Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиума

У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил. Начало школьной жизни накладывает отпечаток на поведение ребенка. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуа...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русскополянская гимназия №1»

Русско - Полянский муниципальный район Омской области





Диагностический пакет для

психолого-педагогического консилиума





«Социально-психологическая адаптация учащихся первого класса»



Составитель: Педагог-психолог

Иванова Тамара Валентиновна








Русская Поляна 2015


Содержание



Пояснительная записка стр. 3

Цель стр. 3

Задачи стр. 3

Актуальность стр. 5

Новизна стр. 6

Сроки реализации стр. 6

Список литературы стр. 7

Приложение стр. 8































Пояснительная записка.


Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе».

Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам общения и воспитания, в частности при организации психолого-педагогического консилиума.

Для педагогов Русскополянской гимназии психолого-педагогический консилиум является ценнейшим инструментом, который позволяет составить для каждого ученика собственный образовательный маршрут. Это является основной целью проведения психолого-педагогических консилиумов.

Задачи консилиума:

  1. Взаимное обогащение знаниями каждого из его участников.

  2. Знакомство педагога-психолога со спецификой школьной программы.

  3. Формирование у педагогов понимания психологических истоков успешности (или не успешности) учащихся.

  4. Нахождение путей решения возникшей проблемы.

Психолого-педагогический консилиум в нашей гимназии представляет собой самодостаточное, хорошо структурированное мероприятие. Его созыву предшествует возникновение определенной проблемы. На консилиум собираются люди, имеющие отношение к данной проблеме, заинтересованные в ее решение и компетентные.

Обмен мнениями между участниками позволяет ясно и однозначно сформулировать проблему, а затем найти пути ее решения.

Консилиум готовим достаточно долго. Каждый участник проводит необходимую диагностику и собирает материалы, которые помогают более четко и объективно сформулировать проблему и вытекающие из нее задачи работы.

Исходя из поставленной цели и задач, становится ясно, как велика роль педагога-психолога в подготовке и проведении психолого-педагогического консилиума. Практический психолог с целью постановки психологического диагноза и принятия квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии детей должен хорошо владеть основами психодиагностики.

Остановлюсь на общей характеристике предлагаемого пакета психодиагностических методик для психолого-педагогического консилиума «Социально-психологическая адаптация учащихся первого класса».

При выборе методик, вошедших в пакет, к ним предъявлялись следующие требования:

  1. Избираемая методика должна наиболее точно диагностировать соответствующее свойство.

  2. Методика должна быть интеллектуально доступна детям.

  3. Избираемая методика не должна быть физически и психологически трудоемкой при проведении.

  4. Инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений.

  5. Тесты должны быть интересны и занимательны для ребенка.

  6. Избираемая методика должна быть максимально информативной.

В результате обследования детей с помощью методик, входящих в предлагаемый психодиагностический пакет, у психолога складывается достаточно многомерный индивидуальный образ ребенка, необходимый для построения индивидуального образовательно-воспитательного маршрута, и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.


Актуальность

У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил. Начало школьной жизни накладывает отпечаток на поведение ребенка. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, нужно быть внимательным на всех школьных уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять иммунитет.

Обычно физическое и психическое самочувствие первоклассников стабилизируется через один - два месяца при условии, что взрослые учитывают новую ситуацию развития ребенка и используют соответствующие ей формы и методы работы.

Первичная диагностика первоклассника помогает вовремя выявить повышенный уровень личностной тревожности, который может стать причиной первых школьных неуспехов, низкий уровень школьной готовности, несформированность навыков общения и элементов произвольного поведения - как причину невозможности адекватной реакции ребенка на систему новых требований, как следствие - невозможность ответить на них. Таким образом, ранняя диагностика на начальном этапе школьного обучения позволяет спрогнозировать возможное повышение тревожного эмоционального фона первоклассника и скоординировать работу педагога, родителей и психолога для предотвращения школьной тревожности как причины первых неудач ребенка в школе.

Обычно совместные усилия взрослых помогают сделать процесс адаптации ребенка к школе короче, а освоение новой деятельности - успешней.

Новизна

Новизна заключается в комплексном диагностическом обследовании первоклассников направленных на построения индивидуального образовательно-воспитательного маршрута, и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми.

