Обучающая программа по работе с детской травмой

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

областное бюджетное учреждение социального обслуживания «Пестовский социальный приют»




Утверждаю директор

ОБУСО «Пестовски СП»

____________/Н.В.Яблокова/









Обучающая программа по работе с детской травмой

«Работа с эмоциональными нарушениями у воспитанников приюта»

(объем 20 часов)











Ответственный за реализацию программы

педагог-психолог ____________ Косинова Л.С.









г. Пестово

2012

Актуальность


Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Ряд ученых отмечают, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей и их поведения в социальных приютах, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи.

Наибольший процент детей, поступающих в приют, составляют дети из семей, где один, а чаще, оба родителя страдают алкоголизмом (более 70%).

В таких семьях воспитание и уход за ребенком либо отсутствуют совсем, либо носят характер разовых воздействий.

Находясь в такой семье, ребёнок недополучает необходимые ему положительные стимулы в саморазвитии и деятельности, заботу окружающих и взаимопонимание. Именно в это время проявляются те негативные особенности развития личности, с которыми впоследствии сталкиваются педагоги приютов.

Особенно страдает эмоциональная сфера личности, таким детям сложно принимать себя, такими как есть, без оценки окружающими своих деловых качеств. Взрослая самостоятельная жизнь представляется им весьма проблематичной, а новые люди и отношения воспринимаются как чуждые и враждебные.

Самым тяжелым и трудно компенсируемым следствием дефицита материнской теплоты и постоянства материнской заботы рассматривают отсутствие у ребенка базового доверия к миру, что, в свою очередь, порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям, инфантилизм. Их эмоциональное состояние определяется, главным образом, сиюминутными событиями. Для таких детей характерно снижение эмоциональной отзывчивости.

Воспитанники имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей интернатных учреждений характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию "агрессивный неудачник".

Для некоторых воспитанников с отклоняющимся поведением характерно пограничное состояние, неврозы, патологические отклонения в характере, которые не являются болезнью. Для них также характерны: бедность в эмоциональном выражении - не способность выражать чувства социально-приемлемым образом, эмоциональная глухота к чувствам других людей.

Наряду с названными особенностями воспитанников детского приюта выделяется аутоагрессия, то есть покушение на целостность своего организма, чаще это выражается самоповреждением.

Цель программы: дать специалистам общие понятия об эмоциональных нарушениях у воспитанников приюта, и способах их коррекции.

Задачи:

  1. Познакомить специалистов с психолого-педагогическими особенности н/л воспитанников приюта.

  2. Дать представления специалистам приюта об особенностях и видах семей н/л воспитанников.

  3. Обогатить знания специалистов по проблеме эмоционального неблагополучия н/л воспитанников приюта.

  4. Познакомить специалистов с основными методами и приемами диагностики эмоциональных нарушений у воспитанников приюта дошкольного возраста.

  5. Рассмотрим некоторые психологические методы коррекции различных видов эмоциональных нарушений у н/л воспитанников.

  6. Закрепить полученные знания по теме программы через практические методы работы и выполнения домашних заданий

Категория слушателей: специалисты приюта (воспитатели социального приюта, соц. педагог, директор, учитель-логопед, музыкальный работник, соц. работники).

Срок обучения: 4 месяца в аудитории 10 часов; практическая работа 5 часов; домашняя работа 5 часов.

Форма обучения: просветительская работа в форме плановых лекций, выступлений на МО, педсоветах, общих собраниях.









































Содержание занятий


Тема

Форма работы

Кол-во часов

сроки

Практическая работа

Кол-во часов

Домашнее задание

Кол-во часов

1

Психолого-педагогические особенности н/л воспитанника приюта

Лекция

на МО

2

январь





2

Особенности и виды семей н/л воспитанников приюта

Лекция

на МО

2

февраль

Ответы на вопросы по подгруппам.

Рисование по подгруппам различных семей с дальнейшем обсуждением.

1

Составление терминокарт по видам семей воспитанников

1

3

Особенности эмоциональной сферы воспитанников энтернатных учрежденийВиды эмоциональных нарушений

презентация

2

май

Рисование портрета и изображение (пантомима) ребенка с эмоциональным нарушением (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность, застенчивость).

1

Оформление презентаций

2

4

Методы и приемы диагностики эмоциональных нарушений

лекция

презентация

2

июнь

Подбор диагностичес-кого материала по различным видам эмоциональных нарушений

1




5

Коррекция различных видов эмоциональных нарушений у н/л воспитанников приюта

лекция

2

август

Разработка рекомендаций по работе с детьми с различными видами эмоциональных нарушений


2

Составление индивиду-альных планов работ с воспитанниками приюта с различными видами эмоциональных нарушений

2


итого


10



5


5





Утверждаю директор

ОБУСО «Пестовски СП»

____________/Н.В.Яблокова/



По итогам работы по программе в ноябре 2012 года среди воспитателей учреждения был проведен опрос по результатам которого на 2013 год были запланированы следующие темы методических объединений.

Содержание занятий

Тема

Форма работы

Кол-во часов

сроки

Практическая работа

Кол-во часов

Домашнее задание

Кол-во часов

1

«Секреты хорошей дисциплины» (семинар-практикум)

семинар-практикум

2

март

Решение и обсуждение практических задач

1

Изготовление эмблем правил

2

2

«Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей (семинар с элементами тренинга)

семинар с элементами тренинга

2

апрель

Тренировка техники речевого общения с ребенком, активного слушания

1

Подборка игр на регуляцию психофизического состояния

2

3

«Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции (семинар-практикум с элементами тренинга)

семинар-практикум с элементами тренинга

2

октябрь

Оценка неблагополучия ребенка в группе

1

Разработка стратегий психолого-педагогической помощи непопулярным детям

2

4

«Приемы коррекционно-профилактической работы с н/л пережившими насилие и утрату близких»

семинар

2

ноябрь

Прорисовывание внешнего и внутреннего мира ребенка пережившим насилие и утрату близких

1

Подборка игр и упражнений

2

8

4

8


© 2010-2022