Артпедагогика как одно из направлений коррекции интеллектуального и сенсорного развития детей с ОВЗ

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Искусство помогает детям развиваться и жить.   Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для ле...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида»

Артпедагогика как одно из направлений коррекции интеллектуального и сенсорного развития детей с ОВЗ.















Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Искусство помогает детям развиваться и жить.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

(Слайд 2) В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. В Афинах, Спарте и других областях Греции театр был государственным учреждением. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам. Сильные духом Прометей, Эдип, Антигона, Электра, их переживания привлекали к себе и вызывали сострадание.

В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и собственно музыки.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была "эвритмия" - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти.

(Слайд 3) Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства.

Танец использовался древними в целях врачевания. И в более поздние времена в Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула). Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.

(Слайд 4) В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.

Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели - научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.

Надо признать, что в последние десятилетия в большей мере складывается тенденция утраты духовности у молодого поколения:

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. (Слайд 5)Термин "Артпедагогика" пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у учителей и учащихся. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. - ars, англ. и франц. - art, итал. - arte), которое переводится на русский язык как «искусство».

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функцию. Участие проблемного ребенка в художественной деятельности со сверстниками расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка, утверждению в нем чувства социальной значимости. Общение с искусством помогает ребенку «очиститься» от негативных переживаний, отрегулировать эмоциональные проявления.

Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, ко всем явлениям бытия, к самому себе, ненавязчиво вводит в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала. Оно уникальным образом даёт преобразующую силу внутренним ресурсам человека, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.

Заметим, что сегодня в применении элемента «арт» педагогами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к артпедагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогических задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.

(Слайд 6) АРТПЕДАГОГИКА - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность. (музыкальную, художественно-творческую, изобразительную, театрализовано-игровую). Сущность артпедагогики состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства.

АРТТЕРАПИЯ (терапия искусством) возникла в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалась в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного творчества, помогающим выразить травмирующие переживания и освободится от них.

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

(Слайд 7) Основными функциями артпедагогики являются:

  • культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);

  • образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);

  • воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);

  • коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

(Слайд 8) Проблемы, которые решает артпедагогика:

- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;

- даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися;

- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.

- позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.

- помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

- содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

- содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через собственное творчество.

- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.

(Слайд 10) Коррекционная работа с использования искусства проводится по следующим направлениям:

§ физиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений);

§ терапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы);

§ психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции);

§ социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в художественной практической деятельности и творчестве, с формированием коммуникативных навыков, повышении умственной работоспособности и др.).

Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках артпедагогики. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное и умственное развитие, способствует появлению навыков саморегуляции поведения и коммуникаций.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в художественной практической деятельности и творчестве - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

(Слайд 11) Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с овз посредством искусства осуществляется двумя путями:

§ путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

§ путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с овз, практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи - социальной адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

(Слайд 12) Основные задачи артпедагогики (арттерапии):

Воспитательные задачи:

  • развитие этических и эстетических чувств ребенка;

  • осознание себя и чувства собственного достоинства;

  • самовыражение и самореализация личности.

Коррекционные задачи:

  • преодоление эмоциональной отягощенности (аффект, аффективное поведение), эмоциональных взрывов разрушительного характера;

  • преодоление тревожности, стрессовых состояний

  • развитие саморегуляции, уверенности в себе, социализация личности ребенка.

(Слайд 13)При использовании артпедагогики необходимо соблюдать следующие правила:

  • педагог должен быть доброжелательно настроен к ребенку, относиться к нему с подлинным уважением и пониманием, быть терпеливым, внимательным, чутким и выдержанным;

  • тщательно продумывать каждое занятие с тем, чтобы оно проходило для ребенка легко, интересно и было направлено на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка;

  • при подготовке и проведении занятия учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка;

  • систематически развивать установку на успех, при этом не завышая и не занижая самооценку ребенка;

  • при потере интереса ребенка к какому-либо виду работы переходить к следующему, не следует заставлять работать его через силу.

Приемы и методы артпедагогики в системе коррекционно-педагогической работы основаны на общепринятых подходах к их систематизации в специальной педагогике. Отбор и композиция методов и приемов должны способствовать художественно-эстетическому развитию и отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Наряду с репродуктивными методами в артпедагогике широко применяются методы проблемного обучения или проблемно-поисковые. Их основная цель - развить у учащихся навыки творческой учебно-познавательной деятельности. Различные развивающие дидактические игры, занимательные упражнения, театрализованные этюды - являются методами стимулирования и мотивации обучения и социального воспитания

(Слайд 14) Эффект влияния музыки на человека

Музыка снимает напряженность , ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.