Сроки реализации

Диагностическое обследование первоклассников и коррекционно-развивающая работа проводится в течение учебного года, один раз в неделю продолжительностью 40 минут.















Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: «Генезис», 2000.-347с.

  2. Битянова М.Р. Консилиум в школе.// Школьный психолог, №5, 2002.

  3. Беглова Т.А. Современное творчество.// Школьный психолог, №27-29, 2002.

  4. Гобова Е. Мотивационная (желаемая) диагностика в начальной школе.// Школьный психолог, №31, 1999.

  5. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №3, 1996.

  6. Кореневская В.К. Нарисуй, ответь, напиши!// Школьный психолог, №15, 2002.

  7. Лусканова Н. Школьная мотивация в начальной школе// Школьный психолог, №9, 2001, стр.8-9.

  8. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995.- 512С.

  9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

  10. Панченко С.М. Проективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог, №12, 2000.

  11. Практическая психология // Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера». 2000.- 528с.

  12. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция / авт.- сост. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2014.- 143 с.

  13. Рабочая книга школьного психолога // Под редакцией Дубровиной И.В.- М.: «Просвещение», 1991. 303с.

  14. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог, №18, 2003.

Приложение

Пакет психологических диагностических методик для психолого-педагогического консилиума


«Социально психологическая адаптация учащихся первого класса»


Проективная рисуночная методика «Школа зверей»

(диагностика адаптации учащихся в школе)

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

При диагностике этого явления психолог, прежде всего, сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них - «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте - при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка. Ведущий: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес, сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция. Ведущий: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «Х» или букву «Я». Учителя-животное обозначают буквой «У».

Интерпретация

  1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка.

Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

  1. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий - все это защита от окружающих. Агрессивная - если выполнена в острых углах; со, страхом или тревогой - если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, заслоны.

  1. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим - о проявлении тревожности, очень сильный - о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

  1. Наличие деталей, соответствующих органам чувств - глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот - о легкости возникновения страхов. Зубы - признак вербальной агрессии.

  1. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорят о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

  1. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

  1. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона, говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.


Мотивация учения по Гинзбургу

Ребенку предлагают продолжить предложение «Я хожу в школу потому что,...»,выбрав три понравившихся варианта ответов.

Варианты ответов:

  1. родители заставляют (родительская мотивация);

  2. люблю учиться (познавательная мотивация);

  3. в школе весело, можно поиграть (мотив общения);

  4. хочу быть большим, в школе я чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким (позиционный мотив);

  5. без знаний никем не станешь (социальный мотив);

  6. люблю получать хорошие оценки и люблю, когда меня хвалят за успехи в учебе и труде (мотив престижа);

Каждое высказывание сопровождается показом соответствующего рисунка.

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиума

Методика Н. Лускановой «Отношение детей к школе и учебному процессу»

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

    1. не очень

    2. нравится

    3. не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    1. чаще хочется остаться дома

    2. бывает по-разному

    3. иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

    1. не знаю

    2. остался бы дома

    3. пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    1. не нравится

    2. бывает по-разному

    3. нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    1. хотел бы

    2. не хотел бы

    3. не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    1. не знаю

    2. не хотел бы

    3. хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    1. часто

    2. редко

    3. не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    1. точно не знаю

    2. хотел бы

    3. не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    1. мало

    2. много

    3. нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    1. нравятся

    2. не очень

    3. не нравятся

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.

№ вопроса

Оценка

за 1 ответ

Оценка

за 2 ответ

Оценка

за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

  1. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  1. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

  1. 10 - 14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

  1. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты.


Изучение самооценки. Методика В.Г. Щур «Лесенка»

Ребенок должен «поставить себя» на одну из одиннадцати ступенек лесенки, где на пяти верхних ступеньках находятся «хорошие» дети (чем выше, тем лучше), а на пяти нижних - «плохие дети» (чем ниже тем хуже), на «площадке» (шестая ступенька) располагаются «средние дети» (не «плохие» и не «хорошие»).

При обработке результатов каждой ступеньке приписывается соответствующее количество баллов: 11-я ступенька - 1 балл, 10-я ступенька - 2 балла и т.д.

Ключ

1-4 балла - низкая самооценка.

