ты представляешь…". Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-нибудь интересный случай, смешной эпизод, который произошел с ним.

"Конвейер". Один из участников представляет, что у него в руках симпатичный, пушистый котенок, он гладит его, ласкает, а затем передает соседу и т.д.

  • На развитие способности регулировать свои чувства. Например:

"Настроение". Ведущий просит посредством воспоминания о плохом или хорошем дне вызвать определенное настроение и пережить его.

"Волшебный кувшин". Ведущий просит членов группы представить, что они держат в руках кувшины, в которых находится какая-то жидкость, сообщает, что в них налито кофе, и просит выпить его; потом говорит, что в кувшине рыбий жир, горячий чай, касторка и пр. Затем организует обмен переживаниями.

"Одиночество". Участникам предлагается вспомнить о времени, когда они были особенно одиноки в своей жизни, воскресить на 1-2 минуты это чувство снова. После этого организуется обмен переживаниями. В случае необходимости группа оказывает психологическую поддержку своим членам.

  • На развитие и совершенствование эмпатических способностей. Например:

"Согласованные действия". Члены группы разбиваются на пары и по команде начинают имитировать различную совместную деятельность: пилку дров, греблю, работу в кузнице и т.д.

"Зеркало". Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие-либо действия(например, причесывается), а другой пытается зеркально повторить их. И другие упражнения, такие как "Сиамские близнецы", "Тень", "Перетягивание каната".

Эти и другие приемы, направленные, к примеру, на снижение агрессивности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и т. п. описаны в различных практикумах [1, 9,11, 13 ,14].

Кулаков С.А. в своей работе «Психопрофилактика и психотерапия в средней школе» [9] выделяет особенности социально-психологического тренинга в школе: « Работа по принципу "здесь и теперь", которая требует от ведущего эмоционального включения, наблюдательности и активности, собственной вовлеченности.

Подростки, несмотря на стремление к эмансипации, нуждаются в обучении: что делать с накапливающимся "психотерапевтическим материалом", как раскрывать свои эмоции и расширять их словарь, как распознавать несовпадение вербального и невербального поведения.

Педагог-психолог должен обеспечить структурирование групповых занятий. Это включает в себя формулировку задач и правил работы группы, постоянное напоминание о следовании этим правилам, обучение подростков обобщению сути происходящего на занятии.

Одним из важных принципов в деятельности школьного психолога является оказание эмоциональной поддержки, положительного подкрепления.

Учитывая, что социально-психологический тренинг проводится в классе, где ребята хорошо знают друг друга, занятия на протяжении всего курса рекомендуется строить с обращением к позитивным сторонам личности подростков, не акцентируя внимание на негативных аспектах. Опыт показывает, что для детей и ведущего группы эта задача является достаточно трудной.

Поведение ведущего может стать моделью для подростков, реализуемой посредством имитации и идентификации. Нередко руководитель в сложных ролевых ситуациях по просьбе ребят может показать, как он решал те или иные проблемы в жизни. Это послужит примером для решения повседневных проблем.

Существенное внимание в обучении обращается на оптимальное сочетание вербальной и невербальной информации.

Например: вербальное сообщение в большей мере начинает осознаваться, если сопровождается различными невербальными приемами - пересаживанием участников, пространственной и предметной социометрией, пластическими и скульптурными группировками, разыгрыванием ролевых ситуаций и другими психотехническими приемами интегративного характера.

Основные принципы работы педагога-психолога, ведущего коррекционные занятия (социально-психологический тренинг), могут быть сформулированы следующим образом:

  • Принятие подростков такими, какие они есть.

  • Работа на протяжении всего курса на положительном подкреплении и выявлении ресурсов.

  • Работа с подростками в ролевой позиции "взрослый-взрослый".

  • Присоединение к подросткам через свойственные им способы общения (речь, мимика, жесты).

  • Эталонное поведение - умение воспроизводить любые техники и игры, быть эталоном мужского и женского поведения в группе в зависимости от своего пола. Например, эталонное поведение мужчины: спокойствие, вера в себя, других, твердость и сотрудничество.

  • Поиск и предоставление информации для работы группы (умение обратить внимание на наиболее значимые моменты группы).

  • Использование подсказки и различных технических и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.

  • Резюмирование сути происходящего на занятии».

Выводы.

Необходимо как можно раньше готовить человека к эффективному освоению новых для него социальных норм. Именно на решение этой проблемы направлены действия школьного психолога в работе с подростками в группах тренинга.

Литература:

1.Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога. М., «Красная площадь», 1996

2.Дремов и др. Аддиктивные состояния человека. Томск, 2000

3.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Изд. «Норма-Пресс», М., 2000

4.Зеньковский В.О. Психология детства М., «Академия»,1999

5. Ильин Е.П. Психология воли. С-Пб, «Питер», 2000

6. Ильин Е.п. Мотивация и мотивы, С-Пб, «Питер», 2000

7. Кволс К.д. Воспитание, нацеленное на самоуважение. С-Пб,2000

8. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988

9. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе, С-Пб,1996

10. Кулаков С.А. Групповая психотерапия подростков: 10 лет спустя. Психологическая газета №12/63, 2000

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., «Владос» 1996

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. С-Пб., «Питер», 2000

13. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск. Издатель В.П.Ильин, 1998

14. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.,1994


© 2010-2022