Например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации. Джаз и блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги поднимают настроение, избавляют от депрессий.

Но самый большой эффект, по мнению специалистов, на людей оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - «эффект Моцарта».

(Слайд 15) Литературное творчество

  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

  • Сочинение стихотворений (стихотерапия).

  • Сочинение историй.

Ребенок, сочиняя истории, сказки, отождествляет себя с героями, мечтает, переживает, преодолевает с ними препятствия, проецирует на героя какую-то свою внутреннюю боль, несбыточную мечту. Возможности литературного творчества в работе педагога помогают не только изучить личность ребенка, но и развивают, корректируют его поведение.

(Слайд 16) Отдельно хочется сказать о применении в коррекционно-развивающем процессе ИКТ. Существует ошибочное мнение, что детям с ограниченными возможностями недоступно овладение навыками работы с компьютером. Это не так. Мы живем в век информационных технологий. Современного человека окружают многочисленные электронные цифровые устройства: бытовая техника, средства коммуникаций. Формирование элементарных навыков и умений использовать в быту цифровые устройства значительно расширяет кругозор детей, их круг знакомств, повышает уверенность и, тем самым, способствует их интеграции и социальной адаптации.

Практический опыт коррекционной работы средствами артпедагогики с проблемными детьми представлен в методиках:

-для детей с нарушениями речи - заикающимися (Е.Ю. Рay, Ю. Б. Некрасова);

- с аутичными (О. С. Никольская);

- с проблемами в эмоционально-личностном развитии (Т. А. Добровольская, О. А. Карабанова);

- психосоматических расстройств (Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин)

- личностных нарушений (А. И. Захаров, О. А. Карабанова, 1997 ) и др.

Данные методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с проблемным ребенком, ставить и решать конкретные воспитательные и коррекционные задачи с помощью средств искусства на отдельных занятиях, во внеклассной деятельности и использовать фрагментарно на общеобразовательных уроках.

Таким образом, именно искусство, обладая рядом специфических воспитательных преимуществ по сравнению с другими средствами воздействия, обеспечивает возможность эффективного влияния на социализацию «особого» ребенка.

Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении.

(Слайд 22) Театральное искусство

Основные приемы артпедагогики:

  • Психодрама;

  • Прием выразительного чтения;

  • Прием психологических этюдов.

(Слайд 23) Психодрама развивает такие способности личности, как наблюдательность, организаторские способности; специальные способности, а именно: анализ, синтез, обобщение, способность к обратимости мыслительного процесса, логика мыслей, точность и краткость мысли передачи другим с помощью различный приемов; к тому же богатство воображения и фантазии, потребность в самовыражении и т.д.

(Слайд 24) Прием выразительного чтения

Работа с текстом помогает ребенку развивать мышление, гибкость, мобильность, самостоятельность. Подобная техника способствует созданию внутреннего самочувствия личности. В процессе работы с текстом ребенок работает над выразительностью своей мимики, речи, движений.

(Слайд 25) Прием психологических этюдов

Разыгрывание ситуации. Этот прием заключается в том, что ребенок разыгрывает сцену.

Выбор этюдов. Этюды выбираются из жизни детей, где составляющим является какое-либо событие, которое за доли секунд «перевернуло» человека.

Физическое воплощение. Передача через мезансцену тела чувств и мыслей, мечтаний, мук и радостей.

Высказывания. Ребенок рассказывает педагогу о том, что случилось с ним, повторяя многократно значимые высказывания, изменяя интонацию каждой фразы.

(Слайд 26) Фототерапия

Использование фотографии в психолого-педагогической практике.

Основным содержанием фототерапии является создание или восприятие ребенком фотографических образов, дополняемое разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй. Применение дополнительных техник и приемов(рисование, коллажирование).

(Слайд 27) Киноискусство

Детское кино конечно отличается от взрослого кино. В фильмах детей могут происходить странные события: может по другому течь время, предметы могут оживать, герои трансформироваться. Если это мультфильм, то он может быть снят на сказку, сочиненную ребенком, если это игровой фильм, то сюжет может развиваться по сценарию, написанному автором, на волнующую его проблему, где в процессе съемок он ищет ответы

(Слайд 28)Таким образом, все виды искусства, с которыми соприкасается ребенок с проблемами, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать коммуникативные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Все это обеспечивает решение важнейшей задачи коррекционной школы социализации «особого» ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросреде.

Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу учителя и ребенка, учителя и родителя в школе. Объективная способность искусства всесторонне влиять на человека с его сложно организованной телесно-душевно-духовной природой говорит о своевременности и актуальности развития идей арт-педагогики, которые призваны сыграть свою роль в решении задач гуманизации и гуманитаризации современного образования.


© 2010-2022