5-7 баллов - средняя самооценка.

8-11 баллов - высокая самооценка

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума


Анкета для родителей первоклассников

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?

а) неохотно;

б) без особой охоты;

в) охотно, с радостью.

2. Приспособился ребенок к школьному режиму? Принимает ли его как должное?

а) пока нет;

б) не совсем;

в) в основном.

3. Переживает за свои учебные успехи и неудачи?

а) скорее нет, чем да;

б) не вполне;

в) в основном.

4. Каков преобладающий характер школьных впечатлений вашего ребенка?

а) в основном отрицательные впечатления;

б) положительные и отрицательные впечатления;

в) положительные впечатления.

5. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашнего задания?

а) довольно часто;

б) иногда;

в) не нуждается в помощи.

6. Как ребенок преодолевает трудности работе?

а) пред трудностями сразу пасует;

б) обращается за помощью;

в) настойчив в преодолении трудностей.

7. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

а) сам этого сделать не может;

б) иногда может;

в) как правило, может.

8. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

а) довольно часто;

б) бывает, но редко;

в) такого практически не бывает.

9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

а) нет;

б) скорее нет, чем да;

в) скорее да, чем нет.

Преобладание ответов «в» говорит об успешной адаптации ребенка к школе. Преобладание ответов «а» говорит о дезадаптации.

Социометрический тест

Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит.

Перед началом исследования члены группы получают инструкцию: «Просим вас ответить на наши вопросы, записав свои ответы на листке бумаги. Его нужно подписать».

Вопросы:

С кем из ребят вашего класса тебе приятно вместе играть и учится? Выбери троих.

С кем из ребят вашего класса ты не хотел бы дальше вместе учиться? Выбери троих.

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.




Социометрическая матрица

ФДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаамилия

выбираемого члена группы

Фамилия выберающего члена группы

Иванов

Петров

Егоров

Сидоров

....

Итоговые данные

Количество сделанных выборов

Количество сделанных отклонений

Иванов

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума

3

1

2




Петров

1

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума

2





Егоров


3

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума

1




Сидоров


4


Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума




....








Итоговые данные








Количество сделанных выборов








Количество сделанных отклонений









В приведенном в таблице фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый - на Сидорова, третий - на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или отклонения.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящейся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы. Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений. В заключение устанавливается общее число выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу.

Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений.

Обработка и интерпретация результатов

Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы - мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.

Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:

  1. Разницы между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Это индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.

  2. Разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений. Это - оценка отношения группы к данному человеку.

  3. Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это - индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.

  4. Количество полученных взаимных отклонений. Это - индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы. Первые два индекса могут принимать как положительные, так отрицательные значения. Третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы, если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «-» (если дело касается взаимных отклонений).

Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида - - - - о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подсистемах системы групповых отношений.



Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики".

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • Лист ответов

  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников -10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них - необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 - твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 - твое настроение на уроке чтения,
№4 - твое настроение на уроке письма,
№5 - твое настроение на уроке математики
№6 - твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 - твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 - твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 - твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 - придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 - место красного цвета - место желтого цвета) / (18 - место синего цвета - место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  • 0 - 0,5 - хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

  • 0,51 - 0,91 - компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

  • 0,92 - 1,9 - оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

  • Свыше 2,0 - перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) - аутогенная норма - является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  • Больше 20 - преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

  • 10 - 18 - эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

  • Менее 10 - Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций - в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные - коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе - блок базового комфорта,
Справедливость - обида - блок личностного роста,
Дружба - ссора - блок межличностного взаимодействия,
Доброта - злоба - блок потенциальной агрессии,
Скука - восхищение - блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций - например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания - горе-скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе

  • с амбивалентным отношением

  • с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

  • достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

  • частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

  • недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  • достаточный

  • частичный

  • недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

  • первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

  • первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа - первоклассники с частичной адаптацией - чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.



Сводная таблица по результатам исследования адаптации первоклассников

Фамилия, имя

Эмоциональный компонент

Общий уровень адаптации

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Отношение к одноклассникам

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Уровень эмоциональной адаптации

Иванов А.

-

-

+

+

12

амбивалентный

частичный

Макарова М.

+

-

+

+

17

положительный

достаточный

Васин П.

+

-

-

-

24

отрицательный

недостаточный









Лист ответов к тесту «Домики»



Фамилия, имя класс дата

1 задание



1 2 3 4 5 6 7 8

2 задание

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3 задание

Диагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиумаДиагностический пакет для психолого-педагогического консилиума


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10





Получение обратной связи от детей, обучающихся в первом классе

Учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и «фотографию» зверят (портреты нарисованы или наклеены).

Психолог. Ребята, вам пришло письмо. А в нем - сказочная история. Послушайте ее.

Сказочная история

В одном большом и настоящем лесу стояла школа. А учились в ней разные-преразные зверята: большие и маленькие, толстенькие и худенькие, послушные и непослушные, сильные и слабые, добрые и не очень. Были там зверята-отличники, зверята-дрочуны, зверята-фантазеры...были и зверята в очках.

Когда звенел звонок, в лесной школе, начинались уроки. Обычные, как и везде. Учителя рассказывали зверюшкам о повадках лесных обитателей, о том, как найти дорогу в лесу, если вдруг заблудишься, как узнавать по голосам разных зверей и птиц. На уроках математики зверята считали, на уроках письма - писали, на уроках рисования - изображали на бумаге разные звериные следы, на уроках хореографии - танцевали, лазали по деревьям, раскачивались на ветках. Был у зверюшек даже урок сюрпризов, на котором они учились делать приятное друг другу. Уроки там дейсивительно были разные: и такие, которые зверята очень любили, и такие, на которые им совсем не хотелось идти.

Особенно весело было в этой школе на переменах. Мальчики-зверята превращались в самолеты, быстроходные машины, ракеты... и все они носились по коридорам, обгоняя друг друга и громко бибикая. Девочки-зверюшки обычно прыгали через резиночку или играли в куклы. Шум и гам в школе стоял невообразимый, так что учителя иногда затыкали уши.

Так было всегда. Так было и в тот день, когда два друга - медвежонок Тимоша и бельчонок Кеша - задержались в столовой. Кеша, как всегда, быстро съел два бутерброда с ореховым маслом и сушеными грибами, а вот Тимоша не спешил. Он с аппетитом уплетал свои бутерброды с медом и малиновым джемом. Кеша знал, что Тимоша - большой сладкоежка, поэтому не очень на него сердился и даже смеялся, когда тот сладко урчал от удовольствия.

Когда друзья поняли, что опоздали на урок рисования, то изо всех сил бросились бежать. Конечно, быстро бежать после сытного обеда Тимоша не мог, он все время сопел и охал. Кое-как они добежали до конца коридора, где находился их класс, и вдруг увидели маленького беленького зайчонка. Он сидел в углу и горько-горько плакал. Кеша с Тимошей остановились возле зайчонка и стали спрашивать, что с ним случилось и кто его обидел. Но зайчик вместо ответа плакал еще сильней.

Друзьям стало очень жалко зайчика, они хотели ему помочь, но не знали, как это сделать. Кеша трогал длинное зайкино хо, а Тимоша гладил зайчика по голове. Они угостили беднягу орехами и любимым Тимошиным морсом из малинового джема. Когда, наконец, зайчонок перестал всхлипывать, Кеша предложил всем пойти в лес и забраться в дупло большого дуба, где они с Тимошей любили мечтать, играть в морской бой и где никто не мог их отыскать.

Так и сделали. И там зайчонок, его звали Степа, рассказал, что у него сегодня очень несчастливый день. Во-первых, его побил самый сильный в классе мальчик - волчонок Чип. Никто из ребят не пожалел Степу, даже учительница Настасья Михайловна. Она сказала: «Как вы мне надоели!» а еще Степа не успел нарисовать дома заячьи следы. У него заболела мама, и он ходил за лекарством в лесную аптеку. Там была большая очередь, поэтому пришлось задержаться. А на уроке Марья Петровна назвала его лентяем и поставила двойку в дневник. И теперь Степе очень плохо. Ему не хочется нести домой двойку и огорчать маму. Зайка снова заплакал.

Тимоше и Кеше стало грустно, и они вспомнили те ситуации, когда и им бывало плохо и хотелось плакать, Тимоша рассказал, как однажды, когда он забыл дома еду, никто из ребят его не угостил, и он весь день был голодный. А еще учительница Елизавета Матвеевна почти всегда почему-то называла его по фамилии, Наталья Петровна при всех крикнула на него и назвала бестолковым. Кеша сказал, что у него слезы побежали от обиды, и стало очень жалко себя.

Степа слушал очень внимательно, и постепенно его слезы высохли. Зайчонок понял, что каждому когда-нибудь бывает плохо и что у него теперь появились новые друзья. Ему стало легче, и он даже заулыбался.

Тимоша и Кеша решили Степу совсем развеселить «Давайте вспомним что-нибудь хорошее! - предложил Кеша. - А кто вспомнит плохое или грустное, тот будет кукарекать». «Давайте!» - согласились все. Тимоша вспомнил, что однажды, когда он сильно ударился об угол и у него на лбу вскочила шишка, Антонина Егоровна обняла его, вытерла слезы, погладила по голове и сказала: «Не плачь, Тимоша, у тебя скоро все заживет, потому что мы тебя очень любим». Тимоша почувствовал, что от этого ему стало очень хорошо, как будто мама оказалась рядом. И сразу шишка перестала болеть.

Каждый из друзей вспомнил хорошую историю, и они совсем развеселились. Они покачались на ветках, спустились с дерева, попинали шишку и пошли в школу. Зверята не знали, что сделают учителя: будут ли их ругать, поставят ли им «двойку» за поведение, напишут ли замечание в дневник, но им было хорошо оттого, что они помогли в беде другому. Все трое поняли, что когда звери и люди помогают друг другу, веселей становится жить.

Вдруг Тимоша сказал: «А вы хотите узнать, как учатся и живут дети в других школах, не только зверята, но и ребята?» «Конечно, хотим, но как это сделать?» - ответили друзья. «Очень просто: разослать всем письма. А если кому-то плохо, мы поможем», - сказал Тимоша. «Мы будем помогать другим! Здорово придумано! Мы будем спасателями! Ура!» - весело закричали зверята.

Вскоре они записали свою историю. Сбегали в лесную фотографию и втроем сфотографировались на память. В конверт положили письмо, фотографию и вопросы для ребят.

Вот что Тимоша, Кеша и Степан пишут:

Дорогие зверята и ребята! Расскажите нам о своей жизни в школе, о своих друзьях, о своей учительнице, нам очень хочется знать о вас все. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы.

  1. Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко - то на тучу. На солнышко или на тучку похожа твоя учительница? Если на солнышко, то нарисуй солнышко, а если на тучку, то тучку.

  2. Фея в сказках добрая, ласковая, от нее веет теплом. А Снежная королева- красивая, строгая. Когда к ней подойдешь, то от нее веет холодом. Твоя учительница - Фея или Снежная королева? Если Фея, нарисуй цветок, а если Снежная королева, нарисуй елочку.

  3. Когда мама рядом, она обнимает, погладит по голове, возьмет за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Твоя учительница обнимает тебя, гладит по голове или берет за руку, как это делает мама? Если да, то нарисуй цветок, а если нет - елочку.

  4. У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Как ты думаешь, твоя учительница такой человек? Ей можно доверить тайну? Если да, то нарисуй цветок, а если нет - то елочку.

  5. Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые - темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Ты, случайно, не боишься своего учителя? Если нет, то нарисуй цветок, а если боишься - нарисуй елочку.

  6. Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко, как Степе. Когда тебя обидят или ты получишь двойку, приходят ли тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя, сочувствуют ли? Или тебе в классе никто не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуй цветок, а если нет - елочку.

  7. У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у тебя была бы волшебная палочка, захотел бы ты взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе и в этом классе хорошо? Если тебе и в этом классе хорошо, то нарисуй цветок, а если плохо - елочку.

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы. Теперь скорее пришлите свои письма. А если вам сейчас очень плохо, напишите об этом, мы постараемся вам помочь. Можете прислать свои рисунки.

До свидания!

Ваши друзья Тимоша, Кеша и Степа.

После прочтения письма детям предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо.


Рекомендации родителям первоклассников в адаптационный период!

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

  6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился еще один авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

  9. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


© 2010-2022