Семинар-практикум для педагогов Профилактика синдрома профессионального выгорания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум для педагогов

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

В последние годы всё чаще говорят не только профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания работников.

Профессиональное выгорание - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, и т.д.- всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических личностных ресурсов.

Итак, что собой представляет профессиональное выгорание?

Различают три стадии профессионального выгорания:

1стадия - начинается приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают «+» эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи.

2 стадия - возникают недоразумения с учениками, родителями (у учителей), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему.

В связи с этим выделят три аспекта профессионального выгорания:

1-й - снижение самооценки;

2-й - одиночество;

3-й - эмоциональное истощение, соматизация (усталость апатия, депрессия).

Симптомы профессионального выгорания:

1-я группа - психофизические:

- чувство постоянной усталости

-частые беспричинные головные боли

- резкая потеря и увеличение веса

- полная или частичная бессонница

- постоянно заторможенное сонливое состояние

- ощущение эмоционального и физического истощения.

2-я группа - социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность, депрессия

- повыш. раздражительность на незначительные мелкие события

- постоянное переживание негативных эмоций

- чувство гиперответственности

- чувство неосознан.беспокойства и повыш.тревожности

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы

3-я группа - поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится всё тяжелее, а выполнять её всё труднее

- невыполнение важных задач и застревание на мелких деталях

- чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе

- уч-ль заметно меняет свой рабочий режим («сбегает» либо без надобности задерживается)

- уч-ль постоянно без необходимости берёт работу «на дом», а дома её всё равно не выполняет.

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе стресс и профессиональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние на здоровье.

Наиболее доступными в качестве мер профилактики является использование двух способов:

- естественная регуляция;

- саморегуляция.

Естественные способы - это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства невозможно использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряжённая ситуация или накопилось утомление.

Саморегуляция - управление своим состоянием, достигаемое путём воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием: это могут быть упражнения йоги, ушу, дыхательные и релаксационные упражнения.

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса.

Спутник стресса - это мышечный зажим.


Упражнение «На ниточке»
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.
Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.
Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения.

Понемногу вытягивайте шею.
Затем начинайте вытягивать позвоночник.
Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.


Упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.



Предлагаю ряд упражнений для саморегуляции на рабочем месте.

Упражнение «Проблема»

Упражнение направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, достижение им внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Выполняется в течение 10-15 минут.

1. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-картинки.

2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трех словах.

3. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чем он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своем воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.

4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отраженными в зеркале. Включите в эту «картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает, и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы живете, и людей, которые живут вместе с вами.

5. Когда ваша «картинка» расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваше представление о городе, в котором вы живете, подумайте также обо всей стране, ее огромных пространствах и людях, населяющих города, села, деревни. Расширяя свое воображение, представьте теперь всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.

6. Двигайтесь дальше к расширению «картинки»: подумайте о нашей Солнечной системе - огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и ее равнодушное «спокойствие» и даже безразличие к существованию каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю...

7. Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать ее в двух-трех словах.

Упражнение «Зубной кабинет»

Рекомендуется для тех, кто на работе и в жизни испытывает повышенную тревожность и беспокойство.

1. Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в зубопротезную клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.

2. Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас - стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева - бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.

3. Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: «Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время». Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.

Упражнение «Входи жизнь»

Рекомендуется для тех, кто стресс и плохое настроение «заедает»

(т.е. в ситуации «мой лучший друг - холодильник»).

Сядьте поудобнее, можно закрыть глаза.

Поднимите голову вверх и откройте рот.

Медленно делайте вдох через нос, представляя, что тяните в себя воздух с высоты. Закончив глубокий вдох, проглотите его и мысленно распределите внутри тела.

Порцию побольше «отправьте в желудок».

Сделайте сосредоточенно три таких вдоха.

После этого упражнения вы съедите гораздо меньшую порцию.

И напоследок…
Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

Выводы
• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
• Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.


Всем успехов и хорошего настроения.



© 2010-2022