- Преподавателю
- Школьному психологу
- Классный час Планета толерантности
Классный час Планета толерантности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фильянова Е.А. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Цели:
-
Познакомить воспитанников с понятием «толерантность».
-
Выявить основные черты толерантности.
-
Сформировать правильное представление о толерантном поведении.
-
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
-
Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. И вначале я хотела бы рассказать вам одну старинную легенду: «Хорошо, что все мы разные».
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: - Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза...
Затем мудрец обратился к чернокожему: - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: - Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
И чтобы убедиться немного в том , что мы действительно разные , я предлагаю сыграть в игру (разбиться на пары и повторять за словами движения)
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»
-
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Китай);
-
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
-
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
-
показать язык (Тибет);
-
Легкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония)
-
Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (индия )
-
Касание только кончиками пальцев рук (Малазия)
-
Кулаком по голове (Эскимосы)
-
Пожимают протянутую руку 2 руками (Таджикистан)
-
Ладонь ко лбу (отдают честь как в армии) (Египет)
-
Пожав друг другу руки, прижимают собственную правую к сердцу (Иран)
-
Протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них (Конго)
-
Прежде, чем подать руку, они на нее плюют (Африканские масаи)!!!
-
В знак приветствия плюют друг в друга (Кенийские акамба)!!!
-
Руку ко лбу, губам, груди (Североафриканские государства)
-
Хлопают в ладоши, приседая (Замбези)
-
Ладонь к груди и возглас «ВАЙ»-«ВАЙ»(Тайланд)
Учитель: Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все - мы разные, все мы - равные.
А сейчас я предлагаю вам разыграть ситуацию из жизни. Мне нужны 3 помощника, а остальные будут прохожими, которые со стороны наблюдают за данной ситуацией.
Сценка о терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах - слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Учитель: Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? (таблички с чертами личности раздаются по 1 учащимся, и они встают к толерантной или интолерантной личности: налево-направо)
Толерантная личность Интолерантная личность
-
Уважение мнения других, доброжелательность,
-
желание что-либо делать вместе,
-
понимание и принятие,
-
чуткость,
-
любознательность,
-
доверие,
-
снисходительность
-
Непонимание
-
Игнорирование
-
эгоизм,
-
нетерпимость,
-
пренебрежение,
-
раздражительность,
-
равнодушие,
-
немотивированная агрессивность.
Учитель: Давайте проверим правильно ли у вас получилось определить черты. Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть.
КОЗЫ И ВОЛКИ
Цели:
-
исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие;
-
изучить ощущения группы и чужака;
-
поработать с чувствами страха и безопасности.
Вам понадобятся бумажки с надписями "коза" и "волк"
Ход занятия:
Вам потребуются кусочки бумаги по количеству участников группы На части из них написано слово "козленок" На2х- Зх- "коза" На2х-3х- "волк"
Попросите участников вытащить бумажки и не показывать их друг другу. Напомните участникам сказку про семерых козлят. Опишите правила игры:
В одном углу комнаты в тесный круг садятся "козлята" - это "домик". Остальные участники отходят в другой конец комнаты. Каждый из них по очереди подходит к домику, и старается убедить козлят, что он - коза. Цель козлят - решить, пускать или не пускать претендента в домик. Если они впустят волка, он съедает одного козленка (участник выбывает из игры), если прогонят настоящую козу - один козленок умирает от голода (мама не принесла молока). Цель козлят - остаться в живых. Цель коз и волков -попасть в домик.
Обсуждение.
Вообще-то это просто интересная игра, которая позволяет участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в различных ролях. Вот что может быть интересно обсудить :
-
Что чувствовали козлята?
-
На чем они основывались, когда принимали решение?
-
Почему иногда они ошибались?
-
Часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?
-
Что чувствовали козы, когда их принимали за волков?
-
Как они пытались убедить козлят?
-
Бывает ли, что не пустив кого-то в группу, группа что-то теряет?
-
Приятно ли было волкам быть волками?
-
Случается ли в жизни, что кто-то оказывается "волком" против своей воли?
Учитель: Наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. Мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир