Тренинг по подготовке к ГИА 9 класс - Стресс на экзамене

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг по подготовке к ГИА (1 занятие на урок 45 минут)

«СТРЕСС НА ЭКЗМЕНЕ»

Цель - научить ребят владеть собой в стрессовых ситуациях на экзамене.

Задачи:

- создать свой «положительный якорь»;

- «обкатать» его при различных стрессорах на игровом экзамене;

- овладеть алгоритмом правильной работы на экзамене;

- смоделировать конкретные ситуации со стрессорами различного характера.

Материалы: магнитофон, карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Дыхание истины»

Все садятся в круг на стульях, расслабляются под тихую приятную музыку.

а) дыхательная гимнастика: на 0-10 делаем медленный вдох, на 11-20 - выдох.

Так 3 раза. Полностью расслабляем тело, насыщаем кислородом и успокаиваемся.

Упражнение 2. «Визуализация»

Закрываем глаза, продолжая находиться в круге. Каждый вспоминает наиболее радостный момент из своей жизни. Вспоминает, какие цвета были тогда в окружающем пространстве, какие запахи, какие звуки, какие ощущения, на чем более всего хотелось бы зафиксировать свои переживания, свои мысли. Что отложилось в памяти как «фотография» того момента, как кинолента - конкретные самые приятные кадры.

Стараемся зафиксировать данные воспоминания, запечатлеть их в своей памяти - «увековечить в камне». И удерживать как можно дольше

Теперь подключаем нагрузку к закреплению «приятного якоря»:

-тихий голос;

-голос, нарастающий по силе звука;

-тихий стук карандаша по столу;

-стук карандаша по столу, нарастающий по силе звука;

-стук сразу громкий и резкий.

Обязательна обратная связь от ребят. Кого-то не смогла сбить ни одна помеха (таких учеников бывает мало), кого-то только громкий и резкий звук, а кого-то выводит из себя и тихий стук карандашом по столу.

Упражнение 3. «Тренируем экзамен»

Все выходят в коридор, ждут, как перед экзаменом. Затем психолог выходит из аудитории в коридор и приглашает всех зайти в класс тихонько по одному, рассаживаясь за столами.

Берем воображаемый лист с заданием, представляем, что мы его читаем - какие чувства, эмоции, вы при этом испытываете? Каким будет ваше сердцебиение, дыхание, степень сухости ладоней? Есть ли проблемы с четкостью и ясностью мышления?

Даем высказаться абсолютно всем желающим. Ведь ученик, проговоривший свое состояние вслух, уже становится его «хозяином», осознает свои проблемы, страхи, «слабые зоны» на испытательных пробах. И чем активнее все высказываются - тем лучше для всех членов группы.

Далее объясняем алгоритм действия на экзамене:

Алгоритм:

-Переворачиваем лист заданием вниз, чистым к себе - кладем на стол.

-Дышим, как на тренинге - успокаиваемся.

-Применяем свой «якорь» - визуализируем положительную картинку, не закрывая глаза - концентрируемся на тех положительных эмоциях, спокойствии и умиротворении, которые дает нам наш «положительный якорь».

-Берем опять лист, представляем, как читаем то же задание - с каким настроем, эмоциями, дыханием, сердцебиением это проходит уже теперь - снова все желающие высказываются о своих ощущениях, эмоциях, состоянии (оно уже гораздо лучше, чем при первом прочтении задания).

-Снова визуализируя положительную картинку-«якорь». Ждем, когда утихнет уже меньшее сердцебиение - теперь медленно читаем задание дробными мелкими порциями. Спокойно осмысливаем по частям (чем меньше порция - тем лучше), не охватывая сразу весь текст и не утопая в ужасе от количества и сложности предстоящих решений.

Ели это задание по русскому языку на свободное сочинение - составляем предложения простые или сложноподчиненные, в знании синтаксиса которых мы абсолютно уверены. Пишем только те слова, орфографию которых мы точно знаем и уверены в их написании.

Желательно повторение тренинга еще 1-2 раза с различной нагрузкой, моделируя различные ситуации на экзамене.

У ребят, прошедших тренинг, у всех получилось на пробном экзамене войти в нужное состояние и без проблеем начать выполнять задание.

Главное - создать нужную атмосферу на тренинге.



© 2010-